double arrow

Хронические стрессоры (перегрузки)

Понятие «хронические перегрузки» определяется временной протяженностью стресса. В отличие от повседневных микрострессоров и критических жизненных событий, которые ограничены во времени, хронические стрессоры продолжаются более долгое время и представляют собой всё время повторяющиеся тяжелые испытания, часто называемые хроническим напряжением. Примером могут служить перегрузки на работе или в семье, хронические проблемы с физическим здоровьем и пр. Кроме того, под хронической перегрузкой можно понимать затянувшиеся перегрузки, возникающие по вине дискретных (ограниченных во времени) событий, или следствия последних (например, долго испытываемый стресс после развода).

7.3 Факторы, изменяющие связь стрессоров с психическими расстройствами

К таким факторам относят:

1) личностные свойства;

2) особенности совладания со стрессом;

3) социальные факторы.

7.3.1 Особенности личности как опосредующие факторы

К личностным факторам, влияющим на переживание и переработку стресса, относят следующие:

· эмоциональная стабильность;

· «душевное здоровье» - способность справляться с внутренними и внешними требованиями;

· выносливость – комплексная система убеждений по поводу самого себя и окружающего мира. Сюда включаются смысловая и целевая ориентация человека, локус контроля и способность принять вызов;

· тип психологической защиты (см. ниже);

· когнитивный стиль.

Учение о когнитивном стиле развивал Виткин. Под когнитивным стилем он понимал устойчивые особенности когнитивной переработки информации в проблемной ситуации. Выделяют следующие пары когнитивных стилей:

· импульсивный – рефлексивный;

· аналитический – синтетический;

· поиск информации (=вигильность) – избегание информации (=когнитивное избегание);

· полезависимый – поленезависимый.

Понятие «психологическая защита» было предложено еще Фрейдом, а учение о механизмах психологической защиты разрабатывала Анна Фрейд. В настоящее время под механизмами психологической защиты (МПЗ) понимают генетически детерминированные механизмы снятия эмоционального напряжения.

Келерман и Плутчик предложили психоэволюционную теорию МПЗ. Суть данной теории можно отразить в трех основных положениях:

1. МПЗ обусловлены генетически.

2. МПЗ связаны с устойчивым доминированием личностных особенностей индивида, то есть каждый человек, обладающий определенными личностными характеристиками, склонен использовать определенные психологические защиты, закономерно соответствующие личностным особенностям.

3. Доминирование определенных видов МПЗ связано с предрасположенностью к определенным психическим расстройствам.

Для конкретизации соотнесения личностных особенностей, доминирующих психологических защит и предрасположенности к определенным расстройствам приведем следующую таблицу:

Личностные и харак-терологические осо-бенности Доминирующие меха-низмы психологической защиты Расстройства, к кото-рым имеется предра-сположенность
Ориентация на эмоциональное принятие Отрицание Конверсионные и диссоциативные расстройства
Гнев и раздражение Замещение Агрессивные расстройства
Удивление – скука Регрессия Асоциальное расстройство личности
Тоска, грусть Компенсация Депрессия
Склонность к обвинению Проекция Паранойяльные расстройства
Тревожность Вытеснение и подавление Тревожные расстройства
Ожидание, прогнозирование Рационализация Обсессивно-компульсивное расстройство
Радость, беспечность Реактивное образование Маниакальные расстройства

Рассмотрим теперь вышеуказанные и другие механизмы защиты подробнее:

· Отрицание: потенциально травматическая реальность не воспринимается как таковая.

· Вытеснение: мысли, образы или воспоминания, вызывающие негативные эмоции, вытесняются в бессознательное.

· Подавление: создается препятствие для вытесненного материала, не позволяющее последнему снова проникнуть в сознание.

· Замещение: проявление инстинктивного импульса переадресовывается от более угрожающего объекта или личности к менее угрожающему.

· Регрессия: переход от какой-то формы психической организации на более раннюю ступень развития.

· Компенсация: попытка человека замещать негативные эмоции, связанные с одной сферой жизни, чувством удовлетворения в другой сфере.

· Проекция: желания, чувства и собственные мотивы поведения, вызывающие эмоциональный дискомфорт, приписываются другим.

· Рационализация: приведение псевдорациональных доводов и аргументов для оправдания собственных ошибок, неудач, что позволяет сохранить самооценку и оправдаться в глазах окружающих.

· Реактивное образование: неприемлемые, угрожающие импульсы нейтрализуются путем замены на противоположные (например, агрессия – в заботливость).

· Сублимация: трансформация неприемлемых инстинктивных импульсов в социально приемлемую сферу, где они могли бы раскрыться.

· Идентификация: решение конфликта происходит за счет принятия ценностей, мировоззрения и т.д. какого-то другого лица.

7.3.2 Копинг как опосредующий фактор

Копинг – адаптивное поведение совладания со стрессовой ситуацией, направленное на восстановление равновесия.

Р. С. Лазарус предложил современную концепцию совладания со стрессом – когнитивно-феноменологический подход, который частично упоминался выше. Лазарус рассматривает стрессовую реакцию как результат отношений между особенностями выдвинутого требования (изменившихся условий среды) и имеющимися у индивида ресурсами. Качество этих отношений опосредуется через когнитивные процессы оценки. Стрессорами могут оказаться как внешние, так и внутренние требования – цели, ценности, оценки. Благодаря так называемой первичной оценке, организм, когда он бодрствует, постоянно настороже: не происходят ли какие-либо изменения, к которым надо адаптироваться, чтобы сохранить благополучие. Все происходящие события могут быть отнесены к трем категориям:

1) событие оценивается как незначительное, соответственно, организм ограничивается ориентировочной реакцией;

2) событие оценивается как позитивное – нет потребности в адаптации;

3) событие переживается как нарушающее равновесие – возникает потребность в адаптации. В этом случае ситуация может восприниматься как:

· потеря, вред (с переживанием печали)

· угроза (с переживанием страха)

· вызов (происходит положительная активация)

Итог оценки представляет собой результат взаимодействия между первичной и вторичной оценкой, которая может происходить одновременно с первичной и заключается в оценивании собственных ресурсов для решения проблемы (эмоциональная стабильность, когнитивный стиль, атрибутивные тенденции, социальные ресурсы и пр.) Если соотношение между требованиями и способностями кажется человеку уравновешенным, то ситуация оценивается как вызов (см. выше), что соответствует определению эустресса.

Реакции совладания направлены либо на то, чтобы изменить окружающий мир, либо на самого себя (или на то и другое). Соответственно, можно говорить о копинге, ориентированном на проблему, и копинге, ориентированном на эмоции. Отдельно можно выделить специальные типы совладания:

1) поиск информации и вытеснение информации;

2) прямое действие и торможение действия;

3) интрапсихические формы совладания – управление вниманием, успокоение и т.д.

Перре и Райхертс (1992) предложили следующую классификацию копинг-реакций и копинг-действий:

1. Копинг, ориентированный на ситуацию:

· активное влияние

· бегство/ уход

· пассивность

2. Копинг, ориентированный на репрезентацию (изменение представления):

· поиск информации

· вытеснение информации

3. Копинг, ориентированный на оценку:

· переоценка

· придание смысла

· изменение цели

Основываясь на данной классификации, можно выдвинуть правила поведения в стрессовых ситуациях. Например, если ситуация оценивается как контролируемая (с высоким уровнем контроля), мало переменчивая сама по себе, то более адаптивным способом поведения будет активное влияние, а также поиск информации. Если же ситуация расценивается как переменчивая, то эффективной может явиться пассивность – ситуация может измениться сама по себе. В ситуациях с низким уровнем контроля и переменчивости может быть эффективным бегство (уход) и вытеснение информации.

При психологических проблемах и психических расстройствах люди, вероятно, пренебрегают этими правилами поведения. Например, депрессивные лица не способны активно влиять на контролируемые стрессоры, они недооценивают преобразуемость стрессов и более пассивны. Индивиды, страдающие расстройством личности - например, асоциальным, - напротив, переоценивают интернальность и контролируемость ситуации. Шерер называет это «оценочной патологией», которая может иметь огромное значение для анализа условий возникновения проблемы: неадекватная оценка ситуации приводит к неадекватным эмоциям, которые со своей стороны нарушают адаптивные реакции организма.

Копинг, наряду с психологической защитой, является составной частью проблемного поведения. Отличие механизмов психологической защиты от копинга заключается в следующем:

1. МПЗ бессознательны, копинг – сознателен.

2. Действие МПЗ направлено на снятие эмоционального напряжения, а копинг – на реальное решение проблемы.

3. МПЗ срабатывают мгновенно при столкновении с проблемной ситуацией, а копинг формируется постепенно.

4. МПЗ искажают объективную ситуацию, копинг – нет.

7.3.3 Социальное окружение как модераторы стресса

Наряду с личностными признаками и особенностями копинга, важную роль играют признаки социального окружения, являющиеся модераторами стресса.

Под социальной сетью понимают коммуникативные связи какого-то определенного социального комплекса, то есть, социальная сеть состоит из узлов (отдельных личностей) и соединений между ними (межличностные отношения). С точки зрения психологии, социальная сеть – это система социальных отношений отдельного человека («персональная социальная сеть», «индивидуальная сеть отношений», «система отношений»).

Под социальной поддержкой понимается удовлетворение специфических социальных потребностей: в близости, защите, информации, практической помощи, разрядке, успокоении и т.д. Выделяют компоненты социальной поддержки:

· воспринимаемая поддержка – убеждение (когниция), что тебя поддерживают;

· полученная поддержка – реальная поддержка и взаимная поддержка;

· ресурсы поддержки – возможность обратиться к тем, кто поддержит и поможет.

Содержание социальной поддержки:

· психологическая поддержка: эмоциональная, когнитивная, ориентированная на самооценку;

· инструментальная поддержка: советы, информация, работа, деньги и т.д.

Можно выделить пять путей позитивного воздействия социальных отношений и поддержки:

1. Социальный эффект «щита»: социальная структура отношений способствует редукции стрессовых событий и приумножению позитивных событий, которые могут стабилизировать и даже повышать компетентность в совладании.

2. Когнитивный эффект «щита»: предполагается, что восприятие социальной поддержки (см. выше) трансформирует когниции, возникающие в стрессовой ситуации, в сторону более позитивного восприятия окружающего мира в целом и проблемной ситуации в частности.

3. Эффект эмоционального облегчения и буферизации: доказано, что одно уже знание, что у тебя есть близкие люди, а тем более их конкретное присутствие, может уменьшить эмоциональные реакции, особенно страха и неуверенности, вызванные предстоящей либо как раз происходящей стрессовой ситуацией.

4. Когнитивный эффект совладания: Этот механизм влияет на процесс «вторичной оценки», а значит – и на процесс совладания. Уже одно знание, что можешь привлечь кого-то к решению определенной проблемы или посоветоваться, что близкий человек понимает проблему, может изменить представление о стрессе и собственных ресурсах, имеющихся для совладания.

5. Социальное совладание. Проявляется тремя функциями:

· поддержание конкретных систем совладания – укрепление морали, самоценности, самоэффективности и т.д.;

· поддержка в совладании со стрессом и решении проблем – например, помощь в выработке конкретного решения;

· прямое вмешательство в совладание – например, предоставление денежных сумм, снятие конкретных забот и т.д.

Необходимо иметь в виду, что социальные отношения могут оказывать и негативное влияние на индивида и его копинг-поведение. Во-первых, сами социальные отношения могут быть источником стресса. Во-вторых, получаемая социальная поддержка может негативно влиять на совладание в тех случаях, когда она неадекватна (нежелаемая поддержка, отсутствие позитивного отношения), или ее слишком много (сверхпротекция), или когда потребность в поддержке критикуется и дискредитируется.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: