Энергосбережение. Сущность Задачи. Приоритетные направления

В настоящее время энергетический фактор оказывает определяющее влияние на формирование экономической ситуации на Украине. Дефицит топливно-энергетических ресурсов, составляющий примерно 60% потребности народного хозяйства и населения, покрываемый за счет импорта из России, Туркменистана и других стран, моральный и физический износ активной части основных производственных фондов, большая энергоемкость технологий, кризисное состояние финансово-кредитной системы и экономики стран в целом ставит задачи, непосредственно связанные с выживанием государства и его безопасностью. В связи с этим важнейшим направлением развития Украины становится энергосбережение во всех сферах общества.

Энергосбережение – деятельность (организационная, научная, практическая, информационная), направленная на рациональное использование и экономное расходование первичной и преобразованной энергии, природных энергетических ресурсов в национальном хозяйстве (Закон Украины Об энергосбережении, 94 г.)

Энергосберегающая технология – метод производства продукции с рациональным использованием энергии, позволяющий одновременно – уменьшить энергетическую нагрузку на ОС и количество энергетических отходов, получаемых при производстве и эксплуатации изготовленного продукта.

Объективная необходимость энергосбережения в Украине определяется значительной зависимостью от импорта ТЭР, уменьшением запасов органического топлива, увеличением капиталоемкости энергетики, уменьшением затрат на сбережении ТЭР в сравнении с их добычей, а также возможностью уменьшения вредного влияния энергетических объектов, энергоемких производств на окружающую природную среду.

К субъективному фактору можно отнести сформированную в прошлые десятилетия недопустимо большую энергоемкость народнохозяйственных комплексов. Это, в первую очередь, касается черной и цветной металлургии, химии и нефтехимии, нефтеперерабатывающей и строительной промышленности, отдельных подотраслей машиностроения.

Энергосбережение признано в Украине одним из приоритетных направлений государственной политики и рассматривается не как очередная кампания, а как долгосрочная и четко спланированная программа действий.

Тесная связь проблемы энергосбережения с проблемами экономики государства в целом показывает, что эффективность энергосбережения у нас непосредственно связанна с уровнем четко очерченной государственной политики.

Для правого обеспечения решения этих проблем 1 июля 1994 г. принят Закон Украины «Об энергосбережении» и Постановление Верховного Совета Украины о порядке введения его в действие, определяющие правовые, экономические и социальныек принципы рационального использования топливно-энергетических ресурсов предприятиями, объединениями и организациями всех форм собственности, действующими на Украине, независимо от их подчиненности. Концепция Закона ориентирована на общепринятые в мировой практике взгляды на сущность и содержание государственной политики в области энергосбережения. В основу Закона положены следующие принципы управления энергосбережением: государственное управление энергосбережением как результат применения экономического и административного воздействия; вневедомственный контроль за использованием топливно-энергетических ресурсов; обязательность государственной экспертизы энергосбережения; стандартизация, сертификация и нормирование в области энергосбережения; экономическое поощрение экономии топливно-энергетических ресурсов, экономические санкции за их нерациональное и расточительное расходование; концентрация внебюджетных финансовых средств, необходимых для реализации государственной политики энергосбережения; юридическое равноправие поставщиков и потребителей топливно-энергетических ресурсов; международное сотрудничество при решении проблем энергосбережения.

Основные задачи энергосбережения направлены на:

- стимулирование производителей и потребителей энергии на выполнение энергосберегающих мероприятий;

- создание общегосударственного внебюджетного фонда энергосбережения, который согласно Постановлению Кабинета Министров Украины «Об общегосударственном внебюджетном фонде энергосбережения» формируется из платежей за нерациональное использование топливно-энергетических ресурсов, за счет отчислений средств из фонда развития топливно-энергетического комплекса, добровольных взносов украинских и зарубежных юридических лиц, граждан и лиц без гражданства зарубежных стран, других поступлений, не запрещенных законодательством Украины;

- финансирование и материально-техническую поддержку мероприятий, обеспечивающих рациональное использование и экономию топливно-энергетических ресурсов, для чего Постановлением Кабинета Министров Украины от 07.02.96г. предусмотрено создание на региональном уровне местных фондов энергосбережения, источники формирования которых будут определяться с учетом условий и структуры потребления топливно-энергетических ресурсов, состояния экономики региона;

- стимулирование потребителей к энергосбережению посредством системы ценообразования, льгот, дотаций, штрафных санкций.

При разработке мероприятий по энергосбережению, эффективного использования ТЭР целесообразно учитывать факторы:

1) смещение акцентов работы в сфере практической деятельности;

2) отраслевые и региональные особенности и интересы (региональные особенности формирования и развития ТЭК страны, обеспеченность собственными энергоресурсами, производственную специализацию регионов и т.п.);

3) сотрудничество с иностранными партнерами должны проводиться с точки зрения государственных интересов Украины, а не ее отдельных учреждений (поиск баланса интересов);

4) перевооружение (модернизация) основных технологических направлений, в первую очередь с экспортным потенциалом и критических по импорту ТЭР (энергетика, черная металлургия, машиностроение, нефтехимическая, цементная, сахарная промышленность и др.)

5) формирование базы по производству и выпуску отечественной конкурентоспособной энергосберегающей продукции (технологий, устройств, оборудование, материалов, конструкций).

Украина – рынок, который должен быть освоен отечественными производителями этой продукции;

6) проведение взвешенной инвестиционной политики;

7) использование промышленных отходов, ВЕР;

8) предоставление налоговых льгот производителям и потребителям энергоэффективной техники и технологий;

9) экологические аспекты.

Для Украины желательно выделить три этапа проведения энергосберегающей политики:

1) первоочередные антикризисные действия;

2) переходной период формирования рыночных отношений (регулированного энергетического рынка);

3) перспективная политика энергосбережения.

На первом этапе целесообразным является наведение элементарного порядка в энергообеспечении и энергоиспользовании (учет, контроль, краткосрочные организационные и технические мероприятия в промышленности, строительстве, аграрном секторе, на транспорте, в непроизводственной сфере). Важное значение имеет энергосбережение в быту (например, утепление домов).

Второй этап – повышение энергетической эффективности производственной и непроизводственной сфер; использование научно-технического потенциала, модернизация производства; создание и внедрение конкурентоспособной техники; разработка полной системы стандартов и нормативов; комплексный энергетический аудит (экспертиза). Этап предусматривает создание энергоэффективных зон, пилотных проектов, интенсивный обмен опытом.

Перспективная политика энергосбережения – структурная перестройка, существенное снижение техногенных факторов, формирование оптимальных уровней самоэнергообеспечения регионов, областей, обеспечение социально-бытовых нужд человека.

Комплекс мероприятий ( организационные, технические, правовые, нормативные, регламентно-ограничительные, налоговые и т.п.), которые должны вывести Украину на мировой уровень эффективности использования ТЭР, включает:

- государственное управление энергосбережением, которое Кабинет Министров Украины осуществляет через Держкомэнергосбережения;

- создание законодательной базы, которая обеспечивает приоритетность политики энергосбережения;

- приведение нормативной базы энергосбережения у среднему мировому уровню;

- долгосрочные налоговые льготы энергопотребителям, показатели энергоэффективности которых находятся на мировом уровне;

- льготную кредитную и инвестиционную политику относитьельно энергопотребителей при реализации энергосберегающих проектов;

- эффективный административный и инструментальный контроль энергопотребления;

- поддержку при создании и координацию деятельности энергосберегающих компаний, ассоциаций, обществ и т.п.

- интенсификацию научных исследований и разработок энергосберегающих технологий, оборудование, материалов, приборов и т.п.;

- организацию производства энергии из альтернативных и возобновляемых источников;

- активное распространение знаний и достижений в сфере энергосбережения, эффективного использования ТЭР.

Возможное определение таких приоритетов в проведении политики энергосбережения в Украине:

1) технологический (применение высокоэффективных энергосберегающих технологий, оборудования);

2) отраслевой (энергоемкие области, области с экспортным потенциалом и критические по импорту (металлургия, энергетика, нефтехимическая, цементная, сахарная промышленность, сельское хозяйство));

3) социально-коммунальная сфера, бытовая;

4) формирование информационно-медицинского обеспечения;

5) создание льготного налогово-экономического механизма для производителей и потребителей энергоэффективной техники и технологий;

6) формирование нового энергосберегающего мировоззрения населения, системы образования и обучения в сфере энергосбережения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: