Показатели качества продукции

Понятие качества продукции. Система показателей качества продукции

ТЕМА 4.3. КАЧЕСТВО ПРОДУКЦИИ.

1. Понятие качества продукции. Система показателей качества продукции.

2. Стандартизация как основа системы управления качеством продукции на предприятии. Сертификация продукции

3. Сущность и значение конкурентоспособности продукции.

4. Показатели и методы оценки конкурентоспособности продукции. Управление конкурентоспособностью продукции

Качество – совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.

Покупатель считает качественной ту продукцию, которая отвечает условиям потребления независимо от того, какие специфические потребности ей предназначалось удовлетворять.

Действительно, совокупность свойств продукции может быть той же (т. е. качество не изменилось), но для потребителя эта продукция может быть неприемлемой.

Совокупность свойств не может быть плохой или хорошей вообще. Качество может быть только относительным. Если необходимо дать оценку качества продукции, то надо сравнить данный набор свойств (совокупность свойств) с каким-то эталоном. Эталоном могут быть лучшие отечественные или международные образцы, требования, закрепленные в стандартах или технических условиях. При этом применяется термин «уровень качества» (в зарубежной литературе – «относительное качество», «мера качества»).

Но любой документ или эталон узаконивает определенный набор свойств и характеристик лишь на какой-то период времени, а потребности непрерывно меняются, поэтому предприятие, изготовляя продукцию даже в точном соответствии с нормативно-технической документацией, рискует выпускать ее некачественной, не устраивающей потребителя.

Таким образом, основное место в оценке качества продукции или услуг отводится потребителю, а стандарты, законы и правила (в том числе и международные) лишь закрепляют и регламентируют прогрессивный опыт, накопленный в области качества.

Следовательно, качество как экономическая категория – это общественная оценка, характеризующая степень удовлетворения потребностей в конкретных условиях потребления той совокупности свойств, которые явно выражены или потенциально заложены в товаре.

Потребности обычно выражаются в свойствах, в их сравнении с аналогичными свойствами базового, или эталонного, образца.

Такими свойствами могут быть вес, габариты, производительность, цвет, надежность, долговечность и др. Все свойства продукции выделены в группы: показатели назначения (производительность, модность, диапазон измерения); показатели надежности и технологичности; показатели унификации и стандартизации; эстетические показатели; эргономические показатели; показатели транспортабельности; патентно-правовые показатели; экологические показатели; показатели безопасности.

В зависимости от потребности используется тот или иной показатель. Так, например, в целях безопасности эксплуатации важен показатель безотказности; в целях экономии финансовых средств на проведение ремонтов – ремонтопригодность, а в целях снижения затрат на поддержание изделия в работоспособном состоянии – долговечность.

Показатели назначения характеризуют основную функциональную величину полезного эффекта от эксплуатации изделия. Показатели надежности характеризуют изделие с точки зрения надежности эксплуатации – безотказность, ремонтопригодность, долговечность и т.д.

Показатели технологичности – показатели, обеспечивающие рациональное использование материалов, средств труда и времени в процессе технологического цикла.

Показатели стандартизации и унификации характеризуют насыщенность продукции стандартными, унифицированными и оригинальными составными частями, а также уровень унификации по сравнению с другими изделиями. Все изделия могут быть подразделены на стандартные, унифицированные и оригинальные. Чем выше коэффициент стандартизации и унификации изделия, тем лучше с точки зрения производства и эксплуатации.

Экономические показатели отражают удобство эксплуатации изделия человеком. Взаимодействие человека с изделием выражается через комплекс антропометрических, физиологических и психологических свойств человека. Эстетические показатели характеризуют композиционное совершенство изделия (сочетание цветов, выразительность формы).

Показатели транспортабельности отражают степень возможности транспортировки изделия различным транспортом без нарушения его свойств.

Патентно-правовые показатели характеризуют патентную защиту и патентную чистоту продукции.

Экологические показатели отражают степень влияния вредных воздействий на окружающую среду, которые возникают при хранении, эксплуатации или потреблении продукции.

Показатели безопасности определяют степень безопасности эксплуатации и хранения изделия, т.е. обеспечивают безопасность при соблюдении условий эксплуатации, ремонта, простоя.

Указанные показатели в совокупности создают базу для сравнения с другой аналогичной продукцией, позволяют оценить их технический уровень и качество.

Оценка уровня качества продукции — это совокупность операций, включающая выбор номенклатуры показателей качества оцениваемой продукции, определение зна­чений этих показателей и сопоставление их с базовыми.

Содержание операций оценки уровня качества на различных стадиях жизненного цикла продукции и последовательность их проведения показано на рис. 1.

Для целей оценки уровня качества вся промышленная про­дукция разделена на два класса.

Первый класс (продукция, расходуемая при использовании) подразделяется на три группы:

1-я — сырье и топливно-природные ископаемые, про­шедшие стадию добычи, жидкое, твердое и газообразное топливо и др.;

2-я — материалы и продукты (лесоматериалы, искусственное топливо, масла и смазки, химические продукты и др.);

3-я — расходные изделия (жидкое топливо в бочках, баллоны с газами, кабели в катушках и т.п.).

Второй класс (продукция, расходующая свой ресурс) состав­ляют две группы:

1-я — неремонтируемые изделия (электровакуумные и полупроводниковые приборы, резисторы, конденсаторы, подшипники, шестерни и т.п.);

2-я — ремонтируемые изделия (технологическое оборудование, автоматические линии, измерительные приборы, транспортные средства и т.п.).

Указанная классификация применяется для выбора номенк­латуры единичных показателей определенной группы продук­ции, определения области их применения, обоснования выбора конкретного изделия или нескольких изделий в качестве базо­вых образцов, создания системы государственных стандартов на номенклатуру показателей качества продукции.

