Понятие финансового плана и его виды

Финансовое планирование на предприятии протекает в виде составления финансового плана. Основными продуктом финансового планирования, таким образом, являются финансовые планы.

Финансовый план хозяйствующего субъекта — это документ, который отражает объем поступления и расходования денежных средств, фиксирующий баланс доходов и направления расходов предприятия, включая платежи в бюджет на планируемый период.

Финансовый план необходим предприятию для того, чтобы заранее знать результаты своей деятельности и организовать рациональное движение финансовых ресурсов в соответствии с выбранной финансовой стратегией.

Главная цель составления финансового плана заключается в согласовании намечаемых расходов по производственному и социальному развитию субъекта хозяйствования с его финансовыми возможностями.

В процессе составления финансового плана осуществляются следующие работы:

  1. определяются источники и объемы собственных финансовых ресурсов предприятия — прибыль, амортизация;
  2. изучается возможность и целесообразность привлечения финансовых ресурсов за счет выпуска ценных бумаг, получение кредитов и т.д.;
  3. выбираются оптимальные для конкретной ситуации формы образования и использования денежных средств, взаимоотношения с банками, вышестоящими организациями и своими работниками;
  4. устанавливаются рациональные пропорции распределения финансовых ресурсов на предприятии на внутрихозяйственные нужды — расширение, удовлетворение социальных потребностей членов трудового коллектива; рассматривается участие в формировании уставных капиталов, покупке ценных бумаг и других операций на финансовом рынке, т.е. вложения денежных средств в другие предприятия;
  5. рассматривается целесообразность капиталовложений;
  6. выявляются внутренние резервы производства и повышения его рентабельности на базе имеющихся материальных и трудовых ресурсов, производственных мощностей, а также перспективы внедрения достижений НТП и совершенствования производства.

Разработка финансового плана включает ряд стадий:

  1. предварительный расчет финансовых показателей и увязка с показателями планов, составленных другими подразделениями предприятия;
  2. разработка проекта финансового плана, основанная на расчете финансовых показателей;
  3. согласование отдельных показателей проекта финансового плана, которые затрагивают взаимоотношения с госбюджетом и банковскими учреждениями;
  4. представление проекта финансового плана руководству предприятия для обсуждения;
  5. утверждение руководством предприятия финансового плана с учетом итогов обсуждения.

Таким образом, разработка финансового плана дает картину финансового развития предприятия.

Финансовый план позволяет обеспечить финансовыми ресурсами хозяйствующий субъект и оказывает влияние на финансовое состояние и экономику предприятия. Это обусловлено следующими обстоятельствами:

  1. в финансовых планах происходит соизмерение намечаемых затрат для осуществления деятельности предприятия с реальными возможностями и в результате корректировки достигается материально-финансовая сбалансированность;
  2. статьи финансового плана тесно связаны со всеми экономическими показателями работы предприятия (план производства, план инновационного развития, план материально-технического обеспечения и т.д.).

Следовательно, основным продуктом финансового планирования является финансовый план, показатели которого всегда отражаются в денежном выражении и обосновывают движение финансовых ресурсов на определенный период. Тем самым финансовый план позволяет обеспечить нормальную работу субъекта хозяйствования и его непрерывное функционирование.

Финансовые планы в зависимости от их централизации подразделяются на:

1. централизованные;

2. децентрализованные;

Централизованные финансовые планы обеспечивают движение общегосударственных финансовых ресурсов, фиксируют перераспределительные процессы, осуществляемые финансовой системой государства. По форме они всегда являются сводными планами, отличаются своим содержанием, объектом и сферой движения ресурсов, методами планирования и хозяйствования.

Централизованный финансовый план содержит следующие существенные признаки:

  1. объект — общегосударственные ресурсы, формируемые и распределяемые на макроуровне;
  2. охват — сфера финансовой деятельности государства и его финансовые взаимоотношения с субъектами хозяйствования;
  3. основная цель — обоснование финансовой политики государства на этот период.

Количество централизованных финансовых планов, их форма и содержание зависят от построения финансовой системы соответствующего государства и ее отдельных звеньев. Централизованные финансовые планы играют важную роль в государственном регулировании экономических и социальных процессов. Они позволяют принимать обоснованное решение по использованию косвенных методов регулирования экономики, которые позволяют предвидеть конечные результаты и последствия.

Главным централизованным финансовым планом, распространённым во всех государствах, является государственный бюджет. Необходимость его разработки вызвана потребностью определения источников и объема денежных ресурсов государства, их рационального распределения и использования для удовлетворения общегосударственных потребностей.

Бюджет разрабатывается в форме баланса, в котором планируются все доходы и расходы на текущий период в соответствии с программой социально-экономического развития страны и ее регионов. Особое внимание уделяется полной аккумуляции источников поступления доходов, рациональному распределению бюджетных ассигнований и бездефицитному сбалансированию бюджета.

Бюджет – это основной финансовый план формирования и использования денежных ресурсов для обеспечения функций государства, его социального и экономического развития, имеющий силу закона.

В отличие от других финансовых планов бюджет проходит несколько стадий: стадию бюджетного планирования, стадию рассмотрения, утверждения проекта бюджета в установленном порядке.

Бюджетное планирование – это часть финансового планирования, имеющая свои особенности. В ходе бюджетного планирования на основе прогнозных показателей социально-экономического развития республики, основных направлений бюджетно-финансовой, денежно-кредитной и налоговой политики определяется объём бюджета, его доходы и расходы.

Составление проекта бюджета исключительно находится в компетенции правительства (в первую очередь – Минфин) и местных исполнительных органов (финансовые управления и отделы).

Бюджетное планирование в республике, как и весь бюджетный процесс, включает составление, рассмотрение, утверждение и исполнение бюджета. Этот процесс регламентируется Конституцией РБ, актами Президента, Бюджетным кодексом РБ.

Кроме того, составляется консолидированный бюджет, который включает совокупность бюджетов РБ, а также составляется сводный финансовый план государства, который отражает совокупность всех финансовых планов в комплексе. В нём отражаются не только централизованные финансовые ресурсы, но и децентрализованные.

Децентрализованные финансовые планы составляются на уровне конкретного юридического лица, т.е. субъекта хозяйствования.

Если субъект хозяйствования имеет на своём балансе учреждения непроизводственной сферы (детские сады, санатории), то составляются отдельные планы, которые имеют форму сметы расходов. Форма сметы расходов утверждается Минфином и в ней отражаются планируемые расходы на год в соответствии с принятой экономической бюджетной классификацией.

Смета расходов составляется на основе производственных показателей.

Различают следующие виды смет:

  1. индивидуальные;
  2. общие;
  3. сводные;
  4. на централизованные мероприятия.

Индивидуальные сметы составляются отдельно для каждого учреждения, общие – для группы однотипных учреждений.

Сводная смета отражает расходы на учреждения одного ведомства. Она составляется на основе индивидуальных и общих смет.

Смета расходов на централизованные мероприятия составляется в случае каких-либо разовых мероприятий.

Финансовое планирование на уровне субъектов хозяйствования бывает следующих видов:

  1. ведомственное;
  2. отраслевое;
  3. территориальное;
  4. программное.

Ведомственное – это планирование по министерствам и ведомствам.

Отраслевое – по отдельным отраслям.

Территориальное – процесс формирования и использования ресурсов по каждому территориальному региону (району, области, республике).

Программное необходимо для обеспечения финансовыми ресурсами отдельных целевых программ, которые приняты в соответствии с проводимой финансовой политикой.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: