Содержание разделов дисциплины
Разделы дисциплины и виды занятий
(допускается название п.4.1 «Тематический план»)
Аудиторные занятия | ||||
№ п/п | Раздел дисциплины | Лекции | ПЗ (или С) | ЛР |
1. | Теоретические основы русской культурной речи | |||
2. | Нормы литературного языка | |||
3. | Функциональные разновидности языка | |||
4. | Коммуникативный аспект культуры речи |
№ п/п | Наименование разделов дисциплины | Содержание разделов |
1. | Теоретические основы русской культурной речи | Специфика дисциплины «Русский язык и культура речи». Основные понятия. Язык и его функции. Речь и ее типы. Понятие «культура речи». Специфика курса. Роль культуры речи в социальной, духовной и профессиональной деятельности человека. Культура речи и принципы речевого поведения специалиста в определённой области. Устная и письменная разновидности русского языка; нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи. Понятие «речевое поведение», «речевое взаимодействие». Основные единицы общения. Устная и письменная разновидности литературного языка. Нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи. |
2. | Литературный язык. Нормы современного литературного языка. | Литературный язык и его особенности. Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка. Виды и типы норм. Нормы словоупотребления. Основные речевые ошибки в письменном и устном высказывании и пут и их преодоления. Нормы морфологии (употребление форм имен существительных, прилагательных, местоимений, числительных, некоторых форм глагола) Нормы синтаксиса (нормы управления и согласования, употребление деепричастного оборота, перевод прямой речи в косвенную) |
Функциональные разновидности речи (общая характеристика). | Основания классификации и общая характеристика разновидностей речи. Общая характеристика функциональных стилей. Разговорная речь как особая функциональная разновидность литературного языка. Признаки разговорной речи. Нормы разговорной речи. Жанры речевого общения. Этика речевого общения и этикетные формулы речи. Приемы речевой выразительности. Специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи. Структурные элементы научных письменных текстов и их языковое оформление: аннотация, тезисы, рецензия, отзыв, реферат, курсовая Справочно-библиографический аппарат научного произведения. Характеристика официально-делового стиля речи. Основные жанры письменной деловой речи. Языковые особенности деловых бумаг. | |
Коммуникативный аспект культуры речи | Основы публичного выступления Речевые умения и навыки, необходимые для выступления в сфере деловой коммуникации. Преодоление неуверенности перед выступлением. Этапы и виды подготовленной речи. Компоненты публичного выступления. Приёмы привлечения внимания аудитории. Контакт с аудиторией. Учёт особенностей аудитории, ситуации и целей делового общения. Спор, дискуссия, диспут, полемика. Логико-психологические приёмы и уловки в споре. |
Лекции по курсу «Русский язык и культура речи»
|
|
|
|
Модуль 1. Предусматривает знакомство с основными понятиями курса.
1.1. «Русский язык и культура речи» как языковедческая дисциплина.
Культура речи (КР)– понятие многозначное:
1. Во-первых, это идеал речевой культуры, который складывается в обществе на протяжении длительного времени усилиями многих поколений и находит свое выражение в литературном языке, в текстах, созданных непревзойденными мастерами слова. К этому идеалу мы должны стремиться.
2. Во-вторых, КР – это определенный уровень владения нормами литературного языка, степень умения использовать различные средства языка в соответствии с целями и задачами речи. Этот уровень у всех людей различен.
3. И, наконец, КР – это и дисциплина, причем многоаспектная.
Выделяются следующие аспекты КР.
· Нормативный аспект КР. Одна из основных задач КР – охрана литературного языка (ЛЯ), его норм, поскольку это является делом национальной важности: литературный язык объединяет нацию.
КР начинается там, где язык как бы предлагает выбор для кодификации, и этот выбор далеко не однозначен: генеЕзис или гЕнезис, договорА или договОры? Сейчас уже нет категорического запрещения, например, в постановке ударения дОговор, как это было тридцать лет назад. Это свидетельствует о том, что современный русский язык, хотя и может рассматриваться как язык от Пушкина до наших дней, все же не остается неизменным. Он постоянно нуждается в нормировании. Если следовать раз и навсегда установленным нормам, то есть опасность, что общество просто перестанет с ними считаться и будет стихийно устанавливать свои нормы. Поэтому постоянное наблюдение за развитием и изменением норм – одна из основных задач лингвистической науки о КР.
· Коммуникативный аспект КР: Высокая культура речи заключается «… в умении найти не только точное средство для выражения своей мысли, но и наиболее уместное (т.е. самое подходящее для данного случая), и, следовательно, стилистически оправданное», как заметил С.И. Ожегов. Выполняя разные коммуникативные задачи, язык обслуживает разные сферы общения, каждая из которых предъявляет к языку свои требования. То, что теперь называют коммуникативным аспектом КР, было предметом осмысления и изучения уже в античности: объектом риторики были как раз способы построения выразительной речи во всех областях речевой деятельности.
· Этический аспект связан с речевым этикетом (правилами должного речевого поведения, основанных на нормах морали, национально-культурных традициях). Это аспект исторически изменчив.
Этический компонент, с одной стороны, регулирует в разных ситуациях общения выбор между, например, такими ритуальными способами выражения прощания, как «До свидания», «Всего хорошего», «Ну, привет» и т.п., и, с другой стороны, запрещает (а запрет выбора - это, конечно, тоже выбор) бранные слова для выражения, например, эмоций.
В конечном итоге, КР представляет собой такой выбор и такую организацию языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяет обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач.
|
|
Из вышесказанного следует: «Русский язык и культура речи» - дисциплина, предметом которой является литературный язык и его использование для эффективного общения.
Развитие КР как самостоятельной лингвистической дисциплины связано с развитием русского языкознания в советскую эпоху. Идея сознательного регулирования языковых процессов, идущая от И. А. Бодуэна де Куртенэ, получила разработку в трудах его учеников: Л. В. Щербы, Л. П. Якубинского, Е. Д. Поливанова, а также Г. О. Винокура, В. В. Виноградова и др.; сформировалось понятие "языковой политики" - организованного руководства процессом языкового развития. В 1952 в институте языкознания АН СССР (с 1958 - институт русского языка АН СССР) образован сектор КР. Пропаганде КР. служат словари, специальные передачи по радио, телевидению, журналы и др.