Тема 7. Правовое государство.
Виды политических систем общества
Охраняет права и интересы общественных организаций (через суд, прокуратуры и другие государственные органы).
Государство также может использовать негласные методы. Так называемые теневые структуры в целях решения государственных задач работают в режиме секретности, используют негласных сотрудников и негласные методы деятельности.
В ряде случаев официальные государственные учреждения осуществляют негласные функции, а высшие должностные лица государства скрывают смысл открытых политических действий, то есть ведут политическую игру.
Необходимость теневых элементов и функций на верхнем и среднем уровнях политической системы обусловлена наличием противостоящих и противоборствующих элементов в политическом обществе, которые в случае необходимости осуществляют скрытые действия.
В классификации политических систем могут использоваться следующие основания:
1. общественно-экономическая формация. По этому критерию выделяют
|
|
рабовладельческие, феодальные, буржуазные, социалистические политические системы общества;
2. положение личности в обществе (политический режим). По данному критерию выделяют демократические и не демократические (авторитарные) политические системы;
3. способ управления обществом: командная, социоприменительная, соревновательная политические системы;
4. форма правления: президентские, парламентские, смешанные политические системы;
5. направления развития: прогрессивные и реакционные, реформаторские и консервативные политические системы;
6. партийный состав: однопартийные, двухпартийные, многопартийные и одной доминирующей партией;
7. географический и территориальный фактор: европейские, азиатские, североамериканские и иные политические системы;
Встречается классификация политических систем по характеру социальной сферы:
1. тоталитарные политические системы закрытого типа (социальная среда распределительного типа);
2. либерально-демократические политические системы (социальная среда распределительного типа);
3. переходные политические системы (смешанная социальная среда).
По способу управления обществом различают три главных модели политических систем:
1. командную;
2. соревновательную;
3. социоприменительную (В.Е.Чиркиин).
1. Соотношение государства и права;
2. Понятие правового государства;
Соотношение государства и права рассматриваются в трех аспектах: единстве, различии и взаимодействии.
Единство государства и права состоит в том, что государство и право:
|
|
- возникают и развиваются совместно и одновременно;
- имеют одинаковые подходы к сущности и типологии;
- выступают средствами управления, инструментами власти;
- призваны сочетать и обеспечивать личные, групповые и общественные интересы;
- основаны на едином базисе, определяются социально-экономическими и духовными факторами и т. п.
Различия между государством и правом состоят в том, что:
- государство есть особая организация политической власти, а право - социальный регулятор;
- государство выражает силу, а право – волю;
- первичным элементом государства является государственный орган, а права – норма права;
- они также не совпадают по формам, функциям и т.д.
Взаимодействие государства и права.
Государство воздействует на право в форме:
- правотворчества – государство формирует, изменяет, отменяет право;
- правоприменения – государство реализует и охраняет право.
- правоохранительная деятельность;
- толкование права;
Право воздействует на государство в форме:
- упорядочивания деятельности государственного аппарата, устанавливая его компетенцию;
- легализации государственной власти.
- средство взаимодействия государства с населением;
- право реализует функции государства;
Типы взаимоотношений между государством и правом. Выделяют:
1. этатический тип - когда государство стоит над правом, выступая определяющим фактором (характерно для антидемократических государств);
2. естественно-правовой - когда право стоит над государством, выступая его ограничителем (характерно для правовых государств).
3. дуалистичесий - когда между государством и правом существует функциональная связь;