Спрос и предложение. Рынок. Преимущества и недостатки рыночной экономики

Тема 2. Спрос и предложение.

Рынок. Преимущества и недостатки рыночной экономики.

Экономический рост, интенсивный и экстенсивный

Товар – вещь, продукт труда, удовлетворяющий какую-либо потребность людей, обмениваемая на другой товар.

Товар:

  1. Потребительная стоимость – вещественное содержание богатства, историческая категория. Общественная – когда вещи, изготовленные человеком, используются другими людьми.
  2. Стоимость – овеществленный в нем труд
  3. Меновая стоимость – способность товара в определенных количественных пропорциях быть обмененным на другой товар.

Конкретный труд – труд в качественно-определяющей форме, труд определенного вида, специальности

Абстрактный труд – труд товаропроизводителей, создает стоимость товара.

На стоимость товара влияет:

  • производительность труда
  • интенсивность труда
  • степень сложности труда

Закон стоимости:

Производство и обмен товаров совершается в соответствии с количеством воплощенного в них общественно необходимого труда.

Преимущества рынка:

  • В центре – потребитель, на него ориентирована экономия
  • Саморегулирующаяся система
  • Развивался естественным путем
  • Эффективное распределение ресурсов
  • Гибкость
  • Эффективная адаптация к изменяющимся условиям
  • Свобода выбора и у потребителей и у производителей
  • Максимальное использование НТР
  • Повышение качества товаров и услуг

Недостатки рынка:

  • Недостаточно стабилен
  • Неустойчивые темпы экономического роста
  • Циклический характер развития
  • Недоиспользование ресурсов
  • Неполная занятость
  • Инфляция
  • Нет перспектив развития
  • Неравенство в распределении доходов

Рынок:

  1. Предметы потребления
  2. Средства

* Спрос – потребность покупателей в данном товаре (услуге), выраженная в их покупательной способности.

Кривая спроса. P - цена, Q - количество приобретенного товара.

Факторы, влияющие на спрос:

1. Уровень дохода покупателей

2. Вкусы и предпочтения потребителей

3. Изменение цен на взаимозаменяемые (взаимодополняемые) товары

4. Ожидание изменения доходов и цен

5. Изменение числа покупателей

* Предложение – это количество товаров (услуг), которое производители готовы поставить на рынок в зависимости от их цены.


Кривая предложения. P - цена, Q - количество предлагаемого к продаже товара.

Факторы, влияющие на предложение:

1. Цены на ресурсы

2. Изменение в технологии производства

3. Налоги и дотации

4. Цены на другие товары

5. Ожидание изменения цен

6. Рост числа производителей

Закон спроса:

При прочих равных условиях величина спроса на товар/услугу находится в обратной зависимости от цены товара.

Закон предложения:

При прочих равных условиях изменение величины предложения товара или услуги находится в прямой зависимости от изменения товара или услуги.

Ценовая эластичность спроса (эластичность спроса по цене) – это мера реакции величины спроса на данный товар или услугу, вызванной изменением цены этого товара или услуги

Факторы, влияющие на ценовую эластичность:

  1. Наличие заменителей
  2. Степень необходимости данного товара для потребителя
  3. Доля в бюджете потребителя, которую составляют расходы, связанные с покупкой этого товара
  4. Фактор времени

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: