ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЬНОЙ ЗРЕЛОСТИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
А) Методы индивидуальной оценки физического развития.
-Метод сигмальных отклонений, когда показатели развития индивидуума сравниваются со средними их признаками для соответствующей возрастно-половой группы, разница между ними выражается в долях сигмы. Средние арифметические основных показателей физического развития и их сигмы представляют так называемые стандарты физического развития. Для каждой возрастно-половой группы разрабатываются свои стандарты, метод позволяет учесть гетероморфность физического развития и половой диморфизм.
-Метод процентильных (центильных, перцентильных) шкал
Для оценки физического развития индивидуума также используют – метод центильных шкал или каналов, когда по результатам математической обработки весь ряд делят на 100 частей.
Однако, как и метод сигмальных отклонений, метод центильных шкал оценивает антропометрические признаки изолированно, вне их взаимосвязи.
|
|
-Метод шкал регрессии
Для взаимосвязанной оценки показателей физического развития предложено использовать шкалы регрессии. При составлении шкал регрессии по длине тела определяют методом парной корреляции связь длины тела с массой тела и окружностью грудной клетки. Далее строят оценочные таблицы, в которых наблюдается последовательное увеличение значений одного из признаков, (например, веса) при соответствующем увеличении другого признака (например, роста)
Этот метод получил наибольшее распространение, так как дает возможность выделить лиц с гармоничным и дисгармоничным физическим развитием.
Б) Метод оценки физического развития детей по комплексной схеме
-На первом этапе исследования устанавливают уровень биологического развития (биологический возраст), под которым понимают совокупность морфофункциональных особенностей организма, зависящих от индивидуального темпа роста и развития.
Биологический возраст ребенка определяют по показателям длины тела стоя, прибавок длины тела за последний год, уровню оссификации скелета («костный возраст»), срокам вторичной дентитации (сроки прорезывания и смены молочных зубов на постоянные), изменению пропорций телосложения, степени развития вторичных половых признаков, сроку наступления первой менструации у девочек. Для этого используют таблицы, в которых представлены средние значения показателей биологического развития мальчиков и девочек по возрастам
Формирование профессиональной направленности человека происходит в школьные годы, но у многих к концу обучения не вырабатываются интересы к определенной деятельности. Они не принимают во внимание особенности здоровья, психики при выборе профессии.
|
|
Для подготовки подростка к выбору профессии существует система мероприятий профессиональной ориентации.
Медицинская профессиональная ориентация – ведется в двух направлениях:
-основном – врачебная проф. консультация.
-информационном – гигиеническое обучение и воспитание подростков, ознакомление родителей и педагогов с медицинскими вопросами выбора профессии. Задача мед. персонала – в определении степени риска отклонений в состоянии здоровья подростка и разработке рекомендвций по выбору профессии или специальности.
Самые частые причины ограничения проф. пригодности - анамалии зрения, нарушения осанки, снижение слуха, при кожных заболеваниях.
На протяжении всего периода обучения подростки наблюдаются по этапно:
-медицинское и психофизиологическое обследование.
-анализ состояние здоровья с использованием профессиограммы и перечня медицинских противопоказаний.
-составление врачебно- проф. заключения.
-рекомендации по проведению лечебно-профилактических мероприятий
Физическое воспитание в детских и подростковых учреждениях
Физическое воспитание детей, включает: разумно организованная внешняя среда, в которой находятся дети, режим дня, полноценное вскармливание (для детей раннего возраста), специальные приемы закаливания, разнообразные физические упражнения. Отличительной особенностью организации физического воспитания детей дошкольного возраста является необходимость дозирования и учета возрастных и индивидуальных свойств интенсивно развивающегося организма.
При организации физического воспитания необходимо учитывать анатомо-физиологические особенности организма детей (в частности, детей раннего возраста).
Основными средствами физического воспитания ребенка раннего возраста являются: гимнастические упражнения, массаж, закаливающие процедуры. Организация всех видов двигательной активности детей требует соблюдения гигиенических условий: наличие удобной кроватки, манежа, снабженного достаточным количеством ярких, красочных и соответствующих возрасту ребенка игрушек; одежда детей должна быть свободной и легкой, соответствовать температуре окружающей среды. Должен соблюдаться определенный режим, а питание ребенка должно быть полноценным.
Медицинские работники дошкольных и школьных учреждений должны осуществлять постоянный контроль за организацией физического воспитания детей. Этот контроль включает:
1) динамическое наблюдение за состоянием здоровья и физическим развитием детей. При этом систематически должен проводиться анализ заболеваемости (по каждой группе детей);
2) наблюдение за организацией двигательного режима, методикой проведения физических упражнений и их воздействием на организм ребенка (хронометраж, пульсометрия и др.). Анализ качества физического воспитания осуществляется медицинским работником совместно с методистом или старшим воспитателем;
3) контроль за санитарно-гигиеническим состоянием и содержанием мест занятия физкультурой, качеством оборудования и инвентаря и др.;
4) санитарно-просветительную работу среди персонала и родителей по вопросам физического воспитания детей.
Периодический контроль за постановкой физического воспитания детей дошкольного возраста
осуществляется санитарным врачом по гигиене детей и подростков (и его помощником) во время текущего санитарного надзора за детскими дошкольными учреждениями, домами ребенка, детскими домами.
Контроль за организацией и проведением физического воспитания подрастающего поколения является одной из основных задач органов и учреждений санэпидслужбы. При этом санитарный врач по гигиене детей и подростков (и его помощник) осуществляет предупредительный и текущий санитарный надзор.