Тема 2. Спрос и предложение.
Рынок. Преимущества и недостатки рыночной экономики.
Экономический рост, интенсивный и экстенсивный
Товар – вещь, продукт труда, удовлетворяющий какую-либо потребность людей, обмениваемая на другой товар.
Товар:
- Потребительная стоимость – вещественное содержание богатства, историческая категория. Общественная – когда вещи, изготовленные человеком, используются другими людьми.
- Стоимость – овеществленный в нем труд
- Меновая стоимость – способность товара в определенных количественных пропорциях быть обмененным на другой товар.
Конкретный труд – труд в качественно-определяющей форме, труд определенного вида, специальности
Абстрактный труд – труд товаропроизводителей, создает стоимость товара.
На стоимость товара влияет:
- производительность труда
- интенсивность труда
- степень сложности труда
Закон стоимости:
Производство и обмен товаров совершается в соответствии с количеством воплощенного в них общественно необходимого труда.
|
|
Преимущества рынка:
- В центре – потребитель, на него ориентирована экономия
- Саморегулирующаяся система
- Развивался естественным путем
- Эффективное распределение ресурсов
- Гибкость
- Эффективная адаптация к изменяющимся условиям
- Свобода выбора и у потребителей и у производителей
- Максимальное использование НТР
- Повышение качества товаров и услуг
Недостатки рынка:
- Недостаточно стабилен
- Неустойчивые темпы экономического роста
- Циклический характер развития
- Недоиспользование ресурсов
- Неполная занятость
- Инфляция
- Нет перспектив развития
- Неравенство в распределении доходов
Рынок:
- Предметы потребления
- Средства
* Спрос – потребность покупателей в данном товаре (услуге), выраженная в их покупательной способности.
Кривая спроса. P - цена, Q - количество приобретенного товара.
Факторы, влияющие на спрос:
1. Уровень дохода покупателей
2. Вкусы и предпочтения потребителей
3. Изменение цен на взаимозаменяемые (взаимодополняемые) товары
4. Ожидание изменения доходов и цен
5. Изменение числа покупателей
* Предложение – это количество товаров (услуг), которое производители готовы поставить на рынок в зависимости от их цены.
Кривая предложения. P - цена, Q - количество предлагаемого к продаже товара.
Факторы, влияющие на предложение:
1. Цены на ресурсы
2. Изменение в технологии производства
3. Налоги и дотации
4. Цены на другие товары
5. Ожидание изменения цен
6. Рост числа производителей
Закон спроса:
При прочих равных условиях величина спроса на товар/услугу находится в обратной зависимости от цены товара.
|
|
Закон предложения:
При прочих равных условиях изменение величины предложения товара или услуги находится в прямой зависимости от изменения товара или услуги.
Ценовая эластичность спроса (эластичность спроса по цене) – это мера реакции величины спроса на данный товар или услугу, вызванной изменением цены этого товара или услуги
Факторы, влияющие на ценовую эластичность:
- Наличие заменителей
- Степень необходимости данного товара для потребителя
- Доля в бюджете потребителя, которую составляют расходы, связанные с покупкой этого товара
- Фактор времени