Традиционных дидактических средств

Мастер, работающий в группе первого года обучения, должен помнить: демонстрируемый им объект, техническое устройство, схема или таблица не должны содержать много деталей, рассредоточивая внимание. Целесообразно, чтобы важные для восприятия элементы выделялись цветом или высвечиванием. При этом необязательно применять какие-то сложные устройства. Расскажем об использовании некоторых простых и эффективных средств наглядности.

Электрифицированные стенды по многим разделам программы могут быть предельно простыми и изготавливаться в самой учебной группе. Приведем в качестве примера-образца стенд для изучения устройства токарного станка по дереву СТД-120М. На фронтальную поверхность стенда наклеивают общий вид станка (нарисованный или вырезанный из учебного плаката). В нужных местах сверлят отверстия или прокалывают основу металлическими гвоздями, чтобы с обратной стороны вышли кончики. Их соединяют проводами (на обратной стороне стенда) с таблицей названий узлов станка и с лампочкой, подводят блок питания – от батарейки или электросети. Очень удобно для этих целей использовать старые многоштырьковые разъемы от списанной техники, которые разбираются на фрагменты, удобные в монтаже. Если штеккер вставлен в гнездо на схеме станка (центральный фрагмент), то при касании указкой клеммы возле надписи названия соответствующего узла загорается лампочка. Если штеккер установлен в гнездо таблицы, то загорается лампочка при контакте указки с соответствующей клеммой на схеме. Такие стенды полезны и при объяснении материала, и для самоконтроля усвоенных знаний, как на тренажере.

Представление учащимся эталонного изделия (объекта труда) и объяснение последовательности его изготовления можно осуществлять с помощью демонстрационных досок. Плоскостное или объемное изображение изделия на определенной стадии или его натурную интерпретацию закрепляют на матрице технологической карты (с графами и надписями, если педагогом не предусмотрен другой вариант) – на магнитной или монтажной доске. Магнитная доска – это окрашенный металлический лист, к которому прикрепляются фрагменты, снабженные небольшими магнитиками или магнитными полосками. Монтажные доски весьма разнообразны по конструкции. Часто применяются перфорированные доски со строго выдержанным шагом расстояний между отверстиями, в которые входят штыри, выступающие из прикрепляемых элементов. Или из доски могут выступать штыри, на которые нанизывают закрепляемые изображения (элементы). Для специальностей, связанных с технологией обработки тканей, где фрагменты демонстрируемых изделий представляют куски материи, крепящими элементами на фланелевых досках могут быть не традиционные булавки с головкой, пользование которыми отнимает много учебного времени, а получившие значительное распространение «липучки».
При использовании наглядных средств обучения, особенно изготовленных собственными руками, мастер должен иметь в виду следующие дидактические факторы:

изделия должны иметь эстетически привлекательный вид. Малейшая небрежность, неубранные шероховатости, заусенцы на острых кромках, неудачный выбор покрытия – все это отрицательно скажется на работах, которые будут выполняться учащимися, так как подсознательно каждый из них усвоит сигнал-«указание»: можно позволить небрежность в изготовлении;

цветовая гамма должна учитывать психологию световосприятия, о чем есть подробные сведения в учебной и специальной литературе;

размеры (пропорции) дидактического средства обучения должны учитывать аудиторный (в большинстве случаев) показ элементов. Поэтому если габариты объекта невелики, следует подготовить для демонстрации увеличенные изображения наиболее важных элементов. Специальное внимание надо обращать на размер шрифтов пояснительных надписей;

мастер должен стремиться при ознакомлении учащихся с орудиями труда одновременно демонстрировать их устройство и действие. Дидактический эффект при таком сочетании значительно повышается.

Доступное и действенное средство дидактики – кодограммы. Кодоскоп (графопроектор) есть в каждом учебном заведении. На нем можно показать любую схему, текст и т.д. Однако обычный прием получения нужной кодограммы – с использованием специальных тушей типа «Кальмар» — процедура длительная и сложная. А ведь сделать качественную кодограмму можно, использовави обычный ксерограф (ксерокс). В качестве основы берут нужное изображение из книги, таблицы и т.п., а копию (т.е. собственно кодограмму) выполняют на пленке для кодоскопов обычным путем, запуская ее в приемное окно аппарата. Достоинство такого способа – в четком копировании любых мелких деталей, шрифтов и многого другого, что традиционным способом отобразить в кодограмме непросто. Кодограммы прекрасно получаются и на компьютере, с распечаткой изображения на цветном принтере.

Особо следует сказать об использовании такого традиционного средства, как мел. Удачно выполненный эскиз может предупредить типовые моменты недопонимания материала. Графическая грамотность является фундаментом профессионализма. Работа с эскизами, чертежами формирует пространственное воображение. Графическая культура – непременное качество квалифицированного рабочего.

Обозначим технологически принципиальные моменты в использовании мела и доски.

На занятиях производственного обучения желательно использование только цветных мелков. При этом целесообразно соблюдение цветового стандарта: деталь и ее размеры – рисуются белым (желтым) мелом; обрабатываемые поверхности – красным, а инструменты и приспособления – синим. Если из урока в урок на доске (лучше всего стеклянной, с разметкой на обратной стороне и окраской ее поля в светло-серый или светло-зеленый цвет) учащиеся видят красочные, четко, с соблюдением всех требований графики, выполненные эскизы, то и в рабочих тетрадях будет репродуцироваться манера их наставника.

Повторяя приемы мастера, учащиеся однозначно привыкают начинать эскизы с осевой линии, которая выполняется штрихпунктиром, обводить контур с соблюдением требований стандарта, правильно наносить размерные линии и проставлять размеры. Так у учащихся вырабатываются умения выполнять и читать чертежи. В дальнейшем это способствует приобретению достаточно прочных знаний по графике, формированию у будущих специалистов технологической культуры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: