В политологии выделяются различные типы государств. Наиболее устоявшимися критериями типологии государств являются: форма правления и форма государственного устройства. Под формой государственного правления принято понимать организацию верховной государственной власти, её структуру, правовой статус и субординацию высших органов, степень участия населения в их формировании. Существуют две основные формы правления: монархия и республика. Правовое различие между ними основано на источнике власти – в первом случае переход ее по праву наследования, во втором – делегирование властных полномочий от народа его представителям.
Монархия в прошлом была самым распространенным и наиболее длительно существовавшим типом государства. Монархия – форма правления, в соответствии с которой высшая власть в государстве полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства – монарха. Среди монархий различают две разновидности: абсолютную и конституционную. Абсолютная монархия - форма правления, при которой власть правителя не имеет ограничений и носит единоличный, самодержавный характер. Историческими формами неограниченной монархии являлись деспотия, теократия, сословная монархия, абсолютизм. В современном мире такая форма правления существует в Саудовской Аравии, Брунее, Катаре, Омане.
|
|
По мере демократизации общества на смену неограниченной монархии пришла монархия ограниченная, или конституционная. Конституционная, или парламентская монархия представляет собой форму правления, где власть монарха ограничена конституцией. Чаще всего монарх в таком государстве «царствует, но не правит», руководство страной осуществляется парламентом и правительством. Парламент выполняет законотворческие функции, а правительство осуществляет исполнительную власть, в государстве формируется независимое правосудие и муниципальное самоуправление. Следует отметить, что правительство в конституционной монархии формируется парламентским большинством и подотчетно парламенту, а не монарху. Конституционные монархии в современном мире существуют в Бельгии, Великобритании, Дании, Испании, Нидерландах, Норвегии, Швеции и других странах.
В современной политической практике наиболее распространенной формой правления является республика. Республика – форма правления, в которой высшая власть принадлежит выборным органам – парламенту, президенту. Формирование органов государственной власти происходит на основе всеобщих выборов, т.е. единственным источником власти в государстве является народ. В зависимости от объема, соотношения и структуры властных полномочий парламента и президента различают следующие виды республик: парламентская, президентская, смешанная.
|
|
В парламентской республике вновь избранный парламент формирует правительство на основе партий, одержавших победу на выборах. Основными средствами влияния парламента на правительство является законотворчество и принятие вотума недоверия, означающего отставку правительства. Руководитель правительства, или премьер – министр - первое лицо в парламентской республике, а президент часто является лишь номинальным главой государства, фактически выполняющим представительские, церемониальные функции (визиты за рубеж, вручение наград и т.п.). Парламентская республика существует в Австрии, Индии, Германии, Италии, Испании и некоторых других странах.
Главной отличительной чертой президентской республики является то, что всенародно избранный президент является и главой государства, и главой правительства, руководит внутренней и внешней политикой. Правительство назначается лично президентом и не ответственно перед парламентом. Парламент располагает всей полнотой законодательной власти и независим от президента, который не имеет права роспуска парламента. Президент не несет ответственности перед парламентом, однако, в предусмотренных конституцией страны случаях (государственная измена или другое тяжкое преступление), он может быть привлечен к уголовной ответственности при соблюдении особой процедуры отстранения от должности (импичмента). Президентская республика существует в США, Финляндии, Боливии, Венесуэле, Мексике и других странах.
У каждой из этих форм правления есть свои плюсы и минусы. В частности, в парламентской республике парламент способен контролировать работу кабинета министров, но, с другой стороны, здесь возможны частые правительственные отставки и кризисы, если законодательный орган раздроблен на многочисленные конфликтующие группы. Для президентской республики характерна большая стабильность власти, поскольку ради самосохранения законодательная и исполнительная власть вынуждены сотрудничать, а президент помогает им в поисках согласия. Но парламент не в состоянии действенно влиять на деятельность правительства в периодах между выборами.
Существуют также государства, в которых элементы парламентской республики сочетаются с элементами президентской. Смешанные республиканские формы правления имеют две модели. К первому типу относятся республики (к примеру, Франция), в которых президент играет значительно более важную роль, чем в парламентской модели. Президент в таких случаях выбирается на прямых выборах, он существенно влияет на создание правительства и назначение на другие ключевые посты. Но правительство не только зависит от президента, но ответственно и перед парламентом, может быть смещено последним. Наряду с конституционным регулированием важную роль играют структура партийной системы и наличие прочного парламентского большинства. Президент Франции только тогда может прочно удерживать свои позиции, когда располагает поддержкой большинства в парламенте.
Второй тип смешанной республиканской формы правления существует в Швейцарии. Здесь действует конституция, соединяющая в себе черты президентской и парламентской форм правления. Хотя парламент и избирает правительство, но оно не может быть отправлено им в отставку. В свою очередь, правительство не может влиять на парламент. Правительство представляет собой коллегиальный орган, а также имеет – в отличие от президентской системы – формальную возможность законодательной инициативы.
Несмотря на различия всех рассмотренных выше республиканских форм правления, которые, в сущности, сводятся к отношениям между парламентом и правительством, парламенты везде имеют сходные функции, а именно: законодательство, контроль над правительством, представительство и учет общественных интересов. Кроме того, различия между типами республик состоят в порядке формирования и процедуре отставки правительства, а также в статусе президента.
|
|
Форма государственного устройства – это территориально - организационная структура государства. В рамках территориального устройства формируется система территориальных единиц, из которых складывается государство, система управленческих связей между центральной властью и этими территориальными единицами. В политологии принято выделять две основные формы государственного устройства – унитарную и федеративную.
Унитарным считается государство, не имеющее в своей внутренней территориальной структуре образований с признаками суверенитета. В этом смысле унитарное государство называют простым государством. Такое государство делится, как правило, лишь на административно – территориальные единицы (области, районы, города, сельские поселения и т.д.). Оно обладает одной конституцией, одним высшим органом законодательной власти, одним высшим органом исполнительной власти, единой системой судебных органов, единым гражданством. Унитарными государствами является большинство государств мира. В число современных унитарных государств входят Дания, Швеция, Великобритания, Франция и другие страны.
Федерация – это объединение двух или нескольких государственных образований – земель (как, например, в ФРГ), штатов (Бразилия, США), провинций (Канада), республик (Россия). Эти региональные единицы (субъекты федерации) могут иметь собственную конституцию и внутреннее административно-территориальное деление, свои органы власти и управления, правовую и судебную систему. Между высшей государственной властью и субъектами федерации существует разграничение полномочий. В федеративных государствах существуют единые социально – экономическое пространство, денежная система, федеральная конституция, внешние границы, центральная власть. Субъекты федерации, как правило, не имеют права выхода из государственного союза.
|
|
Помимо двух основных форм государственного устройства – унитарной и федеративной, в мире существуют и другие. К ним относится конфедерация – союз независимых, суверенных государств, созданный для достижения каких – либо общих целей – внешнеполитических, оборонительных, экономических. Конфедеративный союз – это добровольное объединение государств, в котором каждое из них делегирует общей центральной власти союза строго ограниченный круг полномочий. Подобные объединения не отличаются устойчивостью. В итоге они либо распадаются (как, например, Норвегия и Швеция в 1905 году), либо перерастают в федерацию (как Швейцарская конфедерация в XIX в.). В настоящее время часть государств, возникших на территории бывшего СССР, предпринимают попытки создать нечто подобное конфедерации в рамках Содружества Независимых Государств (СНГ). К этим попыткам можно отнести создание оборонительного, таможенного и других союзов. Эти союзы предусматривают создание межгосударственных координирующих органов, которым государства-члены союзов делегируют некоторые полномочия в области обороны, торговли, культуры.
Глобализация социально-политической жизни рождает все новые формы объединений государств. Наиболее значительный прогресс в межгосударственной интеграции демонстрирует Европейский союз (ЕС). Европейский союз создал общие рынки товаров, услуг, капиталов, рабочей силы, единую валюту – евро, общий Европарламент, общий суд и совместные финансовые учреждения. Идет процесс принятия Конституции Евросоюза.
Типология государств проводится и по другим критериям. По степени устойчивости политической жизни государства можно разделить на стабильные и нестабильные. Последние отличаются частой сменой президентов, правительств, парламентов, конституций и политического курса страны, большим числом путчей и переворотов. Общество в таком государстве, как правило, находится в состоянии социальной неустроенности, нищеты, беззакония и преступности. С этой точки зрения особой нестабильностью отличаются некоторые африканские и латиноамериканские государства. За 150 лет независимого существования латиноамериканских республик здесь было совершено 535 государственных переворотов.
В отличие от нестабильных государств, стабильные государства имеют устойчивое законодательство, устойчивую высшую власть, действенную конституцию. При этом государство работает на интересы всего общества, развивает демократию и самоуправление, гарантирует защиту и реализацию прав и свобод граждан, развивает сотрудничество с другими государствами. Стабильные государства возглавляют общества с эффективной экономикой, с неконфликтной социальной структурой, с демократическими традициями. К таким государствам относятся Бельгия, Дания, Великобритания, Норвегия, Швеция, Швейцария и другие страны.
Государства могут различаться и по выполняемым ими функциям, точнее, по функциям, имеющим преимущественное, приоритетное значение в их деятельности. Так, можно выделить военное или полицейское государство, характеризуемое гипертрофированным развитием и значительным преобладанием в государственном аппарате структур официального насилия – армии, военно-промышленного комплекса, органов охраны порядка и безопасности. К таким государствам можно отнести современные Кубу, Китай, Северную Корею.
Социальное государство сосредоточивается на приоритетном развитии социальной сферы (здравоохранение, образование, социальное обеспечение и т.д.) и проводит активную социальную политику с целью улучшения жизни всего населения. Примеры подобных государств: Канада, США, Финляндия, ФРГ и др.
Основное назначение правового государства – развитие структур, обеспечивающих защиту прав и свобод всех членов его общества.