Современная орггехника для учебного процесса

Научно-технический прогресс коренным образом изменяет средства обучения, предлагая широчайший выбор новейших достижений в этой области, созданных на основе технологических концепций ХХI в. Для знакомства с отдельными видами дидактических средств обучения современного спектра, от самых мощных компьютер-видеопроекторов и лазерных указок до копи-досок, опишем некоторые из них. Педагог профессионального обучения должен представлять, насколько расширяют возможности преподавания демонстрационная техника и оборудование сегодняшнего дня.

Оверхед-проекторы с металлогалогенными лампами, создающими световой поток около 5100 люменов, если они работают автономно, позволяют демонстрации с обычных прозрачных пленок. Но смена пленки здесь уже осуществляется по команде с пульта дистанционного управления. С расстояния до 5 м педагог может управлять всеми потребными ему функциями проектора: подать лист, задать половинную подачу (если учащимся нужно сначала высветить только часть кадра), задать пошаговую подачу (например, строчек справочной таблицы), сменить пленку (до 30 листов).

Однако возможности оверхед-проекторов совершенно изменяются, когда они оснащаются жидкокристаллическими (ЖК) панелями. Пассивно-матричные панели на жидких кристаллах накладываются на рабочую поверхность проектора, подключаются к компьютеру или источнику видеоизображения, и на экране появляется цветное воспроизведение (до 16,7 млн. нюансов цвета). Прямое подключение к компьютеру, видеомагнитофону, видеокамере, проигрывателю лазерных дисков – такие замечательные возможности дает использование ЖК-панелей. С их помощью можно выполнять следующие операции:

- инверсию – позитивное изображение может быть переключено на негативное;

- очистку – изображение стирается, что дает возможность положить на панель обычную прозрачную пленку;

- «замораживание» – изображение задерживается, а педагог может незаметно для обучаемых произвести какие-либо изменения в программе; обратную проекцию – зеркально перевернутое изображение;

- увеличение – детали изображения могут быть увеличены в три раза по сравнению с оригиналом;

- выделение – выделяется и подсвечивается в восьми разных цветах нужная информация прямо на экране.

ЖК-панели совмещаются с компьютерной мышью и указкой, красная точка от которой высвечивается на проекции с помощью дистанционного управления и показывает слушателям, на что следует обратить внимание. Еще более широкие возможности у лазерной указки, выполняющей на экране те же функции, что и мышь обычного компьютера. Красный светодиод на конце указки с расстояния до 15 м позволяет делать все, что обычно выполняется в прикладных программах Windows или Macintosh. Последнее достижение техники для изображений больших размеров (до 10 м по диагонали) – проекторы на матрицах с 921 600 элементами, обеспечивающими яркое цветное изображение без привычного затемнения при дневном свете.

Настольная видеокамера позволяет показать на любом экране и плоский объект – документ, цветное фото, рисунокиз книги, и трехмерный – людей, самые разнообразные предметы (микро-электронику, например).

Появились и принципиально новые классные доски. Они называются копи-досками и снабжены устройствами для выдачи бумажных копий того изображения, которое выполнено на доске. Нажатие кнопки – и копии вашего эскиза можно тут же раздать учащимся для использования.

Очевидно, что подобная техника рано или поздно займет свое достойное место в арсенале педагогов профессионального обучения.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Дайте определение средств профессионального обучения и их функций.

2. На какие основные группы можно разделить всю совокупность дидактических средств педагога профессионального обучения?

3. Почему в учебно-воспитательной работе нужно учитывать множественность методов, форм и средств, а не избирать какой-то один дидактический прием в качестве универсального?

4. Какие особенности психологии восприятия учащихся должен учитывать мастер при разработке и использовании средств обучения?

5. В чем достоинства использования цветных изображений мелом на классной доске?

6. По программе изучаемой специальности определите темы, где могли бы использоваться аудиальные средства обучения.

7. Какими возможностямирасполагают дидактические машины?

8. Предложите, где в производственном обучении компьютерные программы могут быть использованы наиболее широко. Располагаете ли вы информацией о таких программах (применительно к специальности, преподавать которую вы готовитесь)?

9. Знаете ли вы, как выполнить кодограмму? Если нет – поищите рекомендации в специальной литературе.

10. Проанализируйте, какие дидактические средства необходимы для обучения по избранной специальности (задается индивидуально).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: