Организация работы «Школы волонтеров»

Содержание

ТЕМА: ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ЛЕКЦИЯ № 12

Информационные ресурсы. РR компании и маркетинг волонтерских услуг и программ.

Пути привлечения людей к волонтерскому. Чтобы люди пришли к организации, они должны владеть определенной информацией. Поэтому, рядом с человеческими ресурсами стоит говорить об информационных ресурсах.

К ведущим информационным ресурсам можно отнести:

̶ буклеты, открытки об организации;

̶ веб-страница организации в Интернете;

̶ публикации о деятельности организации в прессе;

̶ устная информация членов организации и волонтеров для потенциальных добровольцев;

̶ открытки-призывы.

Найлегший путь привлечения волонтеров – опубликовать объявление в газете «Нужные волонтеры». Вторым возможным путем является проведение рекламной акции по привлечению волонтеров. Другой путь – встречи: с руководством, членами организации и тому подобное.


ЦЕЛЬ: ознакомить студентов со структурой волонтерских проектов и программ; определить особенности организации работы «Школы волонтеров»; рассмотреть Формы и методы учебы волонтеров. Воспитывать у студентов чувство сопереживания, уважения и ответственности.

1. Организация работы «Школы волонтеров».

2. Формы и методы учебы волонтеров.

3. Некоторые аспекты организации волонтерской деятельности

Основная литература

1. Волонтерское движение: опыт, проблемы, перспективы. Рабочие материалы семинара. – Киев, 24-30 сентября 2000. – 60 с.

2. Волонтерство як ресурс соціальної роботи у громаді: Зб. статей. – К.: Християнський Дитячий Фонд, 2006. – 96 с.

3. Волонтерство. Порадник для організатора волонтерського руху / Укладач Лях Т.Л., авт. кол.: О.В. Безпалько, Н.В. Заверіко, І.Д. Звєрєва, Н.В. Зімовець та ін. – К.: ВГЦ «Волонтер», 2001. – 176 с.

4. Гладков Е., Яровой В. Фандрайзинг и работа с волонтерами. – Хмельницкий, 2000. – 68 с.

5. Заверико Н.В. Основи управління діяльністю волонтерів: посібник для керівників волонтерських груп та програм. – Запоріжжя, 2004. – 25 с.

6. Маккарлі С., Лінч Р. Управління діяльністю волонтерів. Як залучити громадськість до вирішення проблем суспільства. – К.: Ресурсний центр розвитку громадських організацій «Гурт», 1998. – 160 с.

7. Молодежь для молодежи: практическое пособие по проведению волонтерских лагерей. – Донецк: Донецкий молодежный дебатный центр. 2001. – 76 с.

8. Моховиков А.Н. Телефонное консультирование. – К.: Академпресс, 1994. – 208 с.

Дополнительная литература

1. Геллер Н. Основи ефективного залучення ресурсів для некомерційних організацій. – К., 2002. – 134 с.

2. Капська А.Й. Соціальна робота: деякі аспекти роботи з дітьми та молоддю: Навчально-методичний посібник. – К. УДЦССМ, 2001. – 220 с.

3. Курило В.С., Савченко С.В. Проблеми студентського самоврядування у вимірі соціальної педагогіки // Соціальна педагогіка: теорія та практика. – 2005. – № 4. – С. 4–11.

4. Організація волонтерського руху у вищих навчальних закладах: Діагностичний інструментарій: Методичні розробки / Укладач Рудякевич Т.О. – Житомир: ЖДУ, 2004. – 20 с.

5. Підготовка волонтерів до роботи у службі «Телефон Довіри». – К.: ДЦССМ, 2003. – 116 с.

6. Підготовка волонтерів та їх роль у реалізації соціальних проектів / Під заг. ред: І. Звєрєвої, Г. Лактіонової. – К.: Наук. світ, 2001. – 49 с.

7. Словарь-справочник по социальной работе / Под ред. Е.И. Холостовой. – М.: Юрист, 2000. – 424 с.

Существенную роль в усилении статуса добровольцев при центрах социальных служб для молодежи и в формировании позитивного отношения общественности к их деятельности играет внедрение системы учебы волонтеров. Выходя из специфики деятельности и заданий социальных служб для молодежи, используются достаточно разнообразные формы учебы добровольцев. Это в частности:

̶ школа волонтеров (на протяжении года);

̶ тематические волонтерские курсы;

̶ лагерь подготовки добровольных помощников (в течение месяца);

̶ курсы повышения профессионального мастерства (в течение 10 дней) и тому подобное.

Характер работы волонтеров и специфика их профессиональной деятельности позволяют выделить главные направления, за которыми осуществляется учеба волонтеров:

1. Социально-реабилитационная работа, предупреждение и преодоление негативных явлений в молодежной среде.

2. Социальная опека и социальная защита лиц (дети-инвалиды, сироты, малообеспеченные, беспризорные и тому подобное).

3. Социальное развитие молодежи и ее интеграция в общество.

Школа волонтеров – дает возможность подросткам и молодежи решить целый ряд проблем: временной занятости, свободного времени, оздоровления и личностных проблем. Учеба в школе волонтеров позволяет молодежи развить личностные, профессиональные и творческие способности, более обдумывает избрать профессиональную сферу, получить консультации специалистов по профилактике негативных явлений, научиться работать с людьми с функциональными ограничениями, умение работать и организовывать массовые мероприятия.

В 2006 году был выданный приказ Министерства Украины по делам семьи, молодежи и спорта «Об утверждении Типичного положения о Школе волонтеров центра социальных служб для семьи, детей и молодежи». Согласно этому положению школа волонтеров центра социальных служб для семьи, детей и молодежи — это специализированное формирование, которое создается центром социальных служб для семьи, детей и молодежи.

Основным заданием Школы является обеспечение теоретической и практической подготовки волонтеров к реализации социальных программ. В соответствии с положенными на нее заданиями Школа:

1) предоставляет волонтерам знания из психолого-педагогических, правовых, социально-медицинских вопросов, необходимых для реализации социальных программ;

2) способствует профессиональному росту и приобретению практического опыта волонтеров;

3) содействует развитию лидерских качеств, творческих способностей, самовыражению и становлению волонтеров как активных членов общества;

4) разрабатывает и внедряет учебно-тематические планы и программы подготовки волонтеров за приоритетными направлениями деятельности Центра.

Учеба в Школе осуществляется на безоплатной основе. Слушателями Школы могут быть: ученики старших классов общеобразовательных школ и других учебных заведений, студенты высших учебных заведений, безробітня молодежь, клиенты Центра и тому подобное. Занятие в проводятся в форме семинаров, тренингов, а также разнообразных творческих упражнений, рольових и тематических игр, подготовки информационных сообщений, дискуссий, обсуждений и тому подобное. До работы в Школе привлекаются: специалисты на договорных принципах (социальные педагоги, врачи, психологи, педагоги, юристы и тому подобное), волонтеры, которые пройшли соответствующую подготовку.

Интересным является опыт работы «Школы волонтеров» Киевского городского центра социальных служб для семьи, детей и молодежи.

Учеба в этом центре проводится за тремя модульными спецкурсами:

1. Курсы Тренинга «Основы волонтерской деятельности».

2. Учеба за профессиональными спецкурсами:

̶ правовое образование молодежи;

̶ профилактика негативных явлений в молодежной среде;

̶ социально-рекламная работа с детьми и молодежью;

̶ социализация детей и молодежи с функциональными ограничениями;

̶ работа с детьми, которые живут в семьях, которых коснулась проблема ВИЧ/СПИД.

3. Приобретение практических навыков за избранным направлением.

Заключительным этапом учебы является виїздний семинар, на каком ученике сдают экзамен из социальной работы в игровой форме и имеют возможность практически применять приобретенные навыки. В конце семинара участник получает сертификат, о том, что он пройшов учебу в «Школе волонтеров» и может использовать полученные знания и умения для проведения волонтерской деятельности за программами социальных служб.

Одной из основных составляющих работы «Школы волонтеров» м. Переяслава-Хмельницкого есть ежегодное проведение лагерной сбора-учебы «Деть и молодежь за здоровый образ жизни», который происходит в разнообразных живописных уголках Переяславщини. Для участников организуются развивающие и коммуникативные тренинги, разнообразные деловые и рольові игры, интересные конкурсы и КВК. Опыт показывает: палаточные лагеря более популярны, чем другие формы работы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: