Ст. 6 БК – расходы бюджета – это денежные средства, выплачиваемые из бюджета.
Не признаются расходами те денежные средства, которые выплачиваются из бюджета и являются источниками финансирования дефицита бюджета.
Формирование расходов бюджетов (ст.65) осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, исполнение которых должно происходить в очередном финансовом году (финансовом году и плановом периоде) за счет средств соответствующих бюджетов.
Устанавливаются специальные правила осуществления расходов, которые не предусмотрены бюджетом (ст.83 БК). Естественно, речь об увеличении расходов. Ст. 83 дифференцирует в зависимости от того, идет ли речь о введении расходов с нового финансового года или же уже в текущем финансовом году. Для введения в новом году просто в закон о бюджете нужно ввести соответствующее бюджетное ассигнование! Все просто! Если же в текущем году, то такое возможно только при наличии источников дополнительных поступлений, либо если мы сократим бюджетные ассигнования по отдельным статьям расходов, т.е. мы можем ввести новые расходы только, если у нас есть незапланированные доходы, либо если мы сокращаем иные расходы. Весьма логично!
|
|
Таким образом, мы понимаем, что одной из ключевых категорий для формирования расходов бюджета становиться расходное обязательство.
Расходное обязательство (ст.6): структура определения:
Прежде всего – это обязанность!
Субъект обязанности – публично-правовое образование: РФ, субъект РФ, МО.
Содержание обязанности – предоставить средства из соответствующего бюджета: ФЛ, ЮЛ, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права.
Основание возникновения – закон, иной НПА, договор или соглашение.
Виды расходных обязательств (ст.84-86):
1.в соответствии с уровнями бюджетной системы РФ:
- расходные обязательства РФ (ст.84),
- субъектов РФ (ст.85),
- МО (ст.86)
2. бюджетное обязательство – расходное обязательство, подлежащее исполнению в соответствующем финансовом году (ст.6).
(*вряд ли можно назвать классификацией, просто вид расходного обязательства)
Кроме этого, выделяется одна разновидность расходного обязательства – публичное обязательство (ст.6). Специфика:
А) Основание возникновения (перечень ограничен) – закон или иной НПА,
Б) содержание обязанности – предоставить средства соответствующего бюджета ФЛ, ЮЛ или иному публично - правовому образованию.
*субъектов МП нет.
В) размер обязанности – размер и порядок его определения (расчета, индексации) определяется а акте, являющемся основанием возникновения обязательства.
Одна из разновидностей публичного обязательства (*хотя других разновидностей нет, ничему не противопоставляется) – публичное нормативное обязательство (ст.6):
|
|
- обладает всеми признаками публичного обязательства
- особенностью публичного нормативного обязательства является еще более сокращенный перечень лиц, которые могут быть получателями соответствующих средств из бюджета: только перед ФЛ!!
Ст.6 указывает, что НЕ являются публичными нормативными обязательствами обязательства по выплатам ФЛ, которые предусмотрены определенным статусом. В частности:
- выплаты, предусмотренные статусом государственных служащих,
- лиц, замещающих государственные должности,
- работников казенных учреждений,
- военнослужащих, проходящих военную службу по призыву,
- лиц обучающихся (воспитанников) в государственных (муниципальных) ОУ.
*Например, стипендия – платеж из бюджета. Обязанность государства по выплате при определенных условиях определенной денежной сумме лицам, обучающимся в ГОУ РФ. Обязанность возникает на основании ФЗ «Об Образовании» и НПА, принятыми в соответствии с этим законом. Размер определяется этими НПА, которые являются правовым основанием для этих выплат. Т.е. отвечает всем признакам публичного нормативного обязательства, но в силу указания закона таковым не является.
Не признается, потому что публичное нормативное обязательство – это то обязательство, которое имеет целью социальное обеспечение.
Основания возникновения расходных обязательств РФ (ст.84)
*обратить пристальное внимание на эту тему!!
1)принятие ФЗ, НПА Президента РФ и Правительства РФ.
Те НПА, которые принимаются по предметам ведения:
- РФ,
- совместного ведения, не отнесенным к финансированию субъектами РФ,
- те акты, которые предусматривают предоставление из федерального бюджета межбюджетных трансфертов.
*по поводу разграничения финансирование между РФ и субъектом РФ по предметам совместного ведения. Как решать у кого возникает расходное обязательство? Этот вопрос решен в ФЗ № 184 «Об общих принципах организации…» в ст.26.3 – дается перечень вопросов, которые должны быть профинансированы субъектом, а все вопросы, не включенные в перечень, должны финансироваться федеральным бюджетом.
2) заключение РФ (или от её имени) договоров и соглашений:
- по предметам ведения РФ,
- совместного ведения, не отнесенным к финансированию субъектами РФ.
3)Заключение от имени РФ договоров и соглашений федеральными казенными учреждениями
*Обратите внимание, что основаниями возникновения расходных обязательств РФ являются не только действия ОВ, публичных таких субъектов, которые будут принимать законы, НПА, но и договоры, соглашения казенного учреждения.
Основания возникновения расходных обязательств субъектов РФ (ст.85 БК)
1)принятие законов и иных НПА субъектов РФ:
- по предметам ведения субъектов,
- по предметам совместного ведения, отнесенным к финансированию субъекта РФ,
- предусматривающих предоставление из бюджета субъекта РФ межбюджетных трансфертов,
- при осуществлении переданных полномочий РФ.
2)заключение субъектами РФ (от их имени) договоров и соглашений
- по предметам ведения субъектов,
- по предметам совместного ведения, отнесенным к финансированию субъекта РФ,
3) от имени субъектов РФ договоров и соглашений региональными казенными учреждениями
Основания возникновения расходных обязательств МО (ст.86)
1)принятие муниципальных ПА (осуществляется по вопросам местного значения)
- по вопросам, которые вправе решать ОМС,
- переданные полномочия
2) заключение МО (от их имени) договоров и соглашений,
3) от имени МО договоров и соглашений муниципальными казенными учреждениями.
По сути основания одинаковые, отличается уровень власти, соответственно, органы и учреждения, сферы, в которых принимаются соответствующие акты, заключаются договоры и соглашения.