Консалтинговая поддержка бизнеса

Консалтинг - это профессиональная помощь со стороны специалистов по управлению клиен­ту в анализе и решении проблем их функционирования и развития, осуществляемая в форме советов, рекомендаций и совместно вырабатываемых с клиентом решений.

Специалисты, оказывающие профессиональную помощь, называются консультантами. Различают внешних и внутрен­них консультантов. Внешние - это независимые консультацион­ные фирмы или индивидуальные консультанты, оказывающие услуги клиентам на основе соответствующего договора. Внутренние - это специалисты по экономике и управлению, занятые в штате той или иной организа­ции (они составляют аналитиче­скую, «штабную» подсистему организации.

Ниже приведены преимуще­ства консультантов по менедж­менту перед менеджерами:

– независимость и непредв­зятость взглядов;

– более широкий кругозор, обладание обширной информацией в различных областях менед­жмента и хозяйствования (благодаря меньшей загруженности проблемами текущего управления);

– ориентация на широкое изучение и перенос опыта других организаций (в основном это касается внешних консультантов).

Консалтинговые услуги, как правило, осуществляются в форме консалтинговых проектов, а не в форме устных, разо­вых советов.Они включают в себя следующие основные этапы:

– диагностика (выявление проблем);

– разработка решений;

– внедрение решений.

На осуществление такого проекта необходимо от нескольких дней до нескольких месяцев. Иногда контракты с клиентами могут быть и многолетними.

С точки зрения методов можно различать следующие виды консультирования: экспертное, процессное и обучающее. При экспертном виде консультант самостоятельно осуществляет ди­агностику, разработку решений и рекомендаций по их внедре­нию. Роль клиента сводится, в основном, к обеспечению консуль­танту доступа к информации и оценке результатов. При процесс­ном виде консультант на всех этапах проекта активно взаимодей­ствует с клиентом, побуждая его высказывать свои идеи, соображения, предложения, проводить с помощью консультанта анализ проблем и вырабатывать решения. При этом роль консуль­тантов заключается, в основном, в сборе внешних и внутренних идей, оценке решений, полученных в процессе со­вместной с клиентом работы и приведении их в систему реко­мендаций. При обучающем виде консультант не только собирает идеи, анализирует решения, но и подготавливает почву для их возникновения, предоставляя клиенту соответствующую теоретическую и практическую информацию в форме лекций, семина­ров, пособий и т. д.

Преимуществом консультирования является его конкретно-индивидуальный подход. При этом знания, которыми обладают консультанты, трансформируются так, чтобы решить конкретные проблемы того или иного предприятия. При обучении же знания в области менеджмента, экономики, права и т. д. передаются менеджером в общей форме и затем уже применяются ими на практике.

В конкретных проектах или на их различных стадиях могут применяться комбинации всех видов консультирования, иногда оно становится экспертно-промышленным, процессно-обучающим, экспертно-обучающим и т. д.

В Европейском спра­вочнике-указателе консультантов по менеджменту в настоящее время выделены 84 вида консалтинговых услуг, объединенных в восемь групп.

Рассмотрим кратко задачи, для решения которых можно пригласить консультантов по каждой из восьми групп кон­салтинговых услуг.

1. Консультантов по общему управлению приглашают для помощи в решении проблем, связанных с существованием пред­приятия и перспективами бизнеса. Они оценивают состояние дел в организации в целом и внешнюю для нее среду, определяют общие цели и систему ценностей организации, разрабатывают стратегию развития, составляют прогнозы, помогают в организа­ции филиалов и дочерних фирм, дают рекомендации по измене­нию форм собственности и состава собственников, приобрете­нию имущества, акций и паев, совершенствованию организаци­онных структур и т. д.

2. Консультанты по административному управлению (ад­министрированию) занимаются такими вопросами, как форми­рование и регистрация компаний, организация работы офиса, об­работка данных, система административного контроля и т. д. Их основная задача - оптимизировать управление организацией.

3. Консультанты по финансовому управлению оказывают помощь в решении трех основных задач: 1) поиск источников и использование финансовых ресурсов; 2) оценка и повышение текущей финансовой эффективности деятельности организации; 3) укрепление финансового положения организации на перспективу. Они занимаются вопросами финансового планирования и контроля, налогообложения, бухгалтерского учета, размещения ценных бумаг, кредита, страхования, прибыли и себестоимости, неплатежеспособности и т. д.

4. Консультанты по управлению кадрами разрабатывают решения по вопросам подбора сотрудников, контроля качества кадрового состава, системы оплаты труда, повышения квалификации и управления кадрами, охраны труда и психологического климата в коллективе. Их главная задача - содействовать менеджерам в оптимизации привлечениям использования такого клю­чевого для любой организации ресурса, как человеческий фактор.

5. Консультанты по маркетингу оказывают менеджерам помощь в решении жизненно важной для любого предприятия, действующего в условиях рыночной экономики, задачи: обеспечение такого его функционирования, чтобы произведенные им товары и услуги были куплены потребителем. Они занимаются вопросами исследования рынка и обеспечивают принятие реше­ний в области сбыта, ценообразования, рекламы и разработки новой продукции, послепродажного обслуживания и т. д. Поскольку в рыночной экономике наиболее сложной проблемой для предприятия является не производство, а продажа продукции, маркетинг представляет собой одну из самых важных областей консультационного обеспечения бизнеса.

6. Консультанты по организации производства, разбираю­тся в экономических, управленческих и инженерных вопросах, оказывают менеджерам помощь в решении таких задач, как выбор технологии производственного процесса, стимулирование производительности труда, оценка и контроль качества продукции, анализ издержек производства, планирование производства, использование оборудования и материалов, конструирование совершенствование продукции, оценка работ и т. д.

7. Консультанты по информационным технологиям занимаются разработкой рекомендаций по внедрению систем автоматизированного проектирования (САПР) и автоматизированных систем управления (АСУ), информационно-поисковых систем, применению компьютеров в бухгалтерском учете и других количественных методах оценки деятельности предприятия.

8. Специализированные консалтинговые услуги – это виды услуг, которые не относятся ни к одной из семи вышеописанных групп. Они отличаются от них либо методами (обучающее кон­сультирование, информационный консалтинг), либо объектами (консалтинг по управлению электроэнергетикой, телекоммуника­циям, экологии, материально-техническому обеспечению, консал­тинг в государственном секторе), либо характером внедряемых знаний (инженерный консалтинг, юридической консалтинг).

Вопросы для повторения:

1. Что понимается под консалтинговыми услугами, и какими методами они осуществляются?

2. В чем заключается преимущества консультирования?

3. Назовите виды и особенности консалтинговых услуг?

4. Как можно оценить эффективность использования консалтинговых услуг?

5. Чем отличается «плохой» и «хороший» консультант?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: