Лекция №11
Финансы носят исторический характер. Они возникли в условиях товарно-денежных отношений под влиянием функций и потребностей государства.
Термин финансы произошел от латинского «financia», что значит платёж, доход. Впервые со значением «денежный платёж» он начал широко использоваться в 13-15 вв. в Италии. В дальнейшем термин получил международное распространение и стал употребляться как понятие, связанное с системой денежного обращения ресурсов, мобилизуемых государством для выполнения своих политических и экономических функций.
Финансы - это система сложившихся в обществе экономических отношений по формированию и использованию фондов денежных средств на основе распределения и перераспределения валового национального продукта.
Финансы характеризуются следующими признаками:
денежная форма выражения; распределенный характер отношений при отсутствии эквивалентного обмена;
распределение ВНП и НД через специальные фонды.
Содержание этих отношений раскрывается через такие категории как доходы и расходы, прямые и косвенные налоги, дотации, субвенции, субсидии, бюджетные ассигнования и т. д., характеризующие различные виды движений денежных ресурсов и, следовательно, через экономические связи между физическими и юридическими лицами.
Финансовые отношения складываются между субъектами рыночного хозяйства, а также между отраслями и регионами (государством, с одной стороны, и предприятиями, населением, общественными организациями, с другой стороны; между предприятиями; внутри предприятий; между предприятиями и банками). Эти связи образуют структуру финансовых отношений.
Функции финансов:
1) Аккумулирующая - создание материальной основы существования государства и обеспечение его функционирования.
2) Регулирующая - стимулирование деятельности субъекта финансовых отношений с целью развития НТП и решения социальных проблем.
3) Распределительная - формирование и использование денежных средств через соответствующие фонды целевого назначения: госбюджет, фонд социального страхования, специальные фонды, фонды предприятия.
4) Контрольная - обеспечение правильности взимания налогов и использование их по целевому назначению.
Финансовая система - это отношение между экономическими субъектами по поводу формирования и использования фондов денежных средств через соответствующие институты, учреждения на основе законодательно-установленных нормативов.
Структура финансовой системы:
Государственные финансы - это централизованные фонды денежных средств, используемые в соответствии с потребностями государства.
Финансы предприятий и отраслей - это денежные фонды, предназначенные для развития производства и решения социальных вопросов.
Региональные финансы- это территориальные фонды, используемые для развития регионов.
Государственные финансы включают: госбюджет, государственное социальное страхование (пенсионный фонд), государственные внебюджетные фонды, государственное имущественное и личное страхование.
Госбюджет: центральный, местный.
Государственный бюджет
баланс доходов и расходов государства.
Доходы | Расходы |
Налог на прибыль предприятий. | Социально-культурные программы. |
Налог с продаж. | Оборона. |
Местные налоги. | Целевые программы. |
Доходы от внешней экономической деятельности. | Кредиты и помощь другим государствам. |
Рентные платежи. | Финансирование экономики. |
Неналоговые доходы. | Развитие научно-технических программ. |
Подоходный налог. | Управление. |
Средства ссудного фонда и другие статьи доходов. |
Выплаты из госбюджета:
Ассигнование - это выдача денежных средств из госбюджета на содержание предприятий и государственных учреждений.
Субсидии - это вид государственного денежного пособия, предоставляемый государством организациям, учреждениям.
Субвенции - это вид государственного финансового пособия местным органам власти или отдельным отраслевым хозяйственным органам, предоставляемый на цели развития.
Дотации - это вид государственного пособия организациям, предприятиям для покрытия убытков и целей поддержки.
Финансовые льготы:
Адаптационные - предоставляются планово-убыточным или малорентабельным предприятиям, на срок, предусмотренный программой по их финансовому оздоровлению.
Стимулирующие - предоставляются с целью усилить экономическую заинтересованность предприятия в НТП, в первоочередном выполнении государственного заказа и решении социальных задач.
Состояние госбюджета:
Нормальное, если расходная часть госбюджета равна доходной.
Дефицитное, если расходы превышают доходы. Дефицит госбюджета не является опасным для экономики в целом, если он находится на уровне 2-3% ВНП. В противном случае он сказывается на функционировании денежной, кредитной систем и всей экономики в целом.
Дефицитный бюджет:
Причины дефицита госбюджета | Меры по снижению бюджетного дефицита |
-падение доходов в условиях кризисного состояния экономики и уменьшение прироста национального дохода; -уменьшение акцизных налогов, поступающих в госбюджет; -увеличение бюджетных расходов; -непоследовательная финансово-экономическая политика. | -конверсия; -переход от финансирования к кредитованию; -постепенная ликвидация дотаций убыточным предприятиям; -снижение расходов на управление государством; -изменение системы налогообложения; -повышение роли местных бюджетов. |
Государственный долг - это общий размер задолженности правительства владельцам государственных ценных бумаг равный сумме прошлых бюджетных дефицитов. Внешний государственный долг-задолженность государства иностранным гражданам, фирмам, учреждениям. Внутренний государственный долг-задолженность государства гражданам, фирмам и учреждениям данной страны.
Основным источником доходов государства в цивилизованном обществе являются налоги.
Налог - это изъятие в пользу государства части дохода самостоятельно хозяйствующего субъекта, заранее определенный и установленный в законодательном порядке.
Налогообложение - это способ регулирования дохода и источник пополнения государственных средств.
Принципы построения налоговой системы:
1) Всеобщность - охват налогами всех экономических субъектов, получающих доходы, не зависимо от организационно- правовой формы.
2) Стабильность - устойчивость видов налогов и налоговых ставок во времени.
3) Равнонапряженность - взимание налогов по идентичным для всех налогоплательщиков ставкам в доли от доходов и прибыли.
4) Обязательность - принудительность налога; неизбежность его выплаты; самостоятельность субъектов в исчислении и уплате налогов.
5) Социальная справедливость - установление налоговых ставок и налоговых льгот, ставящих всех в примерно равные условия и оказывающих щадящее воздействие на низкодоходные предприятия и группы населения.
В зависимости от субъекта налогообложения налоги делятся на:
-налоги, уплачиваемые юридическими лицами;
-налоги, уплачиваемые физическими лицами.
Необходимо различить источник и объект налогообложения. Источник, независимо от объекта налогообложения -чистый доход общества. Объект-это количество измеримый экономический феномен, который служит базой начисления налогов.
Объектом налогообложения являются:
-доход (с предприятия или населения);
-имущество (недвижимое и движимое);
-передача имущества в наследство, при дарении, а также определенные виды сделок (операции с ценными бумагами) и вывоз товаров за границу (таможенные пошлины).
По механизму формирования налоги делятся на две группы: прямые и косвенные.
Прямые налоги взимаются непосредственно с владельцев имущества, получателей дохода. К ним относятся:
1) Реальные (поземельный, подомовой, на ценные бумаги);
2) Личные (подоходный с населения, на прибыль корпорации, на прирост капитала, с наследства и дарения, поимущественный налог).
Косвенные налоги взимаются в сфере реализации и потребления товаров и услуг, то есть в конечном итоге перекладываются на потребителей продукции.
К ним относятся:
1) фискально-монопольные (индивидуальные, универсальные (налог с оборота), на добавленную стоимость.
2) Акцизы (на отдельные виды товаров);
3) Таможенные пошлины (по происхождению: экспортные, импортные; по целям: фискальные, протекционные, антидемпинговые, преференциальные; по ставкам: специфические, адвалорные, смешанные).
Наряду с объектами в системе налогообложения на меньшую роль играют налоговые ставки и налоговые льготы.
Налоговая ставка: 1) Предельная налоговая ставка- есть прирост выплачиваемых налогов, поделенный на прирост дохода; 2) Средняя налоговая ставка- это общий налог, поделенный на величину налогооблагаемого дохода; 3) Нулевая ставка; 4) Льготная ставка.
Налоговые льготы - это уменьшение налоговых ставок или полное освобождение от налогов отдельных предприятий или производств, в зависимости от их профиля, характера произведенной продукции и выполненных работ, использованной рабочей силы, зоны расположения.
Классификация налогов по признаку соотношений между ставкой налога и дохода:
1) Прогрессивный - средняя ставка повышается по мере возрастания дохода.
2) Регрессивный - средняя ставка понижается по мере возрастания дохода.
3) Пропорциональный - средняя ставка остается неизменной не зависимо от размера дохода.
Финансовая система как важнейший элемент инфраструктуры развитого рынка может использоваться как средство рыночных отношений в хозяйстве. В перспективе работа по оздоровлению государственных финансов РК нацелена на сокращение бюджетного дефицита за счет расходной его части. Ведется работа по совершенствованию налоговой системы. Главный упор делается на косвенные, а не на прямые налоги, и целью является приближение к состоянию макроэкономического равновесия при обеспечении роста экономики.
Контрольные вопросы:
1. Перечислите статьи доходов и расходов госбюджета. Какие из перечисленных являются наиболее важными?
2. Что такое дефицит бюджета? Каковы его причины?
3. Какие виды выплат из госбюджета вы знаете?
4. Какие функции финансов вы знаете?
5. Что такое финансовая система?
6. На какие основные группы делятся налоги?
7. Что может служить объектом налогообложения?
Основные понятия:
1. Акциз
2. Ассигнования
3. Бюджетный дефицит
4. Госбюджет
5. Государственный долг
6. Дефицитный бюджет
7. Дотация
8. Косвенные налоги
9. Льготная ставка
10. Налог
11. Налог на добавленную стоимость
12. Предельная налоговая ставка
13. Прогрессивный налог
14. Пропорциональный налог
15. Прямые налоги
16. Регрессивный налог
17. Система налогообложения
18. Средняя налоговая ставка
19. Субвенция
20. Субсидия
21. Финансы
22. Финансовая система
Литература, рекомендуемая к изучению:
1. Шеденов У.К., Байжомартов У.С., Комягин Б.И., Жунусов Б.А., Сагиндыков Е.Н., Шеденов И.У. Общая экономическая теория» Актобе, 2004.
2. Макконнелл К. Р., Брю С. Л. Экономикс. - М.: Республика, 2003. - Т.1. - с. 18-23.
3. Самуэльсон П. Экономика. - М.: НПО "Алгон" ВНИИСИ. - 1992. - Т.1. с 5-32.
4. Лемешевская Л.В. Экономическая теория: тесты, ситуации, задачи. Минск, 2005.
5. Крымова В. Экономическая теория. Алматы, 2002.
6. Назарбаев Н.А. Казахстан- 2030. Процветание, безопасность и улучшение
благосостояния всех казахстанцев: Послание Президента РК народу Казахстана.
Алматы, 2001.