double arrow

Методика и этапы проектирования АИТ

Этапы развития и классификация АИТ.

На заре развития экономики, когда экономические связи полностью замыкались в рамках ограниченных коллективов (рода, племени, семьи), способностей одного человека хватало, чтобы держать в своей памяти все ресурсы и осуществлять эффективное управление подобным коллективом. Однако способности человека к восприятию, запоминанию и переработке информации ограничены, и по мере развития экономики сложность объективно необходимых задач управления рано или поздно превосходит эти способности.

Этот порог будем называть первым информационным барьером в развитии экономики. Он был достигнут многие тысячелетия тому назад и вызвал соответствующие изменения в технологии управления. Изменения состояли в изобретении двух механизмов, позволивших распараллелить решение задач управления на многих людей. Первый механизм относился к области организации и состоял в использовании вместо одного единственного руководителя иерархических систем управления. Второй механизм экономического характера основан на введении рыночных (товарно-денежных) отношений.

Рыночный механизм, используя в целях управления каждого покупателя, способен вовлечь (пусть не слишком прямым и эффективным образом) в решение задач управления все взрослое население.

Однако способности к переработке информации даже у всего населения ограничены. Если через N обозначить число всех людей, занятых в экономике (в качестве производителей или покупателей); через А — среднюю способность одного человека к переработке информации, то суммарная способность к переработке информации всех этих людей будет равна AN. Поскольку N можно . считать практически постоянной величиной, то AN представляет собой линейную функцию от N. При развитии экономики суммарная сложность Р объективно необходимых задач управления рано или поздно превысит А N. Этот момент будем называть вторым информационным барьером в развитии экономики.

После достижения второго информационного барьера никакие меры организационного или экономического характера, направленные на распараллеливание задач управления как путем создания соответствующих организационных структур, так и путем создания любых регуляционных механизмов экономического характера, не смогут обеспечить решения всех объективно необходимых задач управления в полном объеме. Неизбежным результатом будет нарастание трудностей в управлении экономикой и вызываемое им увеличение потерь. Единственным выходом из возникшей трудности является увеличение производительности труда в сфере управления, по сравнению с наилучшим образом организованными способами прямого или косвенного вовлечения в решение задач управления всего взрослого населения. Такую возможность сегодня дают только автоматизированные информационные технологии в управления. Именно они являются тем новым инструментом, который в тесном взаимодействии с развивающимися в течение многих тысячелетий нструментами организационного и экономического характера может помочь преодолеть второй информационный барьер.

Можно выделить несколько этапов применения средств вычислительной техники для обработки экономической информации. Периодичность развития машинной обработки данных целесообразно ограничить тремя крупными этапами:

механизация учета и вычислительных работ;

механизированная обработка экономической информации;

автоматизированная обработка экономической информации в условиях функционирования АИТ.

Между этими этапами отсутствуют резкие границы, хотя известное влияние на них оказало использование технической базы. Для каждого этапа можно выделить несколько подэтапов, отличающихся своими особенностями. Остановимся подробнее лишь на последнем этапе.

На ранних стадиях этого этапа использование ЭВМ для решения задач организационно-экономического управления было эпизодическим, адекватным по методологии поздним стадиям комплексной механизированной обработки экономической информации. Затем по мере насыщения народного хозяйства ЭВМ начали складываться системы автоматизированной обработки экономической информации. Первые системы такого рода ограничивались решением некоторых функциональных управленческих задач, например задач бухгалтерского учета. Объяснялось это достигнутым высоким уровнем механизации учета на предшествующих этапах, отработкой способов машинного ведения учетных операций. Поэтому системность автоматизированной обработки экономической информации в начале отличалась частичностью и локальностью. Значительным шагом вперед оказалось построение автоматизированных систем обработки экономической информации в составе АИТ, которые стали создаваться в 60-е годы. Наметилась тенденция перехода от локальных систем .обработки данных для тех или иных новых функциональных управленческих работ к системам, охватывающим широкий круг задач управления. Возникло понятие интегрированных систем обработки данных (ИСОД), в которых достигалась известная совместимость в технологии решения различных информационных экономических задач на ЭВМ. Наряду с вычислительными машинами в системах типа ИСОД получили применение и другие технические средства управления.

Дальнейшим развитием автоматизированных систем обработки экономической информации (АИТ) явилось их создание на основе идеологии автоматизированных банков данных (АБД). Расширились программная и техническая базы АИТ, что привело к разным вариантам их построения с ориентиром на определенные классы и модели ЭВМ. Возросла также многовариантность АИТ в связи с увеличением числа технологических режимов эксплуатации ЭВМ и всего комплекса технических средств (КТС), в том числе все большее признание стали получать диалоговый режим функционирования АИТ, а также режим телеобработки данных. Рост выпуска ПК позволил возвратиться к децентрализованной обработке экономической информации при сохранении централизации для целей решения общеуправленческих задач.

Развитие рыночных отношений провело к появлению новых видов предпринимательской деятельности, и, прежде всего, к созданию фирм, занятых информационным бизнесом, разработкой АИТ, их совершенствованием, распространением компонентов АИТ. К их числу относят также вычислительную технику, средство коммуникаций, технические и консультационные услуги и т.д. Это способствует быстрому распространению и эффективному использованию АИТ в управленческих и производственных процессов.

Таким образом, можно выделить следующие этапы развития АИТ, технических средств и решаемых задач.

Конец 50-х-60 годов используются ЭВМ I поколения для решения отдельных трудоемких задач по начислению заработной платы, материальному учету, решение отдельных оптимизационных задач.

60-70 гг. ЭВМ II, III поколения. Обработка плановой и текущей информации, хранение НСИ, выдача машинограмм на бумажных носителях.

70-гг. III поколение ЭВМ. Комплексная обработка информации на всех этапах управленческого процесса деятельностью предприятия. Осуществлен переход к разработке подсистем АСУ. (материально-технического снабжения, товародвижения, контроль запасов и транспортных перевозок, учет реализации готовой продукции, планирование и управление.)

80-е годы. IV поколение ЭВМ. Развитие автоматизированных систем управления технологическим процессом (АСУТП), систем автоматизированного проектирования (САПР), автоматизированных систем управления (АСУ), отраслевых автоматизированных систем (ОАСУ), общегосударственной автоматизированной системы (ОГАС) и ее подсистем: плановых расчетов, статистики, материально-технического снабжения, науки и техники, финансовых расчетов и др. На этом этапе намечается переход к безбумажной технологии передачи информации.

90-е годы. V поколение ЭВМ, Комплексное решение экономических задач, объектно-ориентированный подход в зависимости от системных характеристик предметной области; широкий спектр приложений; сетевая организация информационных структур; преобладание интерактивного взаимодействия пользователя в ходе эксплуатации вычислительной техники. Реализация интеллектуального человеко-машинного интерфейса, систем поддержки принятия решений, информационно - советующих систем.

Все разнообразие АИТ можно классифицировать следующим образом:

АИТ в настоящее время можно классифицировать по ряду признаков:

Обслуживаемой предметной области;

Типу пользовательского интерфейса;

Способу реализации АИТ;

Степени охвата АИТ задач управления;

Классам реализуемых технологических операций;

Вариантов использования сети ЭВМ;

Рассмотрим содержание каждого признака:

1.По обслуживаемой предметной области выделяют АИТ, реализующие задачи управления в различных областяхпроизводственной, финансовой и хозяйственной деятельности.

2. По типу пользовательского интерфейса можно рассматривать АИТ с точки зрения возможностей доступа пользователей и информационным и вычислительным ресурсам.

Так, пакетная АИТ исключает возможность влияния на обработку информации. Это обеспечивается тем, что обработка информации возможна на выполнении заданных программ. При этом информация накапливается заранее и хранится в пакете данных.

3.По способу реализациивыделяют традиционно сложившиеся и новые технологии. Традиционные АИТ существовали в условиях обработки данных, до массового использования ПЭВМ были ориентированы главным образом на снижение трудоемкости при формировании регулярной отчетности. Новые информационные технологии связаны с информационным обеспечением процесса управления в режиме реального времени.

4. По степени охвата АИТ задач управлениявыделяют:

Электронную обработку данных, когда с использованием ЭВМ организации процессов управления реализует обработка данных с решением отдельных экономических задач.

Автоматизацию управления. В этом случае вычислительная техника, включая супер-ЭВМ, используется для комплексного решения функциональных задач, для формирования регулярной отчетности и работы в информационно - справочном режиме для подготовки управленческих решений. Широко известны такие системы как 1С - бухгалтерия, АУДИТ, консультант +, Project EXPERT. Сюда же могут быть отнесены АИТ, которые используют экономико-математические методы, модели и ППП для аналитической работы, формирование прогнозов, бизнес-планов, обоснованных оценок и выводов по изучаемым процессам производственно - хозяйственной практики.

В настоящее время внедряются АИТ, получившие название электронного офиса и экспертной поддержки решений.

3.По классам реализуемых технологических операций

АИТ рассматриваются в программном аспекте и включают: текстовую обработку, электронные таблицы, АБД, обработку графической и звуковой информации, мультимедийные системы.

Эта технология проникла в область экономического анализа, моделирования различного рода конструкций, проникает в рекламную деятельность, делает незаменимым досуг. Формируемые и обрабатываемые с помощью цифрового процессора изображения могут быть демонстрационными и анимационными.

ДиалоговаяАИТ предоставляет пользователю возможность взаимодействия с хранящимися в системе информационными ресурсами в реальном масштабе времени. Сетевой интерфейс предоставляет пользователю средства теледоступа к территориально-распределенным информационным и вычислительным ресурсам благодаря средствам связи. В настоящее время определяется тенденция к объединению различных типов информационных технологий в единый компьютерно - технологический комплекс, который носит название интегрированного. Особое место в нем принадлежит средствам коммуникации. Они обеспечивают чрезвычайно широкие технологические возможности автоматизации управленческой деятельности и являются основой для создания самых различных сетевых АИТ: локальных, многоуровневых, глобальных вычислительных сетей, электронной почты. Все они ориентированы на технологическое взаимодействие совокупности таких объектов, как устройства передачи, обработки, накопления и хранения, а также защиты данных. Они поддерживают единый способ представления данных и взаимодействие пользователей с компонентами системы. Особое значение придается защите информации при ее передачи и обработке. Наибольшее распространение при защите экономической информации получили аппаратно-программные способы. В частности использование системы связи, выбранные по защитным свойствам, шифрование и дешифрование данных. Повышение требований привело к созданию не только локальных, но и многоуровневых, распределенных систем организационного управления объектами. Такими объектами являются банковские, налоговые, снабженческие, статистические и другие службы. Их информационное обеспечение реализуют сети АБД. Строится с учетом организационно-функциональной структуры соответствующего объекта. Эту проблему в новых информационных технологиях решают распределенные системы обработки данных с использованием каналов связи для обмена информации между базами данных различных уровней. За счет усложнения программных средств управления базами данных повышается скорость, обеспечиваются защита и достоверность информации при выполнении экономических расчетов и выработке управленческих решений.

При проектировании автоматизированные информационные технологии рассматривается в пяти аспектах:

Технический - это аппаратно-коммуникационный комплекс;

Программно-математический - набор статистических, математических, алгоритмических и программных средств;

Методический - совокупность средств реализации функций управления.

Организационный - описание документооборота и регламента деятельности аппарата управления;

Пооперационный - совокупность технологических, логических и арифметических операций.

Исходя из реальных условий конкретной предметной области, формируются основные требования к АИТ:

Соблюдение принципа системности при проектировании процедур накопления и обработки данных. По этому принципу информационные потоки делятся на внутренние и внешние по отношению к объекту управления моделирования связей с окружающей средой.

Использование децентрализованных средств сбора и предварительной обработки данных. Это достигается с помощью технологий "клиент-сервер", позволяющий функционировать системе в многозадачном режиме.

Использование безбумажного документооборота, машинных архивов и библиотек, удаленного документа к данным.

Возможность обработки больших объемов информации в регламентном и произвольном режиме. А также интеграция данных в соответствие с иерархией управления.

Наличие экспертной поддержки. Учет неполноты информации, возможность получения прогнозных данных.

Выполнение этих требований обеспечивается применением высокоразвитых аппаратно-программных комплексов.

В современных условиях автоматизированные информационные системы (АИС), АИТ и АРМ, как правило, не создаются на пустом месте. В экономике практически на всех уровнях управления и на всех объектах функционируют системы автоматизированной обработки информации. Однако переход к рыночным отношениям и возросшая в связи с этим потребность в своевременной, оперативной информации вызывает необходимость переработки функционирующих АИТ в экономике.

Поиск рациональных путей проектирования ведется по следующим направлениям:

разработка типовых проектных решений, зафиксированных ППП. При этом производится привязка базовой системы к условиям предприятия и доработка программного обеспечения;

автоматизированные системы проектирования.

Последовательность разработки АИТ состоит из следующих стадий:

Предпроектная стадия включает этапы обследования информационной системы объекта автоматизации, разработки технико-экономического обоснования и технического задания на создание АИТ.

Обследование информационной системы объекта автоматизации необходимо для того, чтобы правильно спроектировать АИТ, учесть сложившуюся практику решения информационно-управленческих задач, наметить перспективы совершенствования информационного обеспечения объекта и технологию решения задач в новых условиях. Во время обследования изучаются и анализируются качественные и количественные параметры информационной системы. В настоящее время для исследования информационной системы объекта и анализа результатов обследования широко применяются экономико-математические методы и ЭВМ. Наряду со сплошным обследованием всех структурных единиц информационной системы применяются и выборочные методы. Кроме того, для обследования обработки данных целесообразно использовать статистические приемы разработки моделей. Анализ (декомпозиция) результатов обследования дополняется их синтезом, построением синтетических моделей объекта автоматизации, его информационной системы, информационных связей и т. д. Все это позволяет получать отображение наиболее существенных свойств, присущих объекту автоматизации, глубоко представлять состав задач, подлежащих автоматизированному решению во взаимосвязи, и их технологические особенности. Обследование одновременно обеспечивает выявление недостатков в практике ведения управленческих работ, которые могут быть устранены при разработке проектов АИТ.

Технико-экономическое обоснование (ТЭО) необходимо для подтверждения целесообразности и эффективности создания АИТ. Оно базируется на производственных возможностях и материалах обследования объекта. В документе, оформленном в виде пояснительной записки, излагаются обоснования АИТ в целом и его отдельных элементов, подвергшихся обследованию. В нем также приводятся оценочные характеристики основных элементов системы с позиций удовлетворения требований автоматизации обработки данных и дается оценка ожидаемой экономической эффективности внедрения АИТ.

Техническое задание (ТЗ) составляется на основании ТЭО. Техническое задание на проектирование системы содержит перечень основных положений АИТ, включая цели, перечень автоматизируемых задач, состав информационного обеспечения, состав программного обеспечения, комплекса технических средств и т. д. В ТЗ указываются основания для разработки проекта АИТ, связь его с Отраслевыми руководящими методическими материалами (ОРММ), очередность проектирования и внедрения и другие параметры, включая расчет эффективности системы и ожидаемый ее научно-технический уровень.

Основная стадия разработки проекта АИТ включает составление технического и рабочего проектов, экспериментального апробирования рабочего проекта и его доработки. Часто вместо разработки технического и рабочего проектов выполняется один этап — составление технорабочего проекта.

Технический проект (ТП) разрабатывается на основании утвержденного технического задания. В ТП перечисляются все элементы АИТ. Им определяются основания для создания АИТ, характеристика объекта автоматизации, особенности построения системы, ее связь с другими подсистемами АИТ, если АИТ проектируется как ее часть, выбор комплекса технических средств, режимы их, эксплуатации и многие иные показатели. Техническим проектом раскрывается постановка автоматизируемых задач, их алгоритмы, технология решения на ЭВМ, описываются выходные документы со сводно-итоговой информацией и исходными данными, устанавливаются классификаторы и системы кодирования экономической информации. Значительное место отводится характеристикам организации информационного обеспечения, в том числе построению информационного фонда, информационных массивов, автоматизированного банка данных. В ТП описывается порядок функционирования ВЦ, обслуживание пользователей. Таким образом, технический проект содержит самую подробную информацию относительно АИТ, охватывая все ее элементы и виды обеспечения.

Рабочий проект (РП) развивает технический проект, дополняя его программной, технологической документацией по каждой автоматизируемой задаче и должностными инструкциями реализации операций обработки данных на конкретных ЭВМ и других технических средствах. В состав РП включаются также материалы по организации управленческим персоналом операций подготовки данных для автоматизированной обработки и использованию автоматизируемой информации. Эти материалы оформляются в виде должностных инструкций.

Технорабочий проект (ТПР) синтезирует содержимое технического и рабочего проектов. Его рекомендуется составлять при использовании типовых элементов проектирования и методов систем автоматизированного проектирования.

Рабочий проект (или технорабочий проект) подлежит экспериментальной проверке, лучше - на практических, а не на условных данных. Это позволяет выявлять ошибки и корректировать проект, вести его обработку до уровня прикладной готовности.

Выполнение этапов предпроектной стадии, разработка технического и рабочего проектов с их корректировкой могут осуществляться самим заказчиком, либо совместно с проектировщиками (проектной организацией), либо только последними. Выбор способа проектирования этапов создания АИТ зависит от ряда факторов, хотя наиболее перспективным, как уже отмечалось, является индустриальный способ. Однако и в этих случаях целесообразно активное участие заказчиков в обследовании информационной системы, разработке ТЭО и ТЗ, экспериментальном апробировании; рабочего проекта. При этом следует заметить, что отчет об обследовании объекта, ТЭО, ТЗ, ТП, если они выполняются специализированной проектной организацией, подлежит утверждению заказчиком. Не утверждается заказчиком только РП, но ему предоставлено право при необходимости потребовать доработки РП.

Стадия внедрения проекта АИТ в эксплуатацию включает этапы:

Пробная эксплуатация. На этом этапе отлаживается программное обеспечение на небольших массивах реальных данных заданной предметной области;

Ввода АИТ в опытную эксплуатацию. Здесь окончательно уточняется технология прохождения информации, информационные связи, автоматизированный документооборот. Составляются инструкции по эксплуатации АИТ, разрабатываются организационные мероприятия. При вводе АИТ в опытную эксплуатацию и достижении положительных результатов начинается ее промышленная эксплуатация. Внедрение ведется на основании особого плана работ по избранной методике: в полном объеме или последовательно по, разделам (комплексам задач) либо по отдельным подразделениям объекта управления при полном охвате круга задач. Иногда опытная эксплуатация сопровождается сохранением и старого способа решения задач, что ведет к дублированию работ. Успехи внедрения проектов АИТ во многом предопределяются подготовленностью объекта к автоматизации решения задач. Поэтому необходимо самым тщательным образом вести подготовку к обработке данных на ЭВМ, для чего следует составлять перечень мероприятий и соответствующие программы работ. Это позволяет избежать дублирования автоматизированных операций и ускорять процесс внедрения проектов АИТ в промышленную эксплуатацию. По истечении некоторого времени функционирования АИТ следует рассчитать фактически полученную экономическую эффективность и сопоставить ее с величиной ожидаемой эффективности, чтобы принять необходимые меры по дальнейшему повышению научно-технического уровня АИТ и ее эффективности.

Ввода в промышленную эксплуатацию, оценку фактической эффективности АИТ. Эта стадия осуществляется преимущественно силами заказчика с привлечением проектировщиков. Ее реализация требует определенной подготовительной работы, связанной с подготовкой персонала к новым условиям обработки данных.

Разработка различных АИТ имеет ряд особенностей. Мы остановимся на специфике создания систем обработки данных бухгалтерского учета и анализа хозяйственной деятельности.


Сейчас читают про: