Этап выявления проблем и определения степени их критичности является начальным и одним из ключевых этапов процесса решения проблемы, так как от своевременности установления руководителем факта существования той или иной проблемы во многом зависит эффективность ее решения.
Большинство исследователей в области технологии решения проблем выделяет следующие методывыявления проблемных ситуаций :
· анализ результатов производственно-коммерческой деятельности;
· экспертный опрос руководителей и специалистов;
· привлечение консультантов по управлению для выявления проблем.
Анализ результатов производственно-коммерческой деятельности предприятия, в рамках которого на основе отчетных, плановых и нормативных данных о его состоянии и функционировании устанавливаются отклонения и причины их возникновения для основных технико-экономических показателей, широко используется для выявления проблем и причин их возникновения.
Если методы, построенные на анализе технико-экономических показателей, обеспечивают объективность выявления проблемы и точность оценки степени ее критичности, то методы, базирующиеся на обработке результатов экспертных опросов, несмотря на их субъективность, позволяют эффективно работать с качественной информацией в условиях ее неполноты и недостаточности.
|
|
Практическая реализация методов экспертных оценок применительно к проблемным ситуациям осуществляется обычно путем проведения опросов специалистов, что позволяет составить перечень наиболее значимых проблем и рассчитать средние значения балльных оценок, характеризующих степень значимости проблемы или степень достоверности факта существования (несуществования) проблемы.
Привлечение консультантов по управлению для выявления проблем (как и для их решения) оправдано в следующих случаях:
· В областях, в которых использование собственного персонала невозможно, например, для выявления проблем в области управления организацией, или проблем, связанных с персоналом (низкий уровень квалификации, частые конфликты, высокая текучесть кадров, проблема воровства и т.д.)
· В случае, когда решение необходимо принимать быстро, т.е. у руководителя нет времени проработать проблему самому.
· Когда требуется высокая квалификация, а держать высокооплачиваемого специалиста на ставке нецелесообразно.
Более подробно методы выявления проблемных ситуаций будут рассмотрены на практических занятиях.