Предприятие как микроэкономическая система в своем развитии также проходит определенные этапы жизненного цикла.
Цикличность формирования кризиса предприятия не всегда совпадает с фазой общеэкономического цикла. Безусловно, жизненный цикл предприятия находится в определенной связи и зависимости с фазами экономического цикла страны, в то же время он формируется с другой периодичностью, определяемой конкретными особенностями предприятия.
Жизненный цикл предприятия можно представить параболической кривой, которая делится на пять отрезков (стадий) (рис. 2.1).
Первой стадии – организации и становления соответствует предприятие – экспрелент. Стадия характеризуется большими расходами предприятия, которые не окупаются результатами деятельности, т.е. предприятие работает себе в убыток. На этой стадии предприятие, как правило, не ведет производственной деятельности, однако несет определенные довольно значительные расходы, связанные с регистрацией и организацией нового предприятия, приобретением основных и оборотных средств, наймом рабочей силы. Позднее на этой же стадии начинается производственная деятельность, не
приносящая пока еще прибыли. На этой стадии деятельность предприятия относится к рискованной, т.к. существует опасность кризиса: обновления, ускорения, поиска.
Основной задачей менеджмента предприятия, в т.ч. и антикризисного, является правильное распределение ресурсов для перехода в следующую стадию, которая начинается с достижения безубыточности производства.
Второй стадии – роста соответствует предприятие патиент. Предприятие, которое характеризуется мобильностью и гибкостью к использованию новаций, а также небольшим управленческим аппаратом начинает получать прибыль, размер которой растет увеличивающимися темпами. На этой стадии происходит наращивание производственного потенциала, увеличивается объем производства, а, следовательно, и объем реализации продукции. В конце стадии предприятие подходит к пику своей активности.
На этой стадии также возможно развитие кризиса, вызванного внешними или субъективными внутренними причинами
Третьей стадии – устойчивости или зрелости соответствует предприятие виолент. Предприятие характеризуется высоким уровнем освоения технологии и массовым выпуском продукции, высоким качеством кадрового состава и социальной обеспеченностью персонала, финансовой устойчивостью и агрессивной стратегией, оно достигает вершины успеха и максимального размера доходов, величина которых стабилизируется, прекращается расширение производства, увеличения производства и реализации продукции. Предприятие постепенно утрачивает былой динамизм, наращивая повышенную устойчивость за счет больших своих масштабов и диверсификации. Предприятия – виоленты в наибольшей степени подвержены угрозе кризиса из-за обострения конкурентной борьбы, организационной сложности крупного предприятия и инновационной успокоенности менеджмента. Финансовое оздоровление связано с уменьшением его размеров, избавлением от убыточных производств и снижением издержек. Главная задача менеджмента – максимально увеличить продолжительность этой стадии.
Четвертой стадии – спада соответствует предприятие – коммутант. Параметры жизнедеятельности предприятия заметно ухудшаются – наблюдается резкое снижение объема получаемой прибыли и спад деловой активности предприятия, его развитие практически прекращается. Стадия наступает вследствие агрессивной политики фирм-конкурентов, а также усиливающегося старения материальных и кадровых ресурсов предприятия. Ухудшаются все финансовые показатели, нарушается оптимальная структура баланса.
Пятой стадии – умирания соответствует предприятие –латалент. Предприятие второй раз достигает точки безубыточности производства, в дальнейшем его производственно-хозяйственная деятельность становится нерентабельной. Как правило, значительные изменения такого предприятия путем диверсификации, полной или частичной заменой технологических процессов, а также сменой менеджмента не гарантирует улучшения его положения, поэтому стадия, как правило, заканчивается банкротством и ликвидацией предприятия как юридического лица.
Английский экономист Джон Кейнс отметил характерную черту жизненного цикла предприятия – смену повышающей тенденции понижающей, что свидетельствует о наличии области циклического кризиса, охватывающей стадии спада и умирания. Однако помимо циклического кризиса к ликвидации предприятия могут привести возникающие межэтапные и внутриэтапные кризисы. Однако если наступление кризиса на стадии спада можно объяснить объективными законами развития общества и его отдельных систем, то наступление кризиса на первых трех стадиях вызывается, как правило, или грубыми ошибками высшего менеджмента, или серьезными резкими изменениями во внешней среде.
Менеджмент предприятия должен стремиться к жизненному циклу, в котором стадия устойчивости имеет максимальную продолжительность, а стадии спада и умирания не наступают вообще (рис. 2.2).
|
Однако это идеальный цикл жизнедеятельности предприятия, который невозможен в реальной жизни. При условии грамотной и квалифицированной стратегии управления возможен так называемый «гребешковый» цикл, при котором при первых же, весьма незначительных признаках вероятности наступления кризисной ситуации осуществляется поиск и развитие новых конкурентных преимуществ, позволяющих поддерживать предприятие на стадии устойчивости (зрелости) (рис. 2.3).
К таким конкурентным преимуществам может относиться:
- своевременное снятие с производства устаревших товаров и вывод на рынок новых товаров и услуг;
- изменение системы формирования спроса и стимулирования сбыта;
- применение стратегии предпродажного и послепродажного обслуживания;
- поиск новых сегментов рынка и т.п.
|
|
В зависимости от уровня и квалификации постановки антикризисного управления на предприятии возможны три варианта развития жизненного цикла (рис 2.4)
.
Первый вариант – работа по предотвращению кризиса начинается еще на стадии роста или зрелости, т.е. еще до того, как появятся первые признаки кризиса. В этом случае жизненный цикл развивается по «гребешковому» типу.
Второй вариант – после наступления стадии спада менеджмент фиксирует приближение кризиса и предпринимает меры по его предотвращению или устранению. Причем, чем раньше эти меры приводятся в действие, тем больше шансов на полное восстановление удовлетворительного платежеспособного состояния и тем меньше вероятность банкротства предприятия.
Третий вариант – если на предприятии слаб финансовый менеджмент, не проработана тактика и стратегия управления, руководство не замечает тревожных признаков и не принимает соответствующих мер по их преодолению, то предприятие вступает в стадию умирания, заканчивающуюся, как правило, банкротством и ликвидацией предприятия.