Международные валютные системы и финансовые институты
Международные валютные системы - это совокупность правил и механизмов, которые складываются па основе интернационализации хозяйственных связей и должны обеспечивать соотношение разных валют в международных отношениях. То есть валютные системы призваны устанавливать "правила игры" для всех стран, экономика которых является открытой.
На современном этапе государства организуют в определенных правовых формах и в зависимости от состава стран-участниц такие виды валютных систем, как национальные, региональные и международную. Юридически деятельность этих систем регулируются государственными правовыми актами, которые должны согласовываться с нормами международного права. Национальная валютная система организуется одной страной. Региональные та международная валютные системы функционируют в границах международных интеграционных группировок и были созданы как инструменты экономической интеграции, которые постепенно развиваются, изменяются и совершенствуются в зависимости от экономических потребностей отдельных стран и мирового сообщества.
Практика свидетельствует, что валютные системы должны основываться и изменяться на основе международных соглашений и не должны существовать де-факто (когда не существует писаных правил). Отсутствие надлежащего государственного контроля и регулирования валютных систем может ставить под угрозу благосостояние стран.
Существует несколько базовых понятий, связанных с функционированием валютных систем любого вида, что является их основными составляющими. К элементам международной валютной системы принадлежат:
♦ одна или несколько резервных национальных или коллективных валют;
♦ международные платежные средства и активы;
♦ режим конвертации валют (валютные паритеты, валютные курсы);
♦ механизм и формы международных расчетов;
♦ международные рынки и рынки золота;
♦ регламентация и унификация законодательства, которое обеспечивает функционирование международных валютных систем;
♦ статус межгосударственных организаций и институтов, которые регулируют валютные отношения, а также банковских учреждений, которые осуществляют международные расчеты и валютно-кредитные операции.
Историю развития международной валютной системы можно разделить на три этапа: биметаллизма, золотого стандарта и бумажно-валютного стандарта. Каждый из этапов развивается на основе предыдущего и имеет свои промежуточные подэтапы. Эволюция международной валютной системы основана на нормах международного валютного регулирования, которые принимаются в разные периоды развития общества.
Бреттон-Вудские институты - это Международный валютный фонд (МВФ) и Всемирный банк. Они имеют такое название, поскольку решение об учреждении этих двух учреждений было принято на международной валютно-финансовой конференции в городе Бреттон-Вудс. С созданием Бреттон-Вудских институтов международная валютная система становится законодательно регулируемой официальными соглашениями.
Международный валютный фонд - международная валютно-кредитная организация, созданная для содействия развития международной торговли и валютного сотрудничества путем установления норм регулирования валютных курсов и контроля за их сдерживанием, совершенствования многосторонней системы платежей, а также для предоставления государствам-участницам средств в иностранной валюте при валютных трудностях, связанных с платежными дисбалансами стран.
Целями МВФ является:
♦ поощрение международного сотрудничества в отрасли валютной политики;
♦ содействие сбалансированному росту мировой торговли для стимулирования и поддержки высокого уровня занятости и реальных доходов, для развития производственного потенциала всех стран-членов как главной цели экономической политики;
♦ поддержка стабильности валют и упорядочения валютных отношений между государствами-членами, а также девальвации валют учитывая конкуренцию;
♦ участие в создании многосторонней системы платежей, устранение ограничений на трансфер валюты;
♦ предоставление средств для ликвидации несбалансированности платежных балансов стран-членов.
В настоящее время членами МВФ является почти 180 стран, включая все прежние союзные республики СССР. Штаб-квартира МВФ находится в Вашингтоне.
В отрасли регулирования платежных балансов и внешней задолженности МВФ предоставляет кредиты странам-членам при условии проведения ими определенных изменений в своей экономической политике. Перед получением кредитов страна-заемщик должна согласовать с фондом программу финансово-экономической стабилизации. Предоставление валютных средств осуществляется в зависимости от выполнения этой программы. Наличие подобной программы и соглашения с МВФ обычно рассматривается как международное свидетельство платежеспособности страны.
Одновременно МВФ использует и специальные механизмы:
1. Фонд системной трансформации оказывает финансовую помощь странам, которые испытывают трудности в торговой и платежной системах в связи с переходом к рыночной экономике.
2. Фонд компенсационного финансирования и финансирования в случае непредвиденных обстоятельств помогает государствам-участницам в случае понесенных ими убытков, если эти убытки имеют временный характер и обусловлены причинами, находящимися вне сферы влияния этих стран, а также при необходимости поддержки темпов реформ, проведенных соответственно одобренным МВФ соглашений.
3. Система финансирования буферных запасов может оказывать финансовую помощь для возобновления запасов сырья.
4. Срочная помощь предоставляется путем закупки товаров для стран, платежный баланс которых испытывает значительные трудности в результате стихийных бедствий.
5. Фонд структурной адаптации и Расширенный фонд структурной адаптации оказывает помощь для проведения структурных реформ в развивающихся странах, а также для реализации среднесрочных макроэкономических программ.
В сфере долгового регулирования МВФ активно взаимодействует с Мировым банком.
Мировой банк - многосторонняя кредитная организация, которая включает пять тесно связанных между собой учреждений, входящих в систему ООН. Общей целью их является мобилизация и перераспределение финансовых ресурсов в интересах развивающихся стран и стран с переходной экономикой за счет развитых стран. Мировой банк, как одно из специализированных финансовых заведений ООН должно способствовать выполнению стратегического задания: интегрировать экономику всех ее государств-членов с мировой системой ведения хозяйства и таким образом обеспечивать повышение уровня жизни в более бедных странах к уровню развитых.
Группу Мирового банка образуют: Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Международная ассоциация развития (МАР), Международная финансовая корпорация (МФК), Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ), Международный центр регулирования инвестиционных споров (МЦРИС).
Самой весомой кредитной организацией группы Всемирного банка стал Международный банк реконструкции и развития.
Международный банк реконструкции и развития - межправительственный инвестиционный институт, основным заданием которого является стимулирование экономического развития стран-членов МБРР, содействие развитию международной торговли и поддержке платежных балансов, предоставление долгосрочных ссуд и кредитов, гарантирование частных инвестиций. МБРР был образован в 1945 г. Членами банка могут быть только страны, что вступили в МВФ. В 1988 г. их насчитывалось 151. МБРР формально является специализированным финансовым учреждением ООН, однако соответственно уставу банка и соглашения, заключенного между ООН и МБРР, вполне независимый в своих действиях от ее решений.
Основной деятельностью МБРР является предоставление долгосрочных ссуд под достаточно высокий процент. Большая часть его кредитов предоставляется на условиях, аналогичных условиям частных коммерческих ссуд. Ссуды выделяются как государственным, так и частным предприятиям при наличии гарантий их правительств. Значительная часть кредитов направляется в местные (региональные) банки развития, которые перераспределяют полученные от МБРР средства. Большинство кредитов выдается на срок около 20 лет по ставке в размере 10%.
Банк международных расчетов - международная валютно-кредитная организация, которую называют "центробанком центробанка", членами которой являются центральные банки разных стран. Банк международных расчетов (БМР) координирует валютно-финансовую политику стран-участниц.
Развитие международных финансовых отношений нуждается в создании определенной системы управления. На уровне отдельных государств и межгосударственном уровне создаются механизмы контроля и регулирования международных финансов. Для упорядочения международного финансового механизма регулирования формируется международное финансовое право.
Международное финансовое право является системой юридических принципов и норм, которые регулируют международные финансовые отношения, и состоит из двух подсистем: финансового права на межгосударственном уровне и норм национального финансового права отдельных стран, что регулируют международные финансовые отношения этих стран. Нормы последнего должны согласовываться с положениями межгосударственного права.
Межгосударственное финансовое право формируется в виде международных соглашений, актов международных конференций и совещаний, отдельных документов международных организаций, которых должны придерживаться субъекты международных отношений.
Основные принципы современного международного финансового права закрепленные в Уставе Организации Объединенных Наций и уставах ее подразделов: Международного валютного фонда, Мирового банка и др.
Национальное финансовое право выделилось из норм государственного административного права относительно регулирования денежных отношений.
С принятием Закона Украины "О внешнеэкономической деятельности" (в 1991 г.) было положено начало формированию формального законодательства по вопросам международных финансов. Последующее развитие это законодательство приобрело после принятия Декрета Кабинета Министров "О системе валютного регулирования и валютного контроля" (в 1993 г.). В настоящее время международные финансовые отношения Украины регулируются также и нормами законодательства по вопросам бюджета, налогов, кредита, фондового рынка, банковской, страховой, инвестиционной деятельности, валютного обращения.
Международная финансовая политика представлена совокупностью мероприятий и рекомендаций государства в отрасли международных финансов. Юридически она регламентируется нормами и принципами международного финансового права.
Основными направлениями реализации международной финансовой политики является дисконтная политика, валютные интервенции, валютный демпинг, политика валютных ограничений, политика валютных защитных предостережений, политика режима конвертированности, диверсификация валютных резервов, налоговая политика и кредитная политика в отрасли международной регуляции.
Дисконтная политика осуществляется через маневрирование учетной ставкой центрального банка.
Валютная интервенция является куплей-продажей государственными органами иностранной валюты с целью влияния на курс национальной валюты. Валютная интервенция может осуществляться за счет официальных резервов, специальных (стабилизационных) фондов и кредитов по банковским соглашениям. Для повышения курса национальной валюты национальный (центральный) банк или по его поручению другие банки и государственные органы продают иностранную валюту, для снижения курса скупают ее в обмен на национальную. Девальвация является обесцениванием курса национальной валюты в форме снижения ее курса (цены) относительно иностранных валют, международных расчетных денежных единиц, раньше - золота. Ревальвация является повышением курса национальной валюты относительно других валют, международных расчетных денежных единиц и золота.
Валютный демпинг - политика занижения валютных курсов с целью расширения конкурентоспособности экспорта товаров.
Политика валютных ограничений - это совокупность мероприятий и правовых норм, направленных на ограничение операций с валютными ценностями. Они предусматривают государственное регулирование переводов и платежей за границу, вывоза среднесрочного и долгосрочного капитала, а также валютных ценностей, купли-продажи иностранной валюты и тому подобное.
Политика валютных защитных предостережений направлена на устранение или ограничение валютного риска в международных экономических отношениях.
Политика режима конвертированности валют отображает возможность обмена (конверсии) валюты одной страны на валюты других стран по действующим валютным курсом.
Диверсификация валютных резервов дает возможность уменьшить риск возможных убытков, связанных с изменением курса резервных валют. Главный принцип диверсификации валютных резервов - продажа нестабильных валют и купля более стойких. Эта политика направлена на регулирование структуры валютных резервов путем включения в их состав разных иностранных валют.
Налоговая политика в отрасли международного регулирования может –основываться на применении льготных ставок, пошлины и льготного режима других косвенных налогов (акцизы, налог на прибавленную стоимость) относительно товаров, услуг и капитала, которые ввозятся в страну, льготного прямого налогообложения доходов (прибылей), полученных при участии иностранных инвестиций, а также доходов (прибылей) от внешнеэкономической деятельности. Налоговая политика является действенным инструментом государственного регулирования экспорта и импорта товаров, услуг и капитала.
Кредитная политика государства в отрасли международного регулирования может быть связана с предоставлением кредитов национальным импортерам и экспортерам, иностранным заемщикам, с получением кредитов от других государств, международных организаций и зарубежных коммерческих банков, с предоставлением гарантий за полученными кредитами.
Формами реализации международной финансовой политики является планирование, заключение международных соглашений, издания нормативных актов, оперативное руководство и контроль со стороны компетентных государственных органов. По мере роста кризисных явлений наблюдается усиление государственного регулирования во всех формах.
Успешная финансовая политика содействует общему развитию национальной экономики, и наоборот - просчеты в международных финансах замедляют развитие национальной экономики.
МИРОВЫЕ ФИНАНСОВЫЕ КРИЗИСЫ
2.1. Финансовая глобализация: понятие, факторы, глобализация мировых
финансов, последствия финансовой глобализации
2.2. Глобализация финансов и финансовые дефициты
2.3. Мировые финансовые кризисы
^ 2.1. Финансовая глобализация: понятие, факторы, глобализация мировых финансов, последствия финансовой глобализации
Особенности глобализации:
· глобализация проявляется в интеграционных процессах между странами, результатом которых является углубление взаимозависимости экономик;
· неравномерность протекания глобализационных процессов между странами, которые принимают в них участие;
· развитие глобализационных процессов имеет стойкую связь с развитием и внедрением новейших технологий во всех сферах общественной жизни, особенно в расчетно-финансовой сфере;
· глобализационным процессам, как правило, предшествуют либерализационные процессы в стране, что способствует повышению уровня ее открытости.
Финансовая глобализация определилась в 1970-е гг., когда объем международной ликвидности и несбалансированность текущих платежей резко возросли. Это произошло в результате отмены золотодевизного стандарта и фиксированных валютных курсов, роста международной ликвидности, в том числе и за счет пополнения евровалютных рынков «нефтедолларами», расширения международного банковского кредитования и т.д.
Новую ситуацию в мировой экономике создают следующие основные признаки финансовой глобализации:
· громадные финансовые ресурсы ТНК и ТНБ;
· невиданные по уровню интенсивности трансграничные финансовые трансакции этих субъектов;
· появление новых механизмов и инструментов международных финансовых операций и формирование глобального финансового рынка, через который осуществляется перераспределение колоссальных финансовых ресурсов.
Финансовая глобализация, с одной стороны, дает возможность странам получить больше необходимых им ресурсов денег и капитала, а корпорациям – получить дополнительные прибыли от эффективного инвестирования свободных ресурсов. С другой стороны, она скрывает потенциальную опасность увеличения глобальной финансовой нестабильности, следовательно – значительных потерь для всех субъектов, оперирующих в глобальной финансовой среде.
Факторы глобализации мировых финансов:
· интернационализация хозяйственной жизни;
· расширение научно-технических достижений (компьютеризация финансовой сферы, прогресс телекоммуникаций, распространение новейших технологий, электронные платежи и т.п.);
· либерализация международных валютно-кредитных отношений и финансовых рынков (уменьшение вмешательства государства в финансы, финансовая конкуренция между странами, уменьшение влияния в развитых странах в операции на внутреннем финансовом рынке).
Последствия финансовой глобализации:
· рост объема операций современного мирового финансового рынка во всех его сегментах (выпуск долговых инструментов, международные банковские займы, размер рынка евровалют, капитализация мирового рынка – более 20 трлн. долл.)
· интенсификация потоков прямых иностранных инвестиций;
· активизация деятельности оффшорных центров транснационального бизнеса;
· возникновение всемирной сети финансовых центров, которая объединяет ведущие финансовые центры – Нью-Йорк, Лондон, Токио, Цюрих, а также другие финансовые центры (Франкфурт, Амстердам, Париж, Гонконг);
· появление новых финансовых центров на основе либерального финансового законодательства, отсутствия налогов на доходы, упрощения процедуры регистрации представительств и филиалов иностранных банков, проведения биржевых операций (Сингапур, Бахрейн, Кипр, Панама, Багамские острова и т.д.).
· кроме ТНК и ТНБ, правительств стран, значительными субъектами глобальной финансовой среды становятся крупные институциональные инвесторы (пенсионные, страховые фонды, инвестиционные компании, взаимные фонды).
^ 2.2. Глобализация финансов и финансовые дефициты
В условиях глобализации сформировалась мировая дефицитная экономика, характеризующаяся растущим привлечением зарубежных ресурсов из-за нехватки национальных средств.
Главными показателями характера мировой и национальных экономик с точки зрения их дефицитности или самодостаточности служит сальдо текущего платежного баланса, соотношение внутренних инвестиций и сбережений, которые характеризуют страну как импортера или экспортера капитала.
Дефицитность модели развития определяется хроническим дефицитом текущего платежного баланса и отрицательной кредитной позицией.
Чистая отрицательная кредитная позиция (заемная позиция) свидетельствует о превышении инвестиций над внутренними сбережениями и о том, что нехватка была восполнена привлечением внешних ресурсов.
В современной экономике можно также выделить несколько типов дефицитных и долговых экономик по уровню и динамике развития, тяжести долговой нагрузки и степени долговой зависимости, по структуре привлекаемых иностранных ресурсов, внешних долгов и платежей и т.п. Верхним пределом оптимальности внешнего долга (на основе кривой Лэффера), который теоретически позволяет обслуживать внешний долг, считается отношение общей суммы долга к ВВП до 40%; к экспорту товаров и услуг – до 200-250%; платежей по обслуживанию долга к экспорту товаров и услуг – до 20-25%.
Внешние заимствования, долги кредиторам – нерезидентам и их обслуживание прочно вошли в механизм функционирования национальных экономик, превратив все страны мира в заемщиков.
С 1974 года совокупное сальдо развитых стран по текущим расчетам имеет отрицательные среднегодовые значения, их совокупные инвестиции превышают сбережения.
Финансовая глобализация обеспечивает условия формирования и функционирования дефицитных и заемных экономик. Страны с платежными трудностями по внешним обязательствам привлекают официальные ресурсы международных организаций и иностранных государств.
^ 2.3. Мировые финансовые кризисы
К наиболее масштабным финансовым кризисам, которые произошли на протяжении последних десятилетий относят:
· долговой кризис 80-х годов ХХ ст. в странах Латинской Америки и Африки;
· кризисы в Мексике и Аргентине в 1994-1995гг.,
· азиатский (Таиланд, Индонезия, Корея, Филиппины, Малайзия);
· российский кризис в 1997-1998гг.,
· современный мировой финансовый кризис (2007-2008гг.)
Каждый финансовый кризис имеет особенности, характерные только для него, но и одновременно общим для них является то, что причинами их возникновения становились внешние факторы, которые были или их катализаторами, или своим действием способствовали углублению таких кризисов.