Номенклатуру показателей качества продукции устанавлива­ют с учетом назначения и условий ее применения, требований потребителей (заказчиков), основных требований к показателям качества продукции и области их применения. При выборе но­менклатуры показателей качества определяют: группу однород­ной продукции и входящие в нее подгруппы и виды, номенкла­туру групп показателей качества, номенклатуру показателей ка­чества групп и подгрупп. Исходную номенклатуру показателей качества продукции устанавливают по рекомендациям табл. 1.

Таблица 1.

Применяемость основных показателей качества по классам и группам продукции

  Первый класс Второй класс
Показатели качества продукции продукции
продукции 1-я 2-я 3-я 1-я 2-я
  группа группа группа группа группа
Назначения + + + + +
Экономичности + + + + +
Надежности:          
безотказности + +
долговечности + +
ремонтопригодности + + +
сохраняемости + + + + +
Эргономические + + + +
Эстетические + + + +
Технологичности + + + + +
Транспортабельности + + + + +
Стандартизации и уни-          
фикации + + +
Патентно-правовые + + + +
Экологические + + + + +
Безопасности + + + + +

Примечания:

Знак «+» означает применяемость показателей, знак «—» — неприменяемость.

Вместо показателей ремонтопригодности для 2-й и 3-й групп продукции
применяются показатели восстанавливаемости.

По согласованию с заказчиком (потребителем) могут быть допущены от­клонения от рекомендаций таблицы.

Уровень качества продукции — это относительная характери­стика ее качества, основанная на сравнении значений показа­телей качества оцениваемой продукции с базовыми значения­ми соответствующих показателей. Базовым значением показа­теля является оптимальный уровень, реально достижимый на некоторый период времени.

За базовые могут приниматься следующие значения показателей качества: лучших отечествен­ных и зарубежных образцов, по которым имеются достоверные данные о качестве, а также достигнутые в некотором предыду­щем периоде времени или найденные экспериментальным и теоретическим методами.

Для оценки уровня качества продукции применяют диффе­ренциальный, комплексный или смешанный методы.

Дифференциальный метод основан на использовании единич­ных показателей, чтобы определить, по каким из них достигнут уровень базового образца и значения каких наиболее отличают­ся от базовых. Расчет относительных показателей качества про­дукции (Qi) ведется по формуле:

где Pi — значение i-го показателя качества оцениваемой продукции;

Рib — значение i-го базового показателя;

I=1,…, n — количество оцениваемых показателей качества.

В результате расчетов, произведенных по формуле, улучшению качества может соответствовать как увеличение, так и уменьшение относительного показателя, например уве­личение относительного показателя для единичной мощности (производительности и т.п.) либо его уменьшение для материалоемкости. При наличии нормативных (проектных) ограниче­ний для показателей качества относительный показатель вы­числяют по формуле:

где Pin - нормативное (проектное) значение i-го показателя.

Если одни относительные показатели по результатам расче­тов оказались лучше, а другие хуже, применяют комплексный или смешанный метод оценки. Уровень качества оцениваемой продукции, для которой существенно важно значение каждого показателя, считается ниже базового, если хотя бы один из от­носительных показателей хуже.

Комплексный метод основан на применении обобщенного показателя качества продукции, который представляет собой функцию от единичных (комплексных) показателей. Обобщен­ный показатель может быть выражен главным показателем, от­ражающим основное назначение продукции, интегральным или средним взвешенным.

Если имеется необходимая информация, определяют главный показатель и устанавливают функциональную зависимость его от исходных показателей. Например, главным показателем гру­зовых автомобилей является годовая производительность в т-км, автобусов — производительность в пассажиро-километрах, энергетических турбин — годовая выработка энергии в кВт-ч, в металлорежущих станках — производительность в количестве обработанных деталей и т.п.

Интегральный (обобщенный) показатель используется тогда, когда можно установить суммарный полезный эффект от экс­плуатации или потребления продукции и суммарные затраты на создание и эксплуатацию продукции. Его расчет производится по приведенной ранее формуле.

Средние взвешенные показатели применяют, если нельзя ус­тановить функциональную зависимость главного показателя от исходных показателей качества, но возможно с достаточной сте­пенью точности определить параметры весомости усредняемых показателей.

Смешанный метод основан на одновременном использовании единичных и комплексных (обобщенных) показателей оценки качества продукции. Он применяется в тех случаях, когда сово­купность единичных показателей является достаточно обширной и анализ значений каждого из них дифференциальным методом не позволяет получить обобщающих выводов или когда обоб­щенный показатель при комплексном методе недостаточно пол­но учитывает все существенные свойства продукции и не позво­ляет получить выводы о группах свойств.

При смешанном методе необходимо часть единичных пока­зателей объединить в группы и для каждой определить соответ­ствующий комплексный показатель, при этом отдельные важ­ные показатели можно не объединять, а применять как единич­ные На основе полученной совокупности комплексных и единичных показателей можно оценивать уровень качества про­дукции уже дифференциальным методом.

Для оценки качества совокупности видов разнородной про­дукции используются индексы качества и дефектности.

Индекс качества (Ик) — это комплексный показатель качест­ва разнородной продукции (выпущенной за рассматриваемый период времени), который равен среднему взвешенному относи­тельных значений показателей качества этой продукции.

Индекс дефектности (Ид) — это комплексный показатель ка­чества разнородной продукции, выпущенной за рассматривае­мый период, равный среднему взвешенному коэффициентов дефектности этой продукции (коэффициентом дефектности на­зывается среднее взвешенное количество дефектов, приходя­щихся на единицу продукции).

Индексы качества и дефектности являются универсальными по­казателями, которыми можно оценить качество продукции пред­приятия в целом и проанализировать его изменения за ряд лет.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: