Теоретические основы управления нововведениями на предприятии

3.1.1 Роль нововведений в жизнедеятельности предприятия

Понятие «нововведение» означает прогрессивное новшество, задействовованное в динамике, которое является новым для организационной системы, принимающей и использующей ее. Слово «инновация», по смыслу идентичное «нововведению» — это вариант английского слова «innovation»: развивающийся, комплексный процесс создания, распространения и использования новшества, которое способствует развитию и повышению эффективности инновационной деятельности организации.

Общеизвестно, что организации развиваются посредством нововведений. Разные по масштабам и сложности, они позволяют организации приспосабливаться к изменяющимся условиям, повышают их жизнеспособность и эффективность. Нововведения затрагивают оборудование, технологию, выпускаемую продукцию, организационную структуру, нормы и задачи. Например, нововведения, связанные с повышением гибкости производства за счет применения станков с ЧПУ и обрабатывающих центров, снижают уровень затрат рабочего времени на создание готового продукта, что характеризует стадию цивилизации в развитии общества. Функции рабочего трансформируются в функции оператора производственного процесса. Освобождение рабочих от физически тяжелых и однообразных операций снимает социальную напряженность, а сам труд делают более привлекательным, творческим. Следовательно, переход к гибкому автоматизированному производству позволяет существенно сократить производственные площади, которые заняты механообрабатывающим оборудованием, значительно улучшив все технико-экономические показатели производственно-хозяйственной деятельности организации.

Закономерность описанного кругооборота вполне понятна и в настоящие время признается всеми как основание для роста организации. Поэтому разработка и внедрение нововведений превращаются в непрерывный управляемый процесс, охватывающий все сферы производства и товарных рынков. Создание необходимых и достаточных условий для успешного внедрения нововведений позволяет организации повышать как конкурентность выпускаемой продукции, так и рентабельность деятельности.

Инновационная деятельность предприятия — это особый новаторский процесс создания чего-то нового, процесс хозяйствования, в основе которого лежит постоянный поиск новых возможностей, ориентация на инновации. Оно связано с готовностью предпринимателя брать на себя весь риск по осуществлению нового проекта или улучшению существующего, а также возникающую при этом финансовую, моральную и социальную ответственность. Инновационное развитие предпринимательства — это высшая стадия предпринимательской деятельности, предоставляющая клиентам новые решения их проблем (новые изделия, услуги, технологии и другое), а также выявляющая новые инновационные возможности для собственного бизнеса, т.е. решения внутренних проблем (структурные изменения, реинжиниринг бизнеса и знаний и тому подобное). В общем плане его можно определить как общественный технико-экономический процесс, приводящий к созданию лучших по своим свойствам товаров (про­дукции, услуг) и технологий путем практического использования нововведений.

В экономической литературе выделяются три основных вида инновационного предпринимательства:

1) инновация продукции — процесс обновления сбытового потенциала предприятия, обеспечивающий выживаемость фирмы, увеличение объема получаемой прибыли, расширение доли на рынке, сохранение клиентуры, укрепление независимого положения, повышение престижа, создание новых рабочих мест и т.д.;

2) инновация технологии — процесс обновления производственного потенциала, направленный на повышение производительности труда и экономию энергии, сырья и других ресурсов, что, в свою очередь, дает возможность увеличить объем прибыли фирмы, усовершенствовать технику безопасности, провести мероприятия по защите окружающей среды, эффективно использовать внутрифирменные информационные системы;

3) социальные инновации — общий процесс планомерного улучшения гуманитарной сферы предприятия; применение инноваций такого рода расширяет возможности на рынке рабочей силы, мобилизует персонал предприятия на достижение поставленных молей, укрепляет доверие к социальным обязательствам предприятия перед сотрудниками и обществом в целом.

3.2.1 Понятие и система управления нововведениями на предприятии

В середине XX в. сложилось современное понимание предпринимателя как новатора, и задача предпринимателя-новатора заключается в том, чтобы реформировать и революционизировать способ производства путем внедрения изобретений, а в более узком смысле — путем использования новых технологических возможностей для производства принципиально новых товаров или производства старых товаров новыми методами благодаря открытию нового источника сырья или нового рынка готовой, вплоть до реорганизации прежней и создания новой отрасли экономики. Сутью этого определения является признание новаторства и новизны вообще как неотъемлемой черты предпринимательства. Действительно, поиск новых идей и их реализация — это одна из самых сложных задач предпринимателя. Здесь требуется умение не только творчески мыслить и находить новые решения, но и понимать расклад сил, действующих в сложившейся обстановке, т.е. речь идет обуправлении нововведениями на предприятии.

По способу организации инновационного процесса в фирме можно выделить три модели управления нововведениями на предприятии:

1) на основе внутренней организации, когда инновация создается и (или) осваивается внутри фирмы ее специализированны­ми подразделениями на базе планирования и мониторинга их взаимодействия по инновационному проекту;

2) на основе внешней организации при помощи контрактов, когда на создание и (или) освоение инновации размещается между сторонними организациями;

3) на основе внешней организации при помощи венчуров, когда фирма для реализации инновационного проекта учреждает дочерние венчурные фирмы, привлекающие дополнительные сторонние средства.

Для производства научно-технической продукции (товаров, услуг) предпринимателю также необходимы основные средства (ОС)в виде сооружений, помещений, специального оборудования, оснастки, инструментов и тому подобного. Предприниматель может прибрести их у собственников или арендовать. За требуемые для инновационной деятельности ОС необходимо уплатить денежную сумму, размер которой зависит от вида и количества ОС и их стоимости.

Для осуществления инновационной деятельности предпринимателю также необходимо привлекать научно-технические кадры, производственный персонал, т.е. рабочую силу, затрачивая на это определенные денежные ресурсы. Если предприниматель не обладает собственными денежными средствами, то они могут быть привлечены со стороны в виде кредита, с последующим возвратом и выплатами в виде процентов по кредиту

Осуществление предпринимательской деятельности невозможно без своевременного получения необходимой информации, которая может быть получена от сторонних обладателей на платной основе.

Результатом инновационной деятельности выступает готовый товар, продукция, услуга, которые предприниматель реализует Потребителю инновационной продукции по цене, включающей в себя затраты на производство и прибыль предпринимателя. Результатом предпринимательской деятельности является получение прибыли и, как следствие, взаимодействие с финансовыми органами по уплате налогов.

Управление нововведениями на предприятии как процесс включает в себя четыре стадии: поиск новой идеи и ее оценка; составление бизнес-плана; поиск необходимых ресурсов; управление созданным предприятием. Для инновационного предпринимательства эти основные четыре стадии целесообразно разбить на более мелкие.

Далее представлена логическая цепь основных стадий инновационного предпринимательства при разработке товара- новинки.

Рис. 2 Схема основных этапов разработки товара-новинки [39]

При ограниченности материально-финансовых ресурсов и рыночной неопределенности значительную роль в успехе инновационных предприятий играет качество организации и управления. В связи с этим именно малые инновационные предприятия наиболее эффективны, так как для них характерно отсутствие строго формализованных структур управления, что обеспечивает быстроту и гибкость в принятии решений.

Планирование нововведений на предприятии

3.2.1. Стратегическое планирование нововведений на предприятии

Стратегическое планирование— это процесс формулирования миссии и целей организации, выбора специфических стратегий для определения и получения необходимых ресурсов и их распределение с целью обеспечения эффективной работы организации в будущем.

Процесс стратегического планирования является инструментом, помогающим в принятии управленческих решений. Его задача заключается в обеспечении нововведений и организационных изменений в достаточном объеме для адекватной реакции на изменения во внешней среде. Планирование стратегии не завершается каким-либо немедленным действием. Обычно оно заканчивается установлением общих направлений, следование которым обеспечивает рост и укрепление позиций организации.

Процесс стратегического планирования требует как формальных, так и неформальных процедур его реализации. Чтобы разобраться и правильно оценить взаимосвязи, взаимодействие и взаимообусловленность всех подразделений организации, видов ее деятельности и достаточно сложную систему планов, процесс планирования нужно организовать и формализовать.

Формализация процесса планирования и включение в функциональные обязанности руководителей среднего звена подготовки информации стратегического характера гарантирует, что многие перспективные предложения не пройдут мимо внимания плановиков, занимающихся разработкой стратегии организации. Очень важно создать систему стимулирования за предложения, связанные с разработкой новой технологии, продукции, новых рынков и др.

Включение в систему планирования современной вычислительной техники, экономико-математических методов и моделей позволяет значительно поднять средний уровень плановой работы в организации и обоснованность принимаемых стратегических решений. Таким образом, формализация процесса планирования позволяет приобщить к стратегическому мышлению широкий круг руководителей и специалистов среднего звена. В принципе, процесс стратегического планирования мало, чем отличается от процесса принятия решений. Здесь также нужно не только принимать решения, но и постоянно решать задачи, связанные с выбором альтернативных действий. Это относится к выбору миссии и целей организации, самой стратегии, распределению ресурсов, выбору стратегических задач. Поиск альтернативных решений во многом обусловлен адаптивным характером стратегического планирования. Адаптивность — непременное условие стратегического плана реализуется через ситуационный подход к планированию и предполагает наличие альтернативного плана и стратегии, на которые может переходить организация. Это реакция на перемены, происходящие в ее внешнем окружении.[40]

Сущность процесса планирования стратегии сводится к поиску ответов на вопросы: Каково настоящее положение организации, какова стратегическая ситуация, в которой она находится? В каком положении руководство организации хочет видеть ее в будущем? Какие препятствия могут возникнуть на пути к поставленной цели? Что и как нужно сделать, чтобы достичь целей руководства?

Стратегическое планирование включает в себя процессы подготовки принятия решения реализации нововведения на предприятии, принятие управленческих решений, реализацию принятого решения, и контроль за реализацией инноваций. В свою очередь, процесс реализации принятого решения состоит из нескольких этапов, таких как планирование, финансирование, стимулирование, организация реализации инноваций.

Процесс подготовки принятия решения реализации нововведения предполагает:

1) Прогнозирование инновационного развития организации

2) Оценку инновационного потенциала организации

3) Оценку сильных и слабых сторон организации

4) Оценку внешней среды предприятия и инновационного климата

Прогнозирование инновационного развития организации как один из способов повышения обоснованности подготовки решений по выработке и реализации инновационной деятельности. Поскольку такое прогнозирование связано с научным предвидением обновления основных факторов производства и его социально-экономическими последствиями, оно должно проводиться в каждой социально-экономической системе по двум блокам. В первый следует включить прогнозы научных изысканий и возможностей их поэтапных трансформаций в инновации по каждому элементу производственных ресурсов (техника, энергетика, материалы, средства труда, технологические системы, организации, управление обновленными системами). Во второй блок входят прогнозы: социально-экономических результатов прогнозов первого блока; оптимальных сроков и масштабов использования новых элементов основных факторов производства; механизма использования новых возможностей, включая структурную перестройку системы и необходимые инвестиционные ресурсы.

Инновационный потенциал организации - это мера готовности выяснить задачи, обеспечивающие достижение поставленной инновационной цели, т.е. мера готовности к реализации проекта или программы инновационных стратегических изменений.

Потенциал организаций — главный критерий целесообразности их существования. Через развитие потенциала идет развитие организации, ее подразделений, а также всех элементов производственно-хозяйственной системы. Развитие организации рассматривается как реакция на изменения внешней среды и потому носит стратегический характер.Потенциал организации имеет две составляющие: готовность к стабильной производственной деятельности и готовность к инновациям. От состояния инновационного потенциала зависит выбор инновационной стратегии, поэтому его оценка — необходимая операция процесса разработки стратегии Оценка сильных и слабых сторон организации

Для оценки применяется метод СВОТ-анализа — оперативный диагностический анализ фирмы и ее среды. Анализ среды фирмы осуществляется с целью:

выявления в ее потенциале силы (S); выявления в ее потенциале слабости (W); установления возможностей (О), предоставляемых организации ее внешней средой; выявления угроз (Т) для фирмы со стороны внешней среды.

Осмысление возможных ситуаций осуществляется по матрице СВОТ-анализа.

Матрица СВОТ-анализа строится на двух векторах: состоянии внешней среды (горизонтальная ось) и состоянии внутренней среды (вертикальная ось).

Таблица 1. Общий вид матрицы SWOT - анализа [41]

  ВНЕШНЯЯ СРЕДА ФИРМЫ
  Возможности (О) Угрозы (Т)
ВНУТРЕН­НЯЯ СРЕДА ФИРМЫ Оценка потенциала Сила (S) Слабость (W) 1. Поле SO 4.Поле WO 2. Поле ST 3.Поле WT
       

Складываются следующие группы ситуаций:

1. «сила — возможности». Фиксируются те сильные стороны потенциала организации, которые обеспечивают ей использование представившихся возможностей. Если в целом по некоторой открывающейся возможности ее позиции очень сильны, то это поможет принять соответствующую стратегию их использования.

2. «сила — угрозы». Фиксируются те слабые стороны потенциала организации, которые не дают шанса использовать представившиеся возможности. Могут рассматриваться стратегии развития потенциала.

3. «слабостьугрозы». Это наихудшее сочетание для организации. Тем важнее обратить на него внимание. Снижение угроз возможно лишь разработкой стратегий развития своего потенциала.

4. «слабость — возможности». Руководству организации следует определить целесообразность использования возможностей при наличии таких слабых сторон состояния организации или целесообразность поиска стратегии развития потенциала.

Внешняя среда предприятия и оценка инновационного климата

В качестве дальнего окружения организации внешняя макросреда не всегда непосредственно влияет на организацию. Чаще это влияние передается через внешнюю микросреду (ближайшее окружение), которая прямо, непосредственно влияет на организацию. Цели достигаются разработкой и реализацией стратегий, т.е. формированием и использованием потенциала организации. Любая оценка составляет лишь определенную операцию анализа. Операция, завершающая анализ, очень важна. Качество оценки зависит от состава учитываемых факторов, от точности моделирования связи фактора (параметра внешней макросреды) с объектом оценки (параметрами организации), от качества прогнозирования динамики их изменения. Все это определяется квалификацией и информированностью аналитиков и экспертов. Оценка состояния и влияния макросреды проходит три стадии: на первой оценивается состояние и влияние отдельных факторов сферы; на второй — влияние сферы в целом; на третьей подводится итог влиянию всей внешней макросреды.[42]


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: