double arrow

Тема 9. Концепция региональных кластеров М. Энрайта

Главной задачей М. Энрайта являлось исследование географического масштаба конкурентного преимущества. Он предположил, что конкурентные преимущества создаются не на наднациональном или национальном уровне, а на региональном уровне, где главную роль играют исторические предпосылки развития регионов, разнообразие культур ведения бизнеса организация производства и получение образования.

В качестве подтверждения своего тезиса Энрайт провел исследование в нескольких отраслях промышленности, сконцентрированных в определенных регионах мира.

Рассмотрим три примера из исследования Энрайта: (1) химическую промышленность ФРГ и Швейцарии; (2) производство синтетических волокон в Японии; (3) производство керамической плитки в Италии.

Химическая промышленность ФРГ и Швейцарии (более подробный разбор – в качестве доклада).

Эти страны характеризуются устойчивостью своих конкурентных позиций в химической промышленности. Во время проведения следования (конец 1980-х гг.) крупнейшими химическими концернами были три немецкие ТНК - «БАСФ», «Байер» и «Хехст». В Швейцарии базировались три из 15-и крупнейших в мире фармацевтических компании («Сиба-Гейги», «Хоффман-ля-Рош» и «Сандоц»). Основные заводы компаний обеих стран находятся на р. Рей или на ее притоке р. Майн. Химическая промышленность Германии концентрируется в гг. Леверкузен, Франкфурт-на-Майне Людвигсхафен, а головные предприятия трех швейцарских ТНК – в Базеле. Конкурентные преимущества химической промышленности Германии и Швейцарии создавались именно в этих четырех городах.

Производство синтетических волокон в Японии Швейцарии (более подробный разбор – в качестве доклада).

Как известно, Япония является одним из мировых лидеров в производстве и экспорте синтетических волокон. Во время исследования Энрайта около 5 тыс. японских компаний экспортировали около 25% синтетических волокон в мире. В административном отношении территория Японии делится на 47 префектур, но при этом концентрация производственных мощностей в этой отрасли удивительна - более 85% производства синтетических волокон страны приходилось на три префектуры: Фукуи, Ишикава и Тойама.

Производство керамической плитки в Италии (более подробный разбор – в качестве доклада).

Энрайт показал, что более 80% всей керамической плитки, выпускаемой в Италии, производилось в промышленном округе Сассуоло, где работало более 200 фирм. Если учесть, что доля Италии в мировом производстве плитки составляла 35%, а мирового экспорта - 55%, то становится ясным, что этот город был веду­щим центром производства керамической плитки в мире. В чем же причина столь успешной специализации итальянских компаний именно ь, районе г. Сассуоло?

В результате Энрайт пришел к выводу о существовании региональных кластеров. Региональный кластер - это промышленный кластер, в котором фирмы-члены кластера находятся в географической близости друг к другу. Или, региональный кластер - это географическая агломерация фирм, работающих в одной или нескольких родственных отраслях хозяйства. Региональный кластер может включать в себя: (1) промышленный район малым и средних предприятий; (2) концентрацию высокотехнологичные фирм, связанных через развитие и использование общих методов производства (технологий); (3) производственную систему с бывшими предприятиями крупных ТНК и фирмами, «отпочковавшимися» от материнских компаний в результате процесса спин-офф (spin-off).

Исходя из результатов проведенного исследования Энрайт сделал заключение о формировании конкурентных преимуществ стран не на национальном или наднациональном уровнях, а на региональном. Региональные кластеры - это конкретные объекты проведения кластерной политики. Именно они нуждаются во внимании со стороны государственных структур и поддержке исследовательских организаций. Главными же детерминантами улучшения раз­вития региональных кластеров являются четыре стороны ромба конкурентных преимуществ, определенные Портером.

Резюмируя все выводы и теоретические построения, сделанные в ходе исследований по проблеме конкурентоспособности, Портер и Энрайт выделили, по крайней мере, три главных причины необходимости стимулирования развития кластеров:

1. Кластеры увеличивают производительность труда и эффективность производства, так как для фирм облегчается доступ к поставщикам, квалифицированной рабочей силе, информации, обслуживанию и образовательным центрам. Ввиду того, что фирмы располагаются в кластере в непосредственной близости друг от друга, облегчается координация совместных действий и транзакции между фирмами-партнерами. Диффузия инноваций также уско­ряется по сравнению с дисперсно-расположенными фирмами. Кроме того, возможно реальное сравнение фирмами-конкурентами эффективности функционирования друг друга.

2. Кластеры стимулируют изобретение нововведений ввиду того, что фирмы имеют доступ к самой современной информации по усовершенствованию производственного процесса, а образовательные и научно-исследовательские центры генерируют новые знания и имеют возможность экспериментально подтвердить или опровергнуть правильность новых теорий.

3. Кластеры облегчают коммерциализацию знаний и производства. Создаются льготные условия (наличие соответствующей рабочей силы, поддерживающих институтов и нужных поставщиков) для созда­ния новых фирм и запуска производств новых типов товаров.

Все это достигается через усиление информационных потоков, включающих также обмен идеями, знаниями и «ноу-хау», между сотрудниками фирм, образующих кластер. Таким образом, ромб конкурентных преимуществ является движущей силой развития кластеров, а региональный и промышленный кластер - это отраслевое и пространственное выражение ромба.

Рисунок 1 – Связь ромба конкурентных преимуществ с другими теориями

Следует отметить, что ромб конкурентных преимуществ отражает факторы конкурентоспособности развитых стран, поэтому он не всегда применим для развивающихся государств. Например, «состояние спроса» вряд ли играет важную роль в повышении конкурентоспособности китайских товаров. То же можно сказать и о российском экспорте. Для развивающихся стран в определении конкурентоспособности отраслей скорее характерны традиционные факторы - труд, земля и капитал, что Портер попытался отразить в своей концепции 4-х стадий раз­вития наций.

Заметим, что сначала кластером была обозначена группа смежных отраслей страны, производящих экспортируемые, т.е. наиболее конкурентоспособные товары. И только потом термин стал обозначать группу фирм, производящих сходные товары и услуги и сконцентрированные в одном штандорте (термин, обозначающий наиболее выгодное расположение, размещение промышленных предприятий). За счет географической близости компании имеют возможность как кооперировать, так и
конкурировать между собой, повышая тем самым конкурентоспособность региона и, следовательно, страны. Тем самым значение термина «кластер» приблизилось к значению термина «промышленный район» в его итальянском понимании.

После выделения кластеров можно проводить кластерную политику, под которой понимается государственная политика повышения конкурентоспособности страны или региона через стимулирование развития промышленных кластеров и региональных/локальных кластеров малых и средних предприятий. Основными исполнителями кластерной политики являются регионы, где и располагаются такие конкурентоспособные кластеры.

Интересным вопросом также являются возможные пути развития кластеров. Эксперты Европейской комиссии по наблюдению за развитием малых и средних предприятий после анализа различ­ных типов кластеров и с помощью исследований экономико-географа М.Сторпера разработали схему развития «идеального» регионального кластера, включающую в себя шесть стадий:

образование фирм-пионеров на основе местных специфических навыков производства, процесс «спин-офф»;

создание системы поставщиков и специализированного рынка рабочей силы;

образование новых организаций (часто правительственных) для оказания поддержки фирмам, работающим в кластере;

привлечение в кластер внешних отечественных, а затем и иностранных фирм, высококвалифицированной рабочей силы как стимулов для организации новых кластерных фирм;

создание неявных активов (знаний) между фирмами, которые
стимулировали бы диффузию инноваций, информации и знаний;

возможный период упадка кластера из-за исчерпания своего инновационного потенциала и закрытости для внешних инноваций.

Подводя итоги анализу американской школы теории конкурентоспособности можно сказать, что ромб конкурентных преимуществ и кластеры - это дальнейшее развитие и подтверждение правильности теорий концентрации производства, разрабатываемых экономико-географами и экономистами в течение всего XX в.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: