Состав и структура цен

Тема 2. Классификация цен. Стратегия ценообразования

Вопросы для самопроверки

1. Дайте определение понятия «цена».

2. Каковы сущность и роль цены в современной рыночной экономике?

3. Кратко охарактеризуйте этапы процесса ценообразования.

4. Перечислите и раскройте основные принципы ценообразования.

5.Дайте подробную характеристику внешних факторов ценообразо­вания. Опишите возможное влияние этих факторов на процесс ценообразования.

6. Каковы функции цены?

7. Объясните механизм действия цены, покажите взаимосвязь между различными функциями цен.

8. Перечислите принципы ценообразования.

9. Что понимается под «ценовой политикой»?

10. Перечислите основные цели проведения ценовой политики.

11. Какие действия должны предпринимать предприятия, чтобы обеспечить достижение основных целей проведения ценовой по­литики?

12. Какова роль информации в процессе ценообразования и какую информацию должно собирать предприятие при выработке цено­вой политики?

13. В чем заключается специфика принятия решений о ценах на пред­приятии в условиях рыночной экономики?

14.Охарактеризуйте влияние информации о государственной поли­тике в области ценообразования на процесс установления цен в условиях рыночной экономики.

План лекции

2.1. Состав и структура цен

2.2. Система цен

2.3. Признаки классификации цен

2.4. Классификация цен в зависимости от условий поставки

и продажи товаров (франкирование цен)

2.5. Трансфертные (внутрифирменные) цены

2.6. Стратегии ценообразования

Цена на любой товар состоит из определенных элементов, пере­чень которых меняется в зависимости от вида цены. Соотношение отдельных элементов цены, выраженное в долях или процентах, пред­ставляет собой структуру цены.

Себестоимость продукции Прибыль предприятия Акциз по подакцизным товарам НДС Снабженческо-сбытовая надбавка Торговая надбавка
           
Оптовая цена предприятия без НДС (1,2)        
Отпускная цена предприятия без НДС (1,2,3)      
Отпускная цена предприятия с НДС (покупная цена оптового посредника) (1,2,3,4)    
Продажная цена оптового посредника (покупная цена розничной торговли) предприятия (1,2,3,4,5)  
РОЗНИЧНАЯ ЦЕНА (100%) (1,2,3,4,5,6)

Каждый последующий вид цены включает в себя предыдущий.

Определение структуры цены позволяет понять, какую долю в цене составляют себестоимость, прибыль и налоги. На основе этой информации можно принимать решения о возможных резервах и направлениях снижения цен, издержек, об увеличении прибыли, т.е. разрабатывать стратегию и тактику ценообразования на предприя­тии. Если в структуре цены наибольшую долю занимает себестои­мость, то это можно воспринимать как сигнал к снижению конкурен­тоспособности, поскольку предприятие не может принимать полноценное участие в ценовой конкуренции. Большая доля при­были и налогов, и низкая доля себестоимости свидетельствуют об обратной ситуации - предприятие конкурентоспособно и может в конкурентной борьбе использовать фактор снижения цен более сво­бодно.

Когда известна структура цены, можно легко представить себе, как на ней сказывается двойное налогообложение (в случае, если то­вар облагается акцизом), а также влияние большого числа посредников на формирование структуры розничной цены (чем шире круг посред­ников, тем большее число раз будут повторяться такие элементы, как покупная и розничная цена оптового посредника, что приведет к воз­растанию доли снабженческо-сбытовых надбавок в розничной цене).

Доля себестоимости в составе цены нуждается в дополнительном тщательном анализе. Это связано с тем, что все издержки производства продукции и оказания услуг делятся на условно-переменные, доля которых в составе себестоимости мо­жет быть разной, и условно-постоянные. Если предприятие намечает снизить долю издержек в цене продукции, то оно должно провести дополнительный анализ в этой области.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: