Главной задачей М. Энрайта являлось исследование географического масштаба конкурентного преимущества. Он предположил, что конкурентные преимущества создаются не на наднациональном или национальном уровне, а на региональном уровне, где главную роль играют исторические предпосылки развития регионов, разнообразие культур ведения бизнеса организация производства и получение образования.
В качестве подтверждения своего тезиса Энрайт провел исследование в нескольких отраслях промышленности, сконцентрированных в определенных регионах мира.
Рассмотрим три примера из исследования Энрайта: (1) химическую промышленность ФРГ и Швейцарии; (2) производство синтетических волокон в Японии; (3) производство керамической плитки в Италии.
Химическая промышленность ФРГ и Швейцарии (более подробный разбор – в качестве доклада).
Эти страны характеризуются устойчивостью своих конкурентных позиций в химической промышленности. Во время проведения следования (конец 1980-х гг.) крупнейшими химическими концернами были три немецкие ТНК - «БАСФ», «Байер» и «Хехст». В Швейцарии базировались три из 15-и крупнейших в мире фармацевтических компании («Сиба-Гейги», «Хоффман-ля-Рош» и «Сандоц»). Основные заводы компаний обеих стран находятся на р. Рей или на ее притоке р. Майн. Химическая промышленность Германии концентрируется в гг. Леверкузен, Франкфурт-на-Майне Людвигсхафен, а головные предприятия трех швейцарских ТНК – в Базеле. Конкурентные преимущества химической промышленности Германии и Швейцарии создавались именно в этих четырех городах.
Производство синтетических волокон в Японии Швейцарии (более подробный разбор – в качестве доклада).
Как известно, Япония является одним из мировых лидеров в производстве и экспорте синтетических волокон. Во время исследования Энрайта около 5 тыс. японских компаний экспортировали около 25% синтетических волокон в мире. В административном отношении территория Японии делится на 47 префектур, но при этом концентрация производственных мощностей в этой отрасли удивительна - более 85% производства синтетических волокон страны приходилось на три префектуры: Фукуи, Ишикава и Тойама.
Производство керамической плитки в Италии (более подробный разбор – в качестве доклада).
Энрайт показал, что более 80% всей керамической плитки, выпускаемой в Италии, производилось в промышленном округе Сассуоло, где работало более 200 фирм. Если учесть, что доля Италии в мировом производстве плитки составляла 35%, а мирового экспорта - 55%, то становится ясным, что этот город был ведущим центром производства керамической плитки в мире. В чем же причина столь успешной специализации итальянских компаний именно ь, районе г. Сассуоло?
В результате Энрайт пришел к выводу о существовании региональных кластеров. Региональный кластер - это промышленный кластер, в котором фирмы-члены кластера находятся в географической близости друг к другу. Или, региональный кластер - это географическая агломерация фирм, работающих в одной или нескольких родственных отраслях хозяйства. Региональный кластер может включать в себя: (1) промышленный район малым и средних предприятий; (2) концентрацию высокотехнологичные фирм, связанных через развитие и использование общих методов производства (технологий); (3) производственную систему с бывшими предприятиями крупных ТНК и фирмами, «отпочковавшимися» от материнских компаний в результате процесса спин-офф (spin-off).
Исходя из результатов проведенного исследования Энрайт сделал заключение о формировании конкурентных преимуществ стран не на национальном или наднациональном уровнях, а на региональном. Региональные кластеры - это конкретные объекты проведения кластерной политики. Именно они нуждаются во внимании со стороны государственных структур и поддержке исследовательских организаций. Главными же детерминантами улучшения развития региональных кластеров являются четыре стороны ромба конкурентных преимуществ, определенные Портером.
Резюмируя все выводы и теоретические построения, сделанные в ходе исследований по проблеме конкурентоспособности, Портер и Энрайт выделили, по крайней мере, три главных причины необходимости стимулирования развития кластеров:
1. Кластеры увеличивают производительность труда и эффективность производства, так как для фирм облегчается доступ к поставщикам, квалифицированной рабочей силе, информации, обслуживанию и образовательным центрам. Ввиду того, что фирмы располагаются в кластере в непосредственной близости друг от друга, облегчается координация совместных действий и транзакции между фирмами-партнерами. Диффузия инноваций также ускоряется по сравнению с дисперсно-расположенными фирмами. Кроме того, возможно реальное сравнение фирмами-конкурентами эффективности функционирования друг друга.
2. Кластеры стимулируют изобретение нововведений ввиду того, что фирмы имеют доступ к самой современной информации по усовершенствованию производственного процесса, а образовательные и научно-исследовательские центры генерируют новые знания и имеют возможность экспериментально подтвердить или опровергнуть правильность новых теорий.
3. Кластеры облегчают коммерциализацию знаний и производства. Создаются льготные условия (наличие соответствующей рабочей силы, поддерживающих институтов и нужных поставщиков) для создания новых фирм и запуска производств новых типов товаров.
Все это достигается через усиление информационных потоков, включающих также обмен идеями, знаниями и «ноу-хау», между сотрудниками фирм, образующих кластер. Таким образом, ромб конкурентных преимуществ является движущей силой развития кластеров, а региональный и промышленный кластер - это отраслевое и пространственное выражение ромба.
Рисунок 1 – Связь ромба конкурентных преимуществ с другими теориями
Следует отметить, что ромб конкурентных преимуществ отражает факторы конкурентоспособности развитых стран, поэтому он не всегда применим для развивающихся государств. Например, «состояние спроса» вряд ли играет важную роль в повышении конкурентоспособности китайских товаров. То же можно сказать и о российском экспорте. Для развивающихся стран в определении конкурентоспособности отраслей скорее характерны традиционные факторы - труд, земля и капитал, что Портер попытался отразить в своей концепции 4-х стадий развития наций.
Заметим, что сначала кластером была обозначена группа смежных отраслей страны, производящих экспортируемые, т.е. наиболее конкурентоспособные товары. И только потом термин стал обозначать группу фирм, производящих сходные товары и услуги и сконцентрированные в одном штандорте (термин, обозначающий наиболее выгодное расположение, размещение промышленных предприятий). За счет географической близости компании имеют возможность как кооперировать, так и
конкурировать между собой, повышая тем самым конкурентоспособность региона и, следовательно, страны. Тем самым значение термина «кластер» приблизилось к значению термина «промышленный район» в его итальянском понимании.
После выделения кластеров можно проводить кластерную политику, под которой понимается государственная политика повышения конкурентоспособности страны или региона через стимулирование развития промышленных кластеров и региональных/локальных кластеров малых и средних предприятий. Основными исполнителями кластерной политики являются регионы, где и располагаются такие конкурентоспособные кластеры.
Интересным вопросом также являются возможные пути развития кластеров. Эксперты Европейской комиссии по наблюдению за развитием малых и средних предприятий после анализа различных типов кластеров и с помощью исследований экономико-географа М.Сторпера разработали схему развития «идеального» регионального кластера, включающую в себя шесть стадий:
образование фирм-пионеров на основе местных специфических навыков производства, процесс «спин-офф»;
создание системы поставщиков и специализированного рынка рабочей силы;
образование новых организаций (часто правительственных) для оказания поддержки фирмам, работающим в кластере;
привлечение в кластер внешних отечественных, а затем и иностранных фирм, высококвалифицированной рабочей силы как стимулов для организации новых кластерных фирм;
создание неявных активов (знаний) между фирмами, которые
стимулировали бы диффузию инноваций, информации и знаний;
возможный период упадка кластера из-за исчерпания своего инновационного потенциала и закрытости для внешних инноваций.
Подводя итоги анализу американской школы теории конкурентоспособности можно сказать, что ромб конкурентных преимуществ и кластеры - это дальнейшее развитие и подтверждение правильности теорий концентрации производства, разрабатываемых экономико-географами и экономистами в течение всего XX в.