Состав ИС, персонал, взаимодействующий с системой

Базы данных (БД) в информационных системах

Классификация информационных систем по сфере применения

Классификация информационных систем


Классификация ИС по степени автоматизации:

1) Ручные информационные системы характеризуются отсутствием современных технических средств переработки информации и выполнением всех операций человеком. Например, о деятельности менеджера в фирме, где отсутствуют компьютеры, можно говорить, что он работает с ручной ИС.

2) Автоматизированные информационные системы (АИС) – наиболее популярный класс ИС. Предполагают участие в процессе обработки информации и человека, и технических средств, причем главная роль отводится компьютеру.

3) Автоматические информационные системы выполняют все операции по переработке информации без участия человека, различные роботы. Примером автоматических информационных систем являются некоторые поисковые машины Интернет, например Google, где сбор информации о сайтах осуществляется автоматически поисковым роботом.


Обычно термином ИС в наше время называют автоматизированные информационные системы.

По назначению можно выделить несколько классов ИС:

- ИПС – информационно-поисковые системы. Служат для эффективного поиска информации (примером являются поисковые серверы Интернет);

- УИС (ЭИС)— управляющие (экономические) информационные системы. Такие системы предназначены для автоматизации отдельных функций управления каким-либо экономическим объектом (подразделением, предприятием, корпорацией), поэтому являются важнейшей частью АСУП (автоматизированной системы управления предприятием). УИС, как правило, содержат подсистему учета данных, отражающих все основные факты деятельности предприятия, и подсистему анализа накопленных данных, которая позволяет руководству предприятия принять грамотное управленческое решение.

Такие системы называются системами поддержки принятия решений (СППР).

- ЭС экспертные системы. Способны на самостоятельное принятие решений, т к. имеют в своем составе базу знаний, позволяющую получать новые знания на основе уже имеющихся.

По предметной области ИС можно разделить на системы, используемые в производстве, образовании, здравоохранении, науке, военном деле, социальной сфере, торговле и других отраслях.

Например:

1) Информационные системы организационного управления – обеспечение автоматизации функций управленческого персонала.

2) Информационные системы управления техническими процессами – обеспечение управления механизмами, технологическими режимами на автоматизированном производстве.

3) Автоматизированные системы научных исследований – программно-аппаратные комплексы, предназначенные для научных исследований и испытаний.

4) Информационные системы автоматизированного проектирования – программно-технические системы, предназначенные для выполнения проектных работ с применением математических методов.

5) Автоматизированные обучающие системы – комплексы программно-технических и учебно-методических средств, обеспечивающих учебную деятельность.

База данных – совокупность структурированных, взаимосвязанных, динамически обновляемых данных определенной предметной области. Предметная область – часть реального мира (например, промышленное предприятие, учебное заведение, организация, работающая в сфере услуг и т.д.), подлежащая изучению с целью ее автоматизации. Если предметная область уже автоматизирована, хотя бы частично, но требуется провести мероприятия по реорганизации существующей автоматизированной системы, иногда применяют термин проблемная область.

Любая предметная область несет в себе огромное количество информации, часть которой, полезную с точки зрения персонала, можно четко выделить, структурировать и сохранить на электронном носителе с целью последующего эффективного поиска и обработки. Структурированная информация предметной области, хранимая на электронном носителе, представляет собой данные.

Некоторую часть информации предметной области можно сформулировать в виде бизнесправил — формальных правил, которые учитываются при определении связей между элементами данных. Так формируется база данных, которую можно считать информационной моделью предметной области. Схематически это показано на рис.1.1.

По степени структурированности информации различают документо-ориентированные и фактографические базы данных. Документо-ориентированные базы содержат слабоструктурированные данные, обычно представленные в виде текстовых документов различных форматов. Фактографические базы данных содержат четко структурированную совокупность данных, основанную на известных в программировании структурах данных.

Способ организации данных и связей в фактографической базе данных называют моделью данных.

База данных (БД) вместе с поддерживающим ее программным обеспечением (ПО) образует информационную систему (ИС). Коротко это можно записать в виде простой формулы БД + ПО= ИС. Некоторые авторы понимают информационную систему более широко, включая в это понятие еще технические средства и обслуживающий персонал. Иногда встречается и более узкая трактовка информационной системы как совокупность данных и набор программных средств для решения конкретной прикладной задачи, например, задачи бухгалтерского или складского учета.

Программное обеспечение (ПО) для поддержки базы данных неоднородно. Обычно все ПО подразделяют на базовое и прикладное (ПрПО).

Базовое ПО включает операционную систему (ОС), которая непосредственно осуществляет доступ к данным на диске, а также специальный комплекс дополнительных программных средств, которые получили название системы управления базами данных. Можно рассматривать СУБД как некоторую надстройку над ОС, которая значительно расширяет стандартные возможности ОС по управлению данными.

ПрПО включает программы (приложения), специфичные для конкретной предметной области, которые решают все прикладные задачи, необходимые пользователям системы. Все прикладные программы взаимодействуют с базой данных только через СУБД. Взаимодействие программных компонентов информационной системы, а также круга лиц, взаимодействующих с системой, показано на рис. 1.2.

Здесь под обычными пользователями понимаются специалисты предметной области, которые используют ИС для автоматизации определенной части своей деятельности (иногда их называют конечными пользователями). Они взаимодействуют с БД только через ПрПО. При установке нового ПрПО пользователи проходят курс обучения по его правильному использованию.

Выделим (чисто условно) часть пользователей в группу, которую назовем «продвинутыми» (квалифицированными) пользователями. Представители этой группы имеют некоторое образование в области компьютерных технологий и способны обращаться напрямую к функциям СУБД, если им предоставлены такие права. Для этой цели в СУБД есть различные средства взаимодействия с пользователями, основным из которых является стандартизированный язык запросов к базе данных SQL.

Однако основную часть своей работы любые пользователи предпочитают выполнять с удобством, которое им предоставляет ПрПО.

Для успешной работы пользователей системы группа разработчиков подготовила ПрПО и осуществляет его сопровождение. Представители этой группы имеют основное образование в области программирования и компьютерных технологий, они имеют знания в области доступа к базам данных и навыки работы с инструментальными средствами разработки приложений баз данных. Отдельно выделим специалистов в области проектирования структур баз данных.

Наконец, немаловажную роль в обеспечении бесперебойного функционирования системы играет администратор базы данных (АБД, это может быть один человек или группа лиц). АБД несет ответственность за безопасность и целостность всех данных и осуществляет такие функции, как разграничение доступа пользователей и аудит их действий, регулярное резервное копирование данных и восстановление БД в случае сбоев, обеспечение приемлемой производительности системы, целостности данных и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: