1.соблюдение бюджетного и налогового законодательства органами власти, которые получают МТ (получающего публично-правового образования),
2. соблюдение ограничения в правах для дотационных субъектов РФ и МО.
Эти условия распространяются на предоставление всех МТ, кроме субвенций, это обусловлено тем, что субвенции – это МТ, связанный с передачей государственного полномочия, следовательно, ставить его под условие соблюдения бюджетного и налогового законодательства было бы весьма нецелесообразно, поскольку тогда возможна была бы ситуация, когда полномочие было бы передано, а финансирование нет. А это недопустимо.
Ст.129, 135, 142 БК РФ.
Можно выделить и иные общие условия предоставления МТ, более глобальные, чем соблюдение БЗ и НЗ:
1.Определение форм и порядка предоставления МТ осуществляется в соответствии с едиными принципами и требованиями, которые установлены в БК. Исключение – Москва и СПб.
2.МТ предоставляются с учетом иерархии бюджетной системы РФ.
Те МТ, которые предусмотрены БК, всегда предусматривают передачу МТ между двумя ближайшими бюджетами. Т.е. если РФ хочет передать МТ на уровень МО, в связи с передачей полномочия, то у нас не будет МТ из бюджета РФ в бюджет МО (такого не было в списке), но у нас будет МТ специальный в бюджет субъекта, а уже он передаст его МО. Если субъект хочет предоставить субсидию или субвенцию муниципальному поселению, то по общему правилу, он не будет передавать его напрямую, а будет через муниципальный район, в который входит поселение.
3.МТ в составе бюджета, который предоставляет этот МТ, образует соответствующий фонд в составе его расходов.
*Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, как правило, в составе предоставляющего бюджета образуют фонды финансовой поддержки.
Субсидии – фонды софинансирования расходов.
Субвенции – фонды компенсации.
Нужно учесть, что субсидии – явление крайне запутанное, субсидиями обозначаются разные по своей природе МТ. Поэтому в БК упоминание о том, что субсидии образуют фонды софинансирования, относится к тем субсидиям, которые предоставляются в рамках прямых МТ. Когда речь идет об обратных субсидиях, там не упоминается о фондах софинансирования.
Также про субвенции. По общему правилу, эти фонды компенсации упоминаются применительно к субвенциям из федерального бюджета, бюджета субъекта, а статья о субвенциях из территориального фонда ОМС ничего не говорит о компенсационном фонде. Поэтому исключения есть! Смотрим в конкретную статью о конкретном МТ для разрешения этого вопроса.
*Задача. Если в задаче просто упоминается, что был предоставлен МТ, он предоставляется из фонда софинансирования, то вы однозначно можете говорить о том, что это была субсидия.
4.Предоставление МТ осуществляется только при строгом соблюдении БК, которые определяет основания и условия предоставления соответствующих МТ.
5.Размер МТ определяется в законе о предоставляющем бюджете.
Об общем условии №2 (про дотационность).
Критерии дотационности. Когда мы определяем дотационность, мы сравниваем общий объем собственных доходов (все доходы, кроме субвенций) консолидированного бюджета соответствующего публично-правового образования и расчетную долю межбюджетных трансфертов из других бюджетов. Период, за который мы сравниваем – это 2 из 3 отчетных лет. Если у нас расчетная доля МТ превышает собственные доходы на определенный процент, то у нас будет признаваться субъект либо высокодотационным, либо среднедотационным, либо низкодотационным. Когда мы учитываем расчетную долю МТ, то мы не учитываем субвенции и субсидии за счет средств инвестиционного фонда РФ, т.е. по сути эта дотационность отражает, хватает ли публичному образованию своих собственных доходов на финансирование своих расходных обязательств или он существует за счет МТ (дотаций и субсидий).
В БК вводятся %превышения, которые являются рубежами, чтобы признать субъекты и МО высоко-, низко-, средне – дотационными.
Для субъектов рубежами являются – 5 (низко), 20 и 60 %,
Для МО – 10, 30 и 70%.
Ограничения для дотационных субъектов:
1. для низкодотационных:
- запрещается заключать соглашения о передаче полномочий на уровень субъекта по кассовому обслуживанию исполнения бюджета субъекта. Связано именно с тем, что передача данного полномочия не связана с передачей финансирования данного полномочия. Если субъект настаивает, что ФК должно передать это полномочие субъекту, то он будет самостоятельно финансировать, а если субъекту не хватает средств даже на исполнение своих основных обязательств и у него МТ больше, чем собственных доходов, следовательно, нечего ему эту функцию и передавать.
2.для среднедотационных:
- ограничение, предусмотренное для низкодотационных субъектов,
- не имеют права устанавливать и исполнять расходные обязательства, которые не связаны с решением вопросов, отнесенных к полномочиям ОГВ субъектов.
*практическое значение этого ограничения. Предположим, что субъект РФ решил установить какую-то дополнительную льготу в части обеспечения тех лиц, обеспечение которых относиться к полномочиям РФ. Если субъект является среднедотационным, то он не вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, которые не связаны с решением вопросов, не отнесенных к его полномочиям.
- не имеют права превышать определенные нормативы по оплате труда государственных служащих и содержанию ОГВ.
3.для высокодотационных субъектов:
- все вышеперечисленные ограничения,
- необходимо подписать соглашение с Минфином РФ о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств,
- исполнение бюджета субъекта организуется с открытием и ведением лицевых счетов участников бюджетного процесса в органах ФК (по общему правилу, когда мы говорим об исполнении бюджета субъекта, в ФК открывается только лицевой счет финансового органа субъекта, а счета лицевые всем участникам бюджетного процесса на уровне субъекта открывается в финансовом органе субъекта. Здесь же дополнительная мера контроля.).
- обязанность по предоставлению соответствующей отчетности в МинФин,
- дополнительная ежегодная проверка Счетной Палатой и Федеральной службы финансово-бюджетного надзора (ст.129 БК).
Недотационных субъектов в РФ (на 2011 год) – 5 (Москва, СПб в т.ч.), низкодотационных – 27, среднедотационных – 41, высокодотационные – 10.
Для МО ограничения схожи:
1.Низкотационные:
- не имеют права превышать определенные нормативы по оплате труда муниципальных служащих и содержанию ОМС.
2.Среднедотационные:
- вышеперечисленное,
- запрет на установление и принятие расходных обязательств, не связанных с решением вопросов, отнесенных к полномочиям ОМС.
3.Высокодотационные:
- вышеперечисленные,
- необходимо подписать соглашение с Финансовым органом субъекта о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств,
- предоставление отчетных документов,
- проведение внешней проверки со стороны Финансовых органов субъекта,
Ст.135 (или 136) БК.
Если эти условия не соблюдаются, то у предоставляющего субъекта есть право принять решение о приостановлении предоставления либо о сокращении предоставления МТ. Данное правило не распространяется на субвенции.
Приказ МинФина 2007 года №105-Н – порядок приостановления и сокращения МТ из федерального бюджета.
У субъектов аналогичные НПА есть.






