Списание основных средств

Инвентаризация основных средств

При инвентаризации основных средств комиссия производит осмотр объектов и заносит в описи их полное наименование, назначение, инвентарные номера и основные технические или эксплуатационные показатели.

Выявленные излишки основных средств приходуют по текущей рыночной стоимости по дебету счета 01 "Основные средства" с кредита счета 91 "Прочие доходы и расходы". При недостаче или порче объектов основных средств их остаточную стоимость списывают с кредита счета 01 "Основные средства" в дебет счета 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей", а сумму амортизации - с кредита счета 01 в дебет счета 02 "Амортизация основных средств". При выявлении конкретных виновников стоимость недостающих или испорченных основных средств оценивают по рыночным ценам, действовавшим в данной местности на день причинения ущерба, и списывают с кредита счета 94 в дебет счета 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям". Разницу между рыночной и остаточной стоимостью основных средств отражают по дебету счета 94 и кредиту счета 98 "Доходы будущих периодов". По мере погашения задолженности ее виновником соответствующую часть списывают со счета 98 в кредит счета 91 "Прочие доходы и расходы".

Согласно п. 94 МУ по учету ОС на предприятии создается комиссия, которая принимает решение, списывать или не списывать изношенное имущество.

Создается она по приказу руководителя организации.

В состав комиссии включаются руководители подразделений, ведущие специалисты, главный бухгалтер и сотрудник, который несет ответственность за сохранность основных средств.

Если решено его ликвидировать, то комиссия составляет Акт на списание объекта основных средств (форма N ОС-4). Когда ликвидируется автомобиль, заполняется Акт на списание автотранспортных средств (форма N ОС-4а). Акт - N ОС-4б составляется, когда списывается группа однородных объектов.

В актах указывается причина, по которой списывается имущество (физический или моральный износ), приводят сведения, характеризующие объект: его название и срок службы, инвентарный и заводской номер, первоначальную и остаточную стоимость.

Если списывается автомобиль, то указывают его пробег. Если причиной для списания послужила авария, то к акту следует приложить копию документа о дорожно-транспортном происшествии.

Члены комиссии и руководитель организации подписывают акт и передают его в бухгалтерию. В акт вносят сведения о расходах на демонтаж оборудования и о стоимости деталей и материалов, которые при этом получены.

На основании акта бухгалтер делает отметку в инвентарной карточке (форма N ОС-6, N ОС-6а или N ОС-6б) о выбытии основного средства. При этом он указывает дату и причину, по которой списан объект. После этого акт передается на подпись главному бухгалтеру. Инвентарные карточки по основным средствам, которые списаны, хранятся в течение срока, определенного руководителем организации (п.97 Методических указаний).

Списание основных средств в бухгалтерском учете

Пример. Списав лазерный принтер, предприятие получило запасные части, пригодные для ремонта других принтеров. Стоимость запчастей равна 1500 руб.

В бухгалтерском учете:

Дебет 01 субсчет «Выбытие основных средств» Кредит 01 субсчет «Собственные основные средства» - 15 000 руб. - списана восстановительная стоимость лазерного принтера;

Дебет 02 Кредит 01 субсчет «Выбытие основных средств» - 12 000 руб. - списана сумма начисленной амортизации с учетом переоценки;

Дебет 91 субсчет «Прочие расходы» Кредит 01 субсчет «Выбытие основных средств» - 3000 руб. (15 000 - 12 000) - списана остаточная стоимость лазерного принтера;

Дебет 10 Кредит 91 субсчет "Прочие доходы«- 1500 руб. - оприходованы по рыночной стоимости запасные части;

Дебет 83 Кредит 84 - 2000 руб. - списана сумма дооценки, начисленная по принтеру.

Регистры учета в части вложений во внеоборотные активы – Ведомость учета затрат по капитальным вложениям и ремонту (ф. № 79-АПК) и Ведомость учета затрат по законченным капитальным вложениям (ф. № 80-АПК); учет движения основных средств в ж.-о. № 13-АПК, операции по их продаже в с.-х. организациях в ж.-о. № 11-АПК;

в части поступления и выбытия животных - Акт на оприходование приплода животных (ф. № СП-39); Ведомость аналитического учета животных (ф. № 73-АПК) и ж.-о. № 14 - АПК); в части зачисления в основные средства - Ведомость аналитического учета животных (ф. № 73-АПК) и ж.-о. № 13 - АПК);

в части вложений на формирование многолетних насаждений и коренному улучшению земель – лицевой счет (производственный отчет) (ф. № 83-АПК); в части зачисления посадок молодых многолетних насаждений в ОС – АКТ приема многолетних насаждений (ф. № 404-АПК)

В бухгалтерской отчетности подлежит раскрытию следующая информация:

о первоначальной стоимости и сумме начисленной амортизации по основным группам основных средств на начало и конец отчетного года;

о движении основных средств в течение отчетного года по основным группам (поступление, выбытие и т.п.);

о способах оценки объектов основных средств, полученных по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) не денежными средствами;

об изменениях стоимости основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету (достройка, дооборудование, реконструкция, частичная ликвидация и переоценка объектов);

о принятых организацией сроках полезного использования объектов основных средств (по основным группам);

об объектах основных средств, стоимость которых не погашается;

об объектах основных средств, предоставленных и полученных по договору аренды;

о способах начисления амортизационных отчислений по отдельным группам объектов основных средств;

об объектах недвижимости, принятых в эксплуатацию и фактически используемых, находящихся в процессе государственной регистрации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: