Право государственной собственности

ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ КАК ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ

Право собственности на природные ресурсы как правовой ин­ститут – это совокупность правовых норм, регули­рующих отношения собственности на природные ресурсы, (они образуют право собственности в объективном смысле).

Отно­шения права собственности на природные ресурсы образуют предмет ряда отраслей в системе российского права, поэтому можно говорить об этом правовом институте как о комплексном.

В природе существует правило: чем более разнообразна природная сис­тема, тем она более устойчива. Например, естественное разнотравье лугов редко погибает от неблагоприятных климатических условий, в то время как сеяные травы с монокультурным составом систематически подвержены ги­бели. Аналогичное положение и в экономике: чем многообразнее состав форм собственности, тем устойчивее экономика страны. Потому раз­нообразие форм собственности провозглашается законодательством.

Основы права собственности на природные ресурсы определе­ны Конституцией РФ. В соответствии со ст. 9 Конституции земля и другие при­родные ресурсы могут находиться в частной, муниципальной, го­сударственной и иных формах собственности. Что понимать под иными формами собственности, в зако­нодательстве пока не расшифровывается. Но закрепляется принцип равных, одинаковых обязанностей по обеспечению рационального использования природных ресур­сов и охране окружающей среды для всех собственников.

Согласно Конституции РФ (ст. 71) к исключительному ведению РФ от­носится федеральная государственная собственность и управление ею. Объектами федеральной собственности являются: федеральные энергети­ческие системы; ядерная энергетика; расщепляющиеся материалы; про­изводство ядовитых веществ; порядок их использования; определение статуса и защита территориального моря, исключительной экономиче­ской зоны и континентального шельфа РФ; метеорологическая служба; геодезия и картография.

Государственная собственность на землю и другие природные ресурсы утратила свое монопольное положение, хотя и продолжает занимать лидирующую позицию в общем объеме собственности на землю и не­дра.

Федеральный закон от 17.07.01 г. № 101-ФЗ «О разграничении, государственной собственности на землю» определяет правовые основы разграничения государственной собственности на землю на федеральную собственность, собственность субъектов РФ и муниципальную собственность; определены основания включения земельных участков в перечень зе­мельных участков, на которые у РФ, субъектов РФ, муниципальных образований возникает право собственности.

Гражданский кодекс предусматривает множественность субъектов государственной собственности. От имени государства в гражданском обороте могут выступать либо РФ (в отношении иму­щества, составляющего федеральную собственность), либо ее субъекты (в отношении имущества, составляющего собственность субъекта РФ).

Статья 72 Конституции говорит о том, что вопросы владения, пользо­вания и распоряжения землей, недрами, водными и другими природны­ми ресурсами относятся к совместному ведению РФ и субъектов РФ. Тер­мин «совместное ведение» применительно к отношениям собственности на природные ресурсы не предполагает установление на них общей сов­местной собственности России и ее субъектов. Он означает, что вопросы владения, пользования и распоряжения природными ресурсами, неурегулированные на федеральном уровне, могут решаться на уровне регионов. Также это может означать, что федеральная собственность может быть отграничена от собственности субъекта Федерации и путем заключения договоров о разграничении предметов ведения и полномочий.

Действующее российское законодательство не предусматривает ка­ких-либо ограничений к объектам права государственной собственности. В собственности государства может находиться любое имущество (вклю­чая и изъятое из оборота), любые природные ресурсы.

В пункте 2 статьи 214 Конституции установлено особое правило в от­ношении земли и других природных ресурсов. Суть его в том, что все зем­ли и иные ресурсы природы, которые не принадлежат на праве собствен­ности конкретному гражданину, юридическому лицу либо муниципаль­ному образованию, являются государственной собственностью. Таким образом, законодательно закрепляется презумпция государственной собственности на землю и иные природные ресурсы. Следовательно, при отсутствии надлежащих доказательств о нахождении того или иного земельного участка в частной или муниципальной собственности автоматически презюмируется государственная собственность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: