Студопедия
Карамелька - детский развивающий канал


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Русская культура второй половины XIX в




Особенности развития русской культуры. Реформы 1860–1870-х гг. отра­зились и на развитии культуры. Расширился состав интеллигенции. Шёл процесс демократизации культуры.

Просвещение: См. параграф «Реформы в России 1860–1870-х гг. XIX в.», раз­дел «Реформа образования».

Книгоиздательство и периодическая печатьпереживали бурное раз­витие. Если в сер. XIX в. насчитывалось 96 типографий и вышло в свет 2.000 названий книг, то к концу XIX в. число типографий возросло до 1.300, а названий изданных книг – свыше 10.000. Книгоиздатели Ф. Ф. Павлéнков и И. Д. Сытин выпускали по низким ценам книги для народа. В концеXIX в. Россия заняла третье, по­сле Германии и Франции, место по количеству издаваемой литературы. Число газет выросло до 100.

Наука и техника. Наиболее известные учёные: математики П. Л. Чебышев и С. О. Ковалевская, физик А. Г. Столетов, химики Д. И. Менделеев и А. М. Бýтлеров, физиологи И. М. Сéченов и И. П. Павлов, астроном Ф. А. Бредихин (директор Пулковской обсерватории, жил в усадьбе под Кинешмой). В 1869 г. Д. И. Менделеев открыл периодический закон хи­миче­ских элементов.

Географические экспедиции под руководством П. П. Семёнова-Тян-Шаньского и Н. М. Пржевальского исследовали Центральную Азию. Н. Н. Миклухо-Маклай исследовал Юго-Восточную Азию.

А. Н. Лодыгин в 1872 г. изобрёл элек­трическую лампу накаливания, а П. Н. Яблочков – дуго­вую лампу («свечу Яблочкова»). А. С. Попов исследовал радиосвязь (1895 г.). Известность получил исследователь из Луха Н. Н. Бенардос (электросварка).

В 1866 г. было основано Русское телеграфное агентство, а в 1882 г. появилась первая телефонная станция в Петербурге.

Продолжали развиваться гуманитарные науки: история, фи­лософия, фи­лоло­гия, правоведение. С. М. Соловьёв опубликовал 29 томов «Истории России с древнейших времён». В. О. Ключевский создал «Курс русской истории». Филолог В. И. Даль составил «Словарь живого вели­корусского языка». Материали­стическое направление в философии представлено трудами Н. Г. Чернышевского и Д. И. Писарева. Фи­лософы-идеалисты – Н. Ф. Фёдоров и В. С. Соловьёв (сын историка С. М. Соловьёва).Юрист А. Ф. Кóни извес­тен судебными речами.

Литература. Ведущее направление в литературе – критиче­ский реализм, объективно изображавший жизнь, критиковавший социальную несправедливость. Происходит расцвет творчества Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, И.С. Тургенева, М.Е. Салтыкова-Щедрина, Н.А. Некрасова, И.А. Гончарова, А.Н. Островского, А.П. Чехова. Л.Н. Толстой в «Севастопольских рассказах», эпопее «Война и мир» по­казал героический характер русского народа, а в романах «Анна Каренина» и «Воскресение» – противоречия жизни России, раз­ложение дворянского общества. Мастером классического романа является И.С. Тургенев («Отцы и дети», «Дворянское гнездо», «Ру­дин», «Накануне»). В «Пошехонской старине», «Господах Головлё­вых», «Истории одного города» М.Е. Салтыков-Щедрин подверг критике провинциальное дворянство и чиновничество. Н.А. Некрасов отобразил крестьянскую жизнь (поэма «Кому на Руси жить хорошо»). Ф. М. Достоевский – мастер психологического романа («Униженные и оскорблённые», «Преступ­ление и наказание», «Братья Карамазовы», «Идиот»).




Живопись. Передвижники. В живописи шла борьба академизма и реализма. В 1863 г. 14 молодых художников в знак протеста против насаждения академизма вышли из Академии художеств. В 1870 г. они создали Товарищество художест­венных передвижных выставок. Художники-реалисты организовали для народа передвиж­ные выставки по стране, отсюда их наименование – «передвижники».

Иван Крамской (1837–1887) – мастер передачи внутреннего мира человека («Христос в пустыне», «Неизвестная», портрет Л. Н. Толстого).

Василий Перов (1834–1882) соз­дал цикл картин о жизни бедноты («Чаепитие в Мытищах», «Крестный ход на Пасхе», «Тройка»).

Григорий Мясоедов (1834–1911) изобразил тяжёлую жизнь крестьянства («Земство обедает», «Косцы»).

Полотна Василия Сурикова (1848–1916) «Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова», «Переход Суворова через Альпы», «Меншиков в Берёзове» посвящены историческим событиям.

Илья Репин (1844–1930) в картинах «Бурлаки на Волге», «Крестный ход в Кур­ской губернии», «Запорожцы» ярко представил народные характеры. Революцион­ной теме посвящены полотна «Арест пропагандиста», «Не ждали». Кар­тина И. Репина «Иван Грозный и его сын Иван» выражает протест против деспотизма.



Художник-баталист Василий Верещагин (1842–1904) – ав­тор картин на темы русско-турецкой войны 1877–1878 гг., завоевания Сред­ней Азии («Апофеоз войны»). Художник лично бывал в районах боевых действий и погиб во время русско-японской войны в 1904 г.

Пейзажная живопись: Иван Шишкин (1832–1898) «Утро в со­сновом лесу», Алексей Саврасов (1830–1897) «Грачи прилетели», Архип Куи́нджи (1841–1810) «Лунная ночь на Днепре», Василий Поленов (1844–1927) «Московский дворик». Исаак Левитан (1860–1900) писал пейзажи на Волге в г. Плёсе («Над веч­ным покоем», «Вечер. Золотой Плёс», «Берёзовая роща» и др.).

Николай Ге (1831–1894) – автор картины «Пётр I допраши­вает ца­ревича Алексея»; Валентин Серов (1865–1911) – «Девочка с персиками»; Михаил Врубель (1856–1910) – «Демон сидящий», «Царевна-Лебедь»; Виктор Васнецов (1848–1926) – «Алёнушка», «Богатыри», Владимир Маковский (1846–1920) – «Крах банка», «Ночлежники».

В 1882 г. мастера села Пáлех возродили росписи стен и потолка Грановитой палаты Московского Кремля, утраченные в кон. XVII в.

Архитектура.Создаются сооружения, характерные для индустриаль­ного, капиталистического общества – заводские корпуса, железнодорожные вокза­лы, торговые центры, банки и т.д. Основной архитектурный стиль – эклектика (соединение разнородных принципов и элементов). В этом стиле построен Балтийский вокзал Петербурга.

В неорусском стиле построены: в Петербурге – храм «Спас на крови» на месте гибели Алексан­дра II (А. А. Парланд), в Москве – Верх­ние торговые ряды (ГУМ) (А. Н. Померанцев), Исторический музей ( В. О. Шервуд), городская дума (Д. Н. Чичагов). К. Тон завершил храм Христа Спасителя.

Скульптура. Образцом эклектики явля­ется памят­ник «Тысячелетие России» М. О. Микешина в Новгороде. А. М. Опекушин создал в Мо­скве памятник А. С. Пушкину. М. М. Антокольский – автор серии исторических фигур: «Иван Грозный», «Пётр I», «Ярослав Мудрый».

Театр.Главными центрами театральной культуры являлись мос­ковский Малый и петербургский Александринский театры. В репер­туаре Малого театра ведущее место заняли пьесы А.Н. Островского. Среди актёров Ма­лого театра выделялись П. Садовский, М. Ермолова, А. Ленский; в Алек­сандринском театре – П. Стрéпетова.

Музыка. Композитор А. Рубинштейн открыл в 1862 г. в Петербурге первую в России консерваторию, а его брат пианист Н. Рубинштейн – Московскую консерваторию. В 1862 г. сложился «Балакиревский кружок» (глава – М. А. Балакирев), или, как его образно назвал критик В. В. Стасов«Могучая кучка»:компози­торы – А. П. Бородин (опера «Князь Игорь»); М. П. Мусоргский («Борис Годунов», «Хованщина»), Н. А. Римский-Корсаков («Садко», «Царская невеста»).

Величайший композитор эпохи – П.И. Чайковский (балеты «Лебединое озеро», «Щелкун­чик», оперы «Евгений Онегин», «Пиковая дама»).

Библиотеки и музеи.В Москве открылись Румянцевская (ныне Российская государствен­ная) библио­тека, Политехнический музей, Исторический музей (1883 г.). В 1856 г. купец и меценат Павел Третьяков (1832–1898) основал коллекцию живописи (ныне Третьяковская галерея – крупнейший в мире музей русского искусства). В 1892 г. Третьяков завещал галерею Москве: «Галерея… должна быть открыта на вечное время для бесплатного обозрения всеми желающими». В 1898 г. в Петербурге открылся Музей императора Алек­сандра III (ныне – Русский музей).

Таким образом, происходило бурное развитие культуры России.





Дата добавления: 2014-02-02; просмотров: 560; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 8902 - | 6976 - или читать все...

Читайте также:

  1. I. Социально-экономическое и политическое положение Порты во второй половине XIX в
  2. I. Япония во второй половине XIX в. Продолжение модернизации страны
  3. III. Социально-экономическое развитие советского общества во второй половине 60-х - первой половине 80-х гг
  4. IV. Политическая культура – это система прочных знаний и ценностей о государстве и государственной власти, а также чувства и суждения о политике
  5. IV. Политическая культура – это система прочных знаний и ценностей о государстве и государственной власти, а также чувства и суждения о политике. От соотношения этих 4-х компонентов политической системы в обществе складываются определенные политические ре
  6. Автоматические линии. Второй этап автоматизации – автоматизация систем машин; создание автоматических линий охватывает решение таких конструкторских задач
  7. Андроновская культура эпохи бронзы
  8. Андроновская культура. Бегазы-Дандыбаевкая культура
  9. Арабская средневековая культура во времена абассидского халифата
  10. Белорусская кадриль композиционное строение и музыкальное сопровождение
  11. Белорусская торгово-промышленная палата
  12. Белорусская философия. Статус и содержание белорусской философии определяется историческими, геополитическими и социокультурными факторам:


 

3.90.12.112 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.002 сек.