Практика 9. Управление процессом обслуживания покупателей.
Основные элементы, формирующие уровень обслуживания покупателей в магазине.
Управление процессом обслуживания покупателей рассматривается как сложная совокупность решений, вырабатываемых менеджерами с учетом конкретной позиции торговых предприятий на потребительском рынке, стадии его жизненного цикла, имеющегося потенциала трудовых, материальных и финансовых ресурсов. Этот процесс неразрывно связан с важнейшими экономическими показателями деятельности торгового предприятия, существенно влияющими на его финансовое состояние.
Основные элементы, определяющие уровень обслуживания покупателей в магазине:
- наличие в магазине широкого и устойчивого ассортимента товаров, обеспечивающего удовлетворение спроса обслуживаемого контингента покупателей;
- применение в магазине прогрессивных методов продажи товаров, обеспечивающих наибольшее удобство и минимальные затраты времени на совершение покупок;
- предоставление покупателям дополнительных торговых услуг, связанных со спецификой реализуемого товара;
- широкое использование средств внутримагазинной рекламы и информации;
- высокая профессиональная квалификация персонала, непосредственно осуществляющего процесс обслуживания покупателей в торговом зале;
- полное соблюдение установленных правил продажи товаров и порядка осуществления торговли в магазине.
1) Наличие в магазине широкого и устойчивого ассортимента товаров:
- комплексность, удовлетворение спроса в рамках избранной формы товарной специализации;
- широта и глубина реализуемого ассортимента товаров;
- устойчивость реализуемого ассортимента товаров.
2) Применение прогрессивных методов продажи товаров:
- объем продажи товаров с применением прогрессивных методов;
- удельный вес продажи товаров с применением прогрессивных методов в общем объеме;
- средний объем затрат времени покупателей на ожидание обслуживания.
3) Предоставление покупателям дополнительных торговых услуг:
- общее число видов дополнительных услуг;
- общее количество дополнительных услуг, оказанных покупателям в определенном периоде;
- общая сумма платных услуг, реализуемых покупателям в магазине в определенном периоде.
4) Использование средств внутримагазинной рекламы и информации:
- общее число видов внутримагазинных рекламных средств;
- наличие системы указателей размещения отделов, секций, товарных групп, касс, пунктов оказания услуг;
- общее число видов информации для покупателей о качестве, свойствах и способах использования отдельных товаров.
5) Высокая профессиональная квалификация персонала:
- удельный вес работников, имеющих специальное образование, в общей численности персонала торгового зала;
- средний стаж работы в торговле персонала;
- количество жалоб покупателей на невнимательное или грубое обращение персонала в определенном периоде.
6) Полное соблюдение установленных правил продажи товаров и порядка осуществления торговли:
- число фактов нарушения установленных правил продажи;
- число фактов нарушения установленного порядка торговли.
Управление формированием ассортимента товаров
Формирование ассортимента представляет собой процесс подбора для реализации в магазине различных групп товаров, их видов и разновидностей, дифференцированных по всем отличительным признакам. Формирование товарного ассортимента в магазине должно исходить из:
- формы его товарной специализации;
- размера торговой площади.
Принципы подбора ассортимента:
1) обеспечение соответствия ассортимента характеру спроса, предъявляемого избранным для обслуживания контингентом покупателей;
2) рациональное построение ассортимента товаров в магазине, что предусматривает комплексное удовлетворение спроса покупателей в рамках избранного сегмента потребительского рынка;
3) обеспечение достаточной широты (количество товарных групп и подгрупп) и глубины (фасоны, модели) ассортимента;
4) обеспечение устойчивого ассортимента;
5) обеспечение условий рентабельной деятельности предприятия.
Процесс формирования ассортимента товаров в магазине осуществляется в 4 этапа:
1) определяется перечень основных групп и подгрупп товаров, реализуемых в магазине;
2) осуществляется распределение отдельных групп и подгрупп товаров в разрезе потребительских комплексов и микрокомплексов;
3) определяется количество видов и разновидностей товаров в рамках отдельных потребительских комплексов и микрокомплексов;
4) разрабатывается конкретный ассортиментный перечень товаров для данного магазина.
Примерная номенклатура потребительских комплексов для магазинов: товары для детей, товары для женщин, товары для мужчин, товары для дома, товары для сада и огорода, товары для шитья и вязания и т.п.
Микрокомплексы - ____________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ассортимент товаров характеризует коэффициент устойчивости:
где: Оn – количество разновидностей товаров, отсутствующих в момент проверки;
а – количество разновидностей товаров предусмотренных разработанным определенным перечнем;
n – количество проверок.
ТЕРМИНЫ ПО ТОВАРОВЕДЕНИЮ (ПО 9 ТЕМАМ)