Студопедия


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

ТИПОВАЯ СТРУКТУРА ЭКСПЕРТНОЙ СИСТЕМЫ




Современные экспертные системы включают, как правило, следующие компоненты (рис. 1):

• подсистему приобретения знаний;

• базу знаний;

• машину вывода;

• доску объявлений (рабочую память);

• интерфейс пользователя;

• подсистему объяснения;

• подсистему совершенствования вывода и «очищения» знаний.

Подобная структура обеспечивает пользователю возможность наполнения ЭС необходимыми данными и знаниями и проведение консультаций с системой при решении конкретных задач. При этом среда разработки используется создателем ЭС для введения и представления экспертных знаний, а среда консультации доступна пользователям (неэкспертам) для получения экспертных знаний и советов.

Рис. 1. Типовая структура экспертной системы

Подсистема приобретения знаний.Приобретение знаний – это сбор, передача и преобразование опыта решения проблем из некоторых источников знаний в компьютерные программы при их создании или расширении. Потенциальные источники знаний включают людей-экспертов, учебники, базы данных, исследовательские отчеты, собственный опыт пользователей.

Извлечение знаний из экспертов – сложная задача, представляющая узкое место в создании ЭС. Для построения базы знаний необходим инженер по знаниям, помогающий эксперту структурировать его знания о предметной области, интерпретируя и интегрируя ответы на вопросы, находя аналогии, предлагая контрпримеры и выявляя концептуальные трудности.

База знаний.Информация в базе знаний – это все необходимое для понимания, формирования и решения проблемы. Она содержит два основных элемента: факты (данные) из предметной области и специальные эвристики или правила, которые управляют использованием фактов при решении проблем.

База знаний часто включает метаправила (правила о правилах) для решения проблем и получения выводов. Эвристики выражают формальные суждения о предметной области. Именно знания, а не чистые факты являются первичным материалом для ЭС. Информация базы знаний инкорпорируется в компьютерную программу в процессе представления знаний.

Машина вывода. «Мозгом» ЭС является машина вывода, известная также как управляющая структура или интерпретатор правил (в ЭС, основанных на правилах).

Этот компонент – компьютерная программа, поддерживающая методологию обработки информации из базы знаний, получение и представление заключений и рекомендаций. Машина вывода посредством формирования и организации последовательности шагов, предпринимаемых для решения проблемы (так называемой «повестки» – agenda), управляет использованием системных знаний.

Основными элементами машины вывода являются:

• интерпретатор (интерпретатор правил в большинстве систем), который выполняет выбранную повестку, применяя соответствующие правила из базы знаний;




• планировщик, который управляет процессом выполнения повестки, оценивая эффект применения различных правил с точки зрения приоритетов или других критериев.

Доска объявлений (Blackboard) – область рабочей памяти, выделенной для описания текущей проблемы, специфицированной входными данными; используется также для записи промежуточных результатов. На доску объявлений записываются текущие гипотезы и управляющая информация: план – какая стратегия выбрана для решения проблемы; повестка – потенциальные действия, ожидающие выполнения; решения – гипотезы и альтернативные способы действий, сгенерированные системой.

Интерфейс пользователя.ЭС содержат языковой процессор для дружественного, проблемно-ориентированного общения между пользователем и компьютером. Это общение может быть организовано с помощью естественного языка, сопровождаться графи кой или многооконным меню.

Подсистема объяснения.Возможность проверки соответствия выводов их посылкам имеет важное значение как при передач опыта, так и при решении проблем. Подсистема объяснения может проследить это соответствие и объяснить поведение ЭС, интерактивно отвечая на вопросы типа: «Как было получено некоторое заключение?», «Почему некоторая альтернатива была отвергнута?» «Каков план получения решений?».

Совершенствование вывода и «очищение» знаний. Люди-эксперты могут анализировать свою собственную работу, опыт, знания и улучшать их. Аналогично такая оценка необходима и для компьютерной системы, чтобы программа была способна анализировать причины своего успеха или неудачи. Это приведет к улучшению представления знаний в базе знаний и совершенствованию логического вывода. Данные компоненты отсутствуют в настоящее время в коммерческих ЭС, однако они активно разрабатываются в рамках исследований по машинному обучению.

В процессе решения задачи ЭС проводит двусторонний диалог с пользователем, запрашивая его о фактах, касающихся конкретного случая. После получения ответов ЭС пытается получить заключение. Эта попытка осуществляется машиной вывода, решающей, какая стратегия эвристического поиска должна быть использована для определения порядка применения к данной проблеме знаний из базы знаний. Пользователь может запросить объяснение поведения ЭС и ее заключений. Качество вывода определяется методом, выбранным для представления знаний, объемом базы знаний и мощностью машины вывода. Приведенная структура ЭС является весьма обобщенной. Большинство ЭС не содержат, например, компоненты совершенствования вывода и «очищения» знаний. Кроме того, в содержании и возможностях каждой из компонент существует большое разнообразие.





Дата добавления: 2014-02-02; просмотров: 1850; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома - страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 8542 - | 7047 - или читать все...

Читайте также:

 

54.211.135.32 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.002 сек.