Особенности развития русской культуры. Реформы 1860–1870-х гг. отразились и на развитии культуры. Расширился состав интеллигенции. Шёл процесс демократизации культуры.
Просвещение: См. параграф «Реформы в России 1860–1870-х гг. XIX в.», раздел «Реформа образования».
Книгоиздательство и периодическая печать переживали бурное развитие. Если в сер. XIX в. насчитывалось 96 типографий и вышло в свет 2.000 названий книг, то к концу XIX в. число типографий возросло до 1.300, а названий изданных книг – свыше 10.000. Книгоиздатели Ф. Ф. Павлéнков и И. Д. Сытин выпускали по низким ценам книги для народа. В концеXIX в. Россия заняла третье, после Германии и Франции, место по количеству издаваемой литературы. Число газет выросло до 100.
Наука и техника. Наиболее известные учёные: математики П. Л. Чебышев и С. О. Ковалевская, физик А. Г. Столетов, химики Д. И. Менделеев и А. М. Бýтлеров, физиологи И. М. Сéченов и И. П. Павлов, астроном Ф. А. Бредихин (директор Пулковской обсерватории, жил в усадьбе под Кинешмой). В 1869 г. Д. И. Менделеев открыл периодический закон химических элементов.
Географические экспедиции под руководством П. П. Семёнова-Тян-Шаньского и Н. М. Пржевальского исследовали Центральную Азию. Н. Н. Миклухо-Маклай исследовал Юго-Восточную Азию.
А. Н. Лодыгин в 1872 г. изобрёл электрическую лампу накаливания, а П. Н. Яблочков – дуговую лампу («свечу Яблочкова»). А. С. Попов исследовал радиосвязь (1895 г.). Известность получил исследователь из Луха Н. Н. Бенардос (электросварка).
В 1866 г. было основано Русское телеграфное агентство, а в 1882 г. появилась первая телефонная станция в Петербурге.
Продолжали развиваться гуманитарные науки: история, философия, филология, правоведение. С. М. Соловьёв опубликовал 29 томов «Истории России с древнейших времён». В. О. Ключевский создал «Курс русской истории». Филолог В. И. Даль составил «Словарь живого великорусского языка». Материалистическое направление в философии представлено трудами Н. Г. Чернышевского и Д. И. Писарева. Философы-идеалисты – Н. Ф. Фёдоров и В. С. Соловьёв (сын историка С. М. Соловьёва).Юрист А. Ф. Кóни известен судебными речами.
Литература. Ведущее направление в литературе – критический реализм, объективно изображавший жизнь, критиковавший социальную несправедливость. Происходит расцвет творчества Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, И.С. Тургенева, М.Е. Салтыкова-Щедрина, Н.А. Некрасова, И.А. Гончарова, А.Н. Островского, А.П. Чехова. Л.Н. Толстой в «Севастопольских рассказах», эпопее «Война и мир» показал героический характер русского народа, а в романах «Анна Каренина» и «Воскресение» – противоречия жизни России, разложение дворянского общества. Мастером классического романа является И.С. Тургенев («Отцы и дети», «Дворянское гнездо», «Рудин», «Накануне»). В «Пошехонской старине», «Господах Головлёвых», «Истории одного города» М.Е. Салтыков-Щедрин подверг критике провинциальное дворянство и чиновничество. Н.А. Некрасов отобразил крестьянскую жизнь (поэма «Кому на Руси жить хорошо»). Ф. М. Достоевский – мастер психологического романа («Униженные и оскорблённые», «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы», «Идиот»).
Живопись. Передвижники. В живописи шла борьба академизма и реализма. В 1863 г. 14 молодых художников в знак протеста против насаждения академизма вышли из Академии художеств. В 1870 г. они создали Товарищество художественных передвижных выставок. Художники-реалисты организовали для народа передвижные выставки по стране, отсюда их наименование – «передвижники».
Иван Крамской (1837–1887) – мастер передачи внутреннего мира человека («Христос в пустыне», «Неизвестная», портрет Л. Н. Толстого).
Василий Перов (1834–1882) создал цикл картин о жизни бедноты («Чаепитие в Мытищах», «Крестный ход на Пасхе», «Тройка»).
Григорий Мясоедов (1834–1911) изобразил тяжёлую жизнь крестьянства («Земство обедает», «Косцы»).
Полотна Василия Сурикова (1848–1916) «Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова», «Переход Суворова через Альпы», «Меншиков в Берёзове» посвящены историческим событиям.
Илья Репин (1844–1930) в картинах «Бурлаки на Волге», «Крестный ход в Курской губернии», «Запорожцы» ярко представил народные характеры. Революционной теме посвящены полотна «Арест пропагандиста», «Не ждали». Картина И. Репина «Иван Грозный и его сын Иван» выражает протест против деспотизма.
Художник-баталист Василий Верещагин (1842–1904) – автор картин на темы русско-турецкой войны 1877–1878 гг., завоевания Средней Азии («Апофеоз войны»). Художник лично бывал в районах боевых действий и погиб во время русско-японской войны в 1904 г.
Пейзажная живопись: Иван Шишкин (1832–1898) «Утро в сосновом лесу», Алексей Саврасов (1830–1897) «Грачи прилетели», Архип Куи́нджи (1841–1810) «Лунная ночь на Днепре», Василий Поленов (1844–1927) «Московский дворик». Исаак Левитан (1860–1900) писал пейзажи на Волге в г. Плёсе («Над вечным покоем», «Вечер. Золотой Плёс», «Берёзовая роща» и др.).
Николай Ге (1831–1894) – автор картины «Пётр I допрашивает царевича Алексея»; Валентин Серов (1865–1911) – «Девочка с персиками»; Михаил Врубель (1856–1910) – «Демон сидящий», «Царевна-Лебедь»; Виктор Васнецов (1848–1926) – «Алёнушка», «Богатыри», Владимир Маковский (1846–1920) – «Крах банка», «Ночлежники».
В 1882 г. мастера села Пáлех возродили росписи стен и потолка Грановитой палаты Московского Кремля, утраченные в кон. XVII в.
Архитектура. Создаются сооружения, характерные для индустриального, капиталистического общества – заводские корпуса, железнодорожные вокзалы, торговые центры, банки и т.д. Основной архитектурный стиль – эклектика (соединение разнородных принципов и элементов). В этом стиле построен Балтийский вокзал Петербурга.
В неорусском стиле построены: в Петербурге – храм «Спас на крови» на месте гибели Александра II (А. А. Парланд), в Москве – Верхние торговые ряды (ГУМ) (А. Н. Померанцев), Исторический музей (В. О. Шервуд), городская дума (Д. Н. Чичагов). К. Тон завершил храм Христа Спасителя.
Скульптура. Образцом эклектики является памятник «Тысячелетие России» М. О. Микешина в Новгороде. А. М. Опекушин создал в Москве памятник А. С. Пушкину. М. М. Антокольский – автор серии исторических фигур: «Иван Грозный», «Пётр I», «Ярослав Мудрый».
Театр. Главными центрами театральной культуры являлись московский Малый и петербургский Александринский театры. В репертуаре Малого театра ведущее место заняли пьесы А.Н. Островского. Среди актёров Малого театра выделялись П. Садовский, М. Ермолова, А. Ленский; в Александринском театре – П. Стрéпетова.
Музыка. Композитор А. Рубинштейн открыл в 1862 г. в Петербурге первую в России консерваторию, а его брат пианист Н. Рубинштейн – Московскую консерваторию. В 1862 г. сложился «Балакиревский кружок» (глава – М. А. Балакирев), или, как его образно назвал критик В. В. Стасов – «Могучая кучка»:композиторы – А. П. Бородин (опера «Князь Игорь»); М. П. Мусоргский («Борис Годунов», «Хованщина»), Н. А. Римский-Корсаков («Садко», «Царская невеста»).
Величайший композитор эпохи – П.И. Чайковский (балеты «Лебединое озеро», «Щелкунчик», оперы «Евгений Онегин», «Пиковая дама»).
Библиотеки и музеи. В Москве открылись Румянцевская (ныне Российская государственная) библиотека, Политехнический музей, Исторический музей (1883 г.). В 1856 г. купец и меценат Павел Третьяков (1832–1898) основал коллекцию живописи (ныне Третьяковская галерея – крупнейший в мире музей русского искусства). В 1892 г. Третьяков завещал галерею Москве: «Галерея… должна быть открыта на вечное время для бесплатного обозрения всеми желающими». В 1898 г. в Петербурге открылся Музей императора Александра III (ныне – Русский музей).
Таким образом, происходило бурное развитие культуры России.