Экологический аудит. С развитием предпринимательской деятельности и введением в полный гражданский оборот различных объектов недвижимости возрастает роль и значение процедур

С развитием предпринимательской деятельности и введением в полный гражданский оборот различных объектов недвижимости возрастает роль и значение процедур экологических оценок, экологического контроля и практики разрешений для тех или иных видов деятельности, способных оказать потенциально негативные воздействия на состояние окружающей среды и здоровье населения.

В течение последнего десятилетия в России произошли значительные изменения в государственно-политическом и экономическом развитии. Приняты законодательные и нормативные акты, закрепляющие системы понятий и институтов, рассчитанных на рыночные отношения, на признание различных форм собственности, развитие предпринимательской деятельности, что вызывает определенную заинтересованность иностранных финансовых и инвестиционных структур в участии в реализации проектов, в том числе природоохранных, в России. Расширяющееся международное сотрудничество России с зарубежными странами, обязательства по гармонизации законодательства и стандартов, устранению технических барьеров в торговле, связанные со вступлением во Всемирную торговую организацию, требуют применения общепринятых эффективных методов управления и процедур, в частности, экологического аудита.

Понятие “экологический аудит” введено в России постановлениями Правительства РФ от 27.12.94 № 1418 “О лицензировании отдельных видов деятельности”, от 26.02.96 № 168 “Об утверждении Положения о лицензировании отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды” и от 26.05.97 № 643 “Об утверждении Положения о Государственном комитете РФ по охране окружающей среды”.

Экологический аудит - независимая комплексная, документированная оценка соблюдения субъектом хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, требований международных стандартов и подготовки рекомендаций по улучшению такой деятельности (ст.1 Федерального закона от 10.01.02 г. «Об охране окружающей среды»).

Аудиторские стандарты формулируют единые базовые требования, определяющие нормативы к качеству и надежности аудита и обеспечивающие определенный уровень гарантии результатов аудиторской проверки при их соблюдении. С изменением условий и накоплением соответствующего опыта аудиторские стандарты подлежат периодическому пересмотру для максимального удовлетворения потребностей пользователей экологической информации.

На базе аудиторских стандартов формируются учебные программы для подготовки аудиторов, а также единые требования для проведения экзаменов на право заниматься экологическим аудитом.

Стандарты определяют общий подход к проведению аудита, масштаб аудиторской проверки, виды отчетов и заключений аудиторов, вопросы методологии, а также базовые принципы, которым должны следовать все представители этой профессии независимо от условий, в которых проводится аудит. Например, Федеральным законом от 4.05.99 г. «Об охране атмосферного воздуха» государственным инспекторам по охране природы, осуществляющим контроль за охраной атмосферного воздуха, предоставляется право вносить предложения о проведении экологического аудита объектов хозяйственной и иной деятельности (ч.2 ст.27).

Экологический аудит - это исследование экологического состояния и статуса объекта собственности (недвижимости) или деятельности с целью выявления прошлых или существующих проблем и потенциальных экологических рисков и несоответствий деятельности требованиям экологического законодательства, регламентирующим данный вид деятельности. Он нацелен на определение любых существующих или потенциальных проблем, с которыми может столкнуться владелец (нынешний или потенциальный) или инвестор в операциях по своим проектам с точки зрения соответствия экологическим требованиям.

Экологический аудит - это вид предпринимательской деятельности которым занимаются аттестованные экологические аудиторы или экологические аудиторские организации. Их деятельность не несет ни фискальных, ни надзорных функций, а основывается на принципах конфиденциальности, объективности, независимости, компетентности, комплексности, достоверности и полноты информации. Экоаудиторское заключение и дополнительные материалы представляются только Заказчику экологического аудита.

Объектом экологического аудита являются хозяйственная и иная деятельность, в том числе и прошлая, связанная с воздействием на окружающую среду, природные объекты, а также результаты такой деятельности. При проведении аудита проверяется степень соответствия процесса, характера деятельности, процедуры, продукции, системы управления и др. определенным критериям – экологическим требованиям, количественным или качественным показателям, установленным нормативными правовыми актами РФ, нормативными правовыми актами субъектов РФ, нормативными документами специально уполномоченных государственных органов в области охраны окружающей природной среды.

Предметом рассмотрения при проведении экологического аудита являются:

· виды деятельности, связанные с охраной окружающей среды, природопользованием;

· состояние окружающей среды на производственном или природном объекте;

· системы управления окружающей средой;

· соблюдение природоохранительного законодательства и установленных экологических требований;

· использование ресурсов;

· процесс обращения с отходами;

· финансовые риски, связанные с ответственностью за нарушение допустимого воздействия и др.

Цель экологического аудита - оценка деятельности организации в области охраны окружающей среды и экологической безопасности:

- способствовать своевременному предотвращению социального и экономического ущерба, возникающих вследствие экологических инцидентов

- содействие субъектам хозяйственной деятельности в определении своей экологической политики;

- формирование приоритетов по осуществлению мероприятий, в том числе предупредительных, направленных на соблюдение экологических требований;

- создание механизма реализации эффективного регулирования природопользования и обеспечения устойчивого развития.

Основные задачи экологического аудита:

- поиск оптимальных путей сочетания экономического и экологического регулирования хозяйственной деятельности;

- обоснование экологической стратегии и политики организации;

- определение приоритетов при планировании природоохранной деятельности аудируемого лица, выявление дополнительных возможностей ее осуществления;

- проверка соблюдения аудируемым лицом природоохранного законодательства, экологических норм и правил;

- снижение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с экологическими аспектами деятельности аудируемого лица;

- подготовка рекомендаций по совершенствованию деятельности аудируемого лица в области обеспечения рационального использования природных ресурсов, охраны окружающей среды и экологической безопасности.

Экологический аудит необходим предприятиям по многим причинам, в том числе:

• при получении лицензии на какой-либо вид деятельности (по закону, любая хозяйственная деятельность рассматривается как потенциально способная нанести вред окружающей среде);

• при обосновании инвестиций или кредитов, т.к. многие российские и все международные банки (например, Мировой Банк, Европейский Банк Реконструкции и Развития) вопросы о кредитовании рассматривают только после проведения экологического аудита;

• при инвестировании в предприятие, по требованию потенциального инвестора;

• при купле-продаже недвижимости (производственной, жилой, рекреационной) или ее части;

• при реконструкции предприятия;

• при оценке воздействия на окружающую среду своего действующего или намечаемого производства;

• при оценке состояния дел в области природоохраны, соответствия деятельности нормативно-правовым актам с целью снижения затрат на природопользование;

• для улучшения имиджа предприятия и выпускаемой продукции в глазах общественности и потребителей (эта акция может рассматриваться и как рекламная компания);

• экологический аудит может предварять собой экологическую экспертизу, экологические и санитарно-эпидемиологические проверки, проводимые государственными надзорными органами. Выполненный экоаудит может способствовать упешному прохождению этих процедур, хотя и не может их заменить.

Проведение экологического аудита позволяет:

• получить рекомендации по улучшению работы предприятия в вопросах соблюдения требований природоохранного законодательства;

• оптимизировать финансовые затраты предприятия с учетом экологических факторов;

• предупредить случаи возникновения ущерба, связанного загрязнением окружающей среды и нерациональным природопользованием;

• добиться определенных финансовых льгот, корректировки платежей за природопользование и др.;

• быть признанным как предприятие, выпускающее конкурентоспособную экологически чистую продукцию, соответствующую мировым стандартам, тем самым создать благоприятный имидж предприятия и повысить его конкурентоспособность на внутреннем и зарубежном рынках и др.

Кроме того, с помощью экологического аудита решаются важные задачи развития предприятий, в том числе:

- создание инвестиционной привлекательности бизнеса;

- снижение штрафных рисков в отношении платежей за природопользование, нанесение ущерба окружающей среде и другим хозяйствующим субъектам;

- снижение финансовых рисков, связанных с правами собственности на природные объекты и результаты хозяйственной деятельности;

- снижение или исключение риска уплаты штрафных санкций за нарушение налогового законодательства в области природопользования неуполномоченным лицам;

- повышение конкурентоспособности продукции;

- развитие производства и приведение его в соответствие с международными стандартами.

Экологический аудит подразумевает не только проверку соответствия предприятия законодательным и нормативным экологическим требованиям, но и выявляет причины возникающих экологических проблем, а также, включает в себя рекомендации по минимизации отходов, ликвидации (снижения) загрязнения конкретных природных объектов.

При проведении экологического аудита в зависимости от решаемых задач проверяются:

- учредительные документы аудируемого лица;

- разрешительные документы на осуществление основной деятельности и воздействие на окружающую среду;

- документация о движении сырья и материалов;

- документация по существующей системе контроля соблюдения природоохранных требований, экологической и промышленной безопасности;

- документация на природопользование;

- документация по учету и списанию расходов на осуществление мероприятий по природопользованию и охране окружающей среды;

- техническая документация аудируемого лица (технологический регламент, другие документы);

- документальное и фактическое состояние систем оборудования по очистке выбросов, сбросов загрязняющих веществ, переработке, утилизации, транспортировки и размещению отходов;

- документация о периодичности проверок оборудования и технологических процессов на соответствие проектным требованиям.

Являясь инструментом повышения инвестиционной привлекательности и эффективности предприятий, прежде всего реального сектора экономики, экологический аудит позволит решать государственные задачи в области экологической безопасности как составляющей национальной безопасности России.

Ввиду высокой зависимости нашей экономики от инвестиций, в том числе и от иностранного капитала, предпринимателям следует учитывать, что инвесторы заинтересованы только в безопасном и экологически чистом производстве с целью избежания огромных экономических потерь, равно как и с целью поддержания собственного имиджа.

К тому же, как известно, на мировом рынке большую роль играет «открытость» компаний по части предоставления отчетности не только бухгалтерской, но и финансово-экологической. Все это придает экологическому аудиту в России особую актуальность - как с экономической, так и с социальной точек зрения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: