double arrow

Характеристика ФЗ «О прокуратуре»

Тема 2 – Правовые основы организации и деятельности органов прокуратуры.

Прокурорский надзор.

Аспекты:

- как специфический вид государственной деятельности;

Наличие специального субъекта и специальных полномочий этого субъекта.

- как отрасль науки;

- учебная дисциплина;

Состоит из 2-х частей: общая и особенная.

Особенная часть изучает все отрасли прокурорского надзора.

- совокупность правовых норм закрепленных в НПА различной юридической силы.

Источники – ст.3 ФЗ.:

- Конституция

- ФЗ «О прокуратуре»

- ФЗ

- Международные соглашения

Конституционные основы:

- общие (прямо не регламентируют деятельность прокуратуры);

- специальные (прямо регулируют деятельность прокуратуры) ст. 129 К РФ: закрепила прокуратуру как единую централизованную систему, обозначила порядок назначения на должность прокуроров всех уровней).п. «л» ст.72 К РФ – кадровые вопросы в совместном ведении федерации и субъектов. п. «е» ст. представление на должность ГП в ведении Президента по решению СФ. ч.2 ст.98 К РФ – постановка перед соответствующей палатой ФС вопроса о лишении неприкосновенности депутата. п. «з» ч.1 ст.82 назначение на должность ГП – исключительная компетенция СФ.

Выводы: неразрешенность конституционно-правового статуса оказывает существенное влияние на эффективность работы всех правоохранительных органов. Определение местоположения позволит четко обозначить сущность прокурорской деятельности.

Представляя прокуратуру в виде пирамиды: ГП РФ/прокуратуры субъектов/прокуратуры городов и районов.

ГП назначается Советом Федерации по представлению Президента. ФЗ не содержит требований к лицу на должность ГП. Выбор кандидатуры в исключительном ведении Президента. Каких-либо условий при подборе кандидатов нет. СФ может отклонить кандидатура один раз. По истечении 30 дней Президентом должна быть предложена новая кандидатура.

Конституция лишила ГП права законодательной инициативы.

Она закрепила принцип равноправия субъектов и установила, что прокуроры субъектов назначаются на должность ГП по согласованию с органом государственной власти субъекта. Не установлено с каким именно органом власти происходит согласование. Не обозначено кто должен быть инициатором назначения. Данная согласительная процедура нарушает независимость и централизацию органов прокуратуры.

Конституция РФ закрепила, что иные прокуроры назначаются ГП единолично.

Является специальным правовым документом регламентирующим деятельность прокуратуры по основным направлениям.

3 основные редакции:

- 17.01.1992 г.

- 17.11.1995 г. первый ФЗ О прокуратуре

- 10.02.1999 г.

Основные этапы развития:

- 1991-1992 гг. – 2.01.1991 г. – происходит переход полномочий упраздненной прокуратуры СССР к прокуратуре РСФСР;

- январь 1992 – февраль 1995 гг. При принятии закона изменился характер надзора, надзор перестал быть высшим и тотальным, особое внимание стало уделяться деятельности по защите прав и свобод личности, в законе нашли отражение принципы, закон определил прокуратуру как надзорный орган, закреплено основное требование – деятельность прокуратуры должна осуществляться строго в рамках конституции и закона;

- 1995 – 10.02.1999 гг. – расширены пределы прокурорского надзора, расширено количество объектов общего надзора, закреплена функция координации, впервые закреплен принцип политической независимости, нашли свои отражение различные социальные гарантии, закреплены формы международного сотрудничества.

Редакция 10.02.1999г.

- усилился статус прокуратуры как многофункционального органа;

- исключил положение определяющее назначение прокуроров на определенный срок, кроме ГП;

- общий надзор был отделен от надзора за соблюдением прав человека;

- сформировалась новая отрасль надзора – надзор за исполнением законов судебными приставами.

Выводы:

- за последние годы подверглась существенной реорганизации направленность прокурорского надзора;

- на приоритетные позиции вышла правозащитная деятельность;

- изменились средства реагирования на нарушение закона;

- вышли из-под надзора граждане и суд;

- функция уголовного преследования отграничена от функции надзора.

Пробелы ФЗ «О прокуратуре»:

- необходимо определить место прокуратуры в структуре государственного механизма;

- четко закрепить статус Управления ГП по федеральным округам;

- перечислить требования к кандидату на должность Генерального прокурора;

- перечислить перечень специализированных органов прокуратуры;

- установить императивный характер актов прокурорского реагирования;

- выделить самостоятельную главу – «Конституционный надзор». Корректировать ч.6 ст.35;

- четко разграничить различные виды представлений;

Представления: надзорные и ненадзорные. Надзорные представления – акт прокурорского реагирования. Ненадзорное представление – процессуальный акт, с помощью которого прокурор обжалует необоснованное, несправедливое решение суда.

- разграничить надзор за исполнением законов органов ОРД и осуществляющих предварительное расследование на 2 самостоятельные части;

- четко закрепить в качестве самостоятельной отрасли надзора надзор за исполнением законов судебными приставами;

- привести главы закона в соответствии с процессуальным законодательством;

- установить критерий постановления как акта прокурорского реагирования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: