Правовое регулирование расходов

Ст. 6 БК – расходы бюджета – это денежные средства, выплачиваемые из бюджета.

Не признаются расходами те денежные средства, которые выплачиваются из бюджета и являются источниками финансирования дефицита бюджета.

Формирование расходов бюджетов (ст.65) осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, исполнение которых должно происходить в очередном финансовом году (финансовом году и плановом периоде) за счет средств соответствующих бюджетов.

Устанавливаются специальные правила осуществления расходов, которые не предусмотрены бюджетом (ст.83 БК). Естественно, речь об увеличении расходов. Ст. 83 дифференцирует в зависимости от того, идет ли речь о введении расходов с нового финансового года или же уже в текущем финансовом году. Для введения в новом году просто в закон о бюджете нужно ввести соответствующее бюджетное ассигнование! Все просто! Если же в текущем году, то такое возможно только при наличии источников дополнительных поступлений, либо если мы сократим бюджетные ассигнования по отдельным статьям расходов, т.е. мы можем ввести новые расходы только, если у нас есть незапланированные доходы, либо если мы сокращаем иные расходы. Весьма логично!

Таким образом, мы понимаем, что одной из ключевых категорий для формирования расходов бюджета становиться расходное обязательство.

Расходное обязательство (ст.6): структура определения:

Прежде всего – это обязанность!

Субъект обязанности – публично-правовое образование: РФ, субъект РФ, МО.

Содержание обязанности – предоставить средства из соответствующего бюджета: ФЛ, ЮЛ, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права.

Основание возникновения – закон, иной НПА, договор или соглашение.

Виды расходных обязательств (ст.84-86):

1.в соответствии с уровнями бюджетной системы РФ:

- расходные обязательства РФ (ст.84),

- субъектов РФ (ст.85),

- МО (ст.86)

2. бюджетное обязательство – расходное обязательство, подлежащее исполнению в соответствующем финансовом году (ст.6).

(*вряд ли можно назвать классификацией, просто вид расходного обязательства)

Кроме этого, выделяется одна разновидность расходного обязательства – публичное обязательство (ст.6). Специфика:

А) Основание возникновения (перечень ограничен) – закон или иной НПА,

Б) содержание обязанности – предоставить средства соответствующего бюджета ФЛ, ЮЛ или иному публично - правовому образованию.

*субъектов МП нет.

В) размер обязанности – размер и порядок его определения (расчета, индексации) определяется а акте, являющемся основанием возникновения обязательства.

Одна из разновидностей публичного обязательства (*хотя других разновидностей нет, ничему не противопоставляется) – публичное нормативное обязательство (ст.6):

- обладает всеми признаками публичного обязательства

- особенностью публичного нормативного обязательства является еще более сокращенный перечень лиц, которые могут быть получателями соответствующих средств из бюджета: только перед ФЛ!!

Ст.6 указывает, что НЕ являются публичными нормативными обязательствами обязательства по выплатам ФЛ, которые предусмотрены определенным статусом. В частности:

- выплаты, предусмотренные статусом государственных служащих,

- лиц, замещающих государственные должности,

- работников казенных учреждений,

- военнослужащих, проходящих военную службу по призыву,

- лиц обучающихся (воспитанников) в государственных (муниципальных) ОУ.

*Например, стипендия – платеж из бюджета. Обязанность государства по выплате при определенных условиях определенной денежной сумме лицам, обучающимся в ГОУ РФ. Обязанность возникает на основании ФЗ «Об Образовании» и НПА, принятыми в соответствии с этим законом. Размер определяется этими НПА, которые являются правовым основанием для этих выплат. Т.е. отвечает всем признакам публичного нормативного обязательства, но в силу указания закона таковым не является.

Не признается, потому что публичное нормативное обязательство – это то обязательство, которое имеет целью социальное обеспечение.

Основания возникновения расходных обязательств РФ (ст.84)

*обратить пристальное внимание на эту тему!!

1)принятие ФЗ, НПА Президента РФ и Правительства РФ.

Те НПА, которые принимаются по предметам ведения:

- РФ,

- совместного ведения, не отнесенным к финансированию субъектами РФ,

- те акты, которые предусматривают предоставление из федерального бюджета межбюджетных трансфертов.

*по поводу разграничения финансирование между РФ и субъектом РФ по предметам совместного ведения. Как решать у кого возникает расходное обязательство? Этот вопрос решен в ФЗ № 184 «Об общих принципах организации…» в ст.26.3 – дается перечень вопросов, которые должны быть профинансированы субъектом, а все вопросы, не включенные в перечень, должны финансироваться федеральным бюджетом.

2) заключение РФ (или от её имени) договоров и соглашений:

- по предметам ведения РФ,

- совместного ведения, не отнесенным к финансированию субъектами РФ.

3)Заключение от имени РФ договоров и соглашений федеральными казенными учреждениями

*Обратите внимание, что основаниями возникновения расходных обязательств РФ являются не только действия ОВ, публичных таких субъектов, которые будут принимать законы, НПА, но и договоры, соглашения казенного учреждения.

Основания возникновения расходных обязательств субъектов РФ (ст.85 БК)

1)принятие законов и иных НПА субъектов РФ:

- по предметам ведения субъектов,

- по предметам совместного ведения, отнесенным к финансированию субъекта РФ,

- предусматривающих предоставление из бюджета субъекта РФ межбюджетных трансфертов,

- при осуществлении переданных полномочий РФ.

2)заключение субъектами РФ (от их имени) договоров и соглашений

- по предметам ведения субъектов,

- по предметам совместного ведения, отнесенным к финансированию субъекта РФ,

3) от имени субъектов РФ договоров и соглашений региональными казенными учреждениями

Основания возникновения расходных обязательств МО (ст.86)

1)принятие муниципальных ПА (осуществляется по вопросам местного значения)

- по вопросам, которые вправе решать ОМС,

- переданные полномочия

2) заключение МО (от их имени) договоров и соглашений,

3) от имени МО договоров и соглашений муниципальными казенными учреждениями.

По сути основания одинаковые, отличается уровень власти, соответственно, органы и учреждения, сферы, в которых принимаются соответствующие акты, заключаются договоры и соглашения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: