Учет материалов по фактической себестоимости

Оценка и классификация материально-производственных запасов в бухгалтерском учете

Учет амортизации нематериальных активов

Амортизация начисляется двумя способами:

- с использованием счета 05 «Амортизация нематериальных активов»

- без использования этого счета путем непосредственного списания стоимости нематериальных активов

Порядок начисления амортизации нематериальных активов регламентирован разделом 3 ПБУ 14/2000 и п.15 предполагается ее начисление одним из 3-х предложенных способов:

- линейный

- способом уменьшающегося остатка

- пропорционально сумме чисел лет полезного использования

При этом выбранный способ начисления амортизации необходимо закрепить в учетной политике организации.

Начисление амортизации с использованием счета 05:

Дебет 20,25,26 (44 – в торговле)

Кредит 05

Без использования Дебет 20, 25,26 (44) Кредит 04

По организационным расходам и деловой репутации амортизация начисляется без использования счета 05.

Срок полезного использования нематериальных активов определяется исходя из срока действия патента, свидетельства, других документов, подтверждающих право на объект. Если такой период в соответствующем документе не указан, то срок полезного использования определяется в соответствии с тем, какое время предприятие планирует получать экономическую выгоду от использования этого нематериального актива. Если и таким способом срок полезного использования установить невозможно, то он признается равным 20 годам, но не более срока деятельности организации.

По организационным расходам и деловой репутации срок полезного использования устанавливается равным 20 годам, но не более срока деятельности организации.

Тема 11. «Учет материально-производственных запасов»

1. Оценка и классификация материально-производственных запасов

в бухгалтерском учете

2. Учет материалов по фактической себестоимости

3. Учет материалов по учетным ценам.

Сущность оперативно-бухгалтерского метода учета запасов.

На предприятиях наряду со средствами труда используются предметы труда, которые участвуют в хозяйственной жизни предприятия. Они имеют особенности, которые их отличают их от средств труда:

1. полностью потребляются в одном производственном цикле;

2. в процессе производства теряют свою первоначальную форму;

3. свою стоимость на вновь созданный продукт переносят полностью.

Материалы классифицируются по двум признакам:

1. По функциональной роли и назначению в процессе производства (экономическая классификация)

2. По техническим признакам и функционально-химическим свойствам (техническая классификация)

Типовая классификация предметов труда по функциональной роли и назначению в процессе производства предусматривают материалов по следующим видам:

1. Сырье и материалы

2. Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия

3. Топливо

4. Тара и тарные материалы

5. Запчасти

6. Прочие материалы

7. Строительные материалы

1. Сырье и материалы составляют основу вырабатываемой продукции или являются необходимым компонентом. Разнообразие материалов на конкретном предприятии зависят от ассортимента выпускаемой продукции. Вместе с тем для каждой отрасли характерен устойчивый состав материалов, используемой в производственном процессе.

2. Полуфабрикаты покупные и комплектующие изделия необходимы для создания основы вырабатываемой продукции. Выделение этого вида материалов из группы «Сырье и материалы» обуславливается необходимостью разграничения полуфабрикатов собственного производства и приобретенных на стороне.

К комплектующим изделиям и полуфабрикатам относят:

- узлы и детали, используемые в машиностроении

- фурнитура в мебельной промышленности

3. Топливо – нефтепровод, смазочные материалы, газообразное топливо и т.д., предназначенное для эксплуатации транспортных средств, технологических целей, отопления зданий и т.д.

4. Тара и тарные материалы предназначены для хранения, упаковки и сохранения качества материалов и готовой продукции.

Различают инвентарную и неинвентарную тару.

К инвентарной относят предметы, обслуживающие производство многократно. Они учитываются в составе основных средств или материалов.

К неинвентарной таре относят предметы, предназначенные для упаковки готовой продукции и реализуемые вместе с ней.

Условиями поставки могут быть предусмотрены определенные виды тары, подлежащие возврату поставщику. Для обеспечения своевременного возврата такой тары, поставщики взимают с покупателей залог, который и возвращается после возврата тары. Такие виды тары называются залоговой тарой.

5. Запчасти – это предметы, предназначенные для проведения ремонтов, а также замены изношенных частей машин и оборудования.

6. Прочие материалы – отходы производства (обрезки, стружка, неисправный брак).

7. Строительные материалы – используются в процессе строительных и монтажных работ.

Также в зависимости от участия в изготовлении готовой продукции материалы делятся на основные и вспомогательные.

Основными называются материалы, которые составляют основу изготовляемой продукции и являются необходимым компонентом при ее выработке. Иногда одни и те же материалы в различных производствах играют разную роль.

Вспомогательные материалы присоединяются к основным в процессе производства, но не составляют основу готовой продукции. Они присоединяются к основным материалам с целью придания продукции определенных качеств. Например, лаки в мебельном производстве, краски в текстили и т.д.

Вспомогательные материалы могут потребляться в машиностроении. Например, смазочные материалы. В качестве вспомогательных материалов используются запчасти, топливо, тара, тарные материалы и т.д.

Задачи учета материалов:

1. правильное и своевременное отражение операций и обеспечение достоверными данными по изготовлению, поступлению и отпуску материалов

2. контроль за сохранностью материалов в местах хранения и на всех этапах их движения

3. предоставление руководству точных сведений о количестве и стоимости материалов, находящихся на складе

4. систематический контроль за использованием материалов в производстве на базе технических норм их расходования, предотвращение неиспользованных расходов и потерь.

5. своевременное выявление ненужных в процессе производства материалов для их посредствующей реализации.

Наличие материальных ценностей на предприятии постоянно изменяется в связи с их движением (поступление на предприятие, внутреннее перемещение, отпуск в производство, реализация, выбытие). Все операции по движению материалов осуществляют материально ответственные лица – кладовщики, заведующие складом, лаборанты и так далее. Руководитель предприятия, принимая их на работу, заключает с ними договор о полной материальной ответственности. Материальная ответственность может быть полной, индивидуальной, коллективной. В соответствии с Гражданским кодексом отдельные должности подразумевают наличие полной индивидуальной ответственности. Перечень таких должностей определен положением о материальной ответственности.

Предприятие получает материалы в основном от поставщиков. Это промышленные и сельскохозяйственные предприятия, предприятия оптовой торговли и т.д. Взаимоотношения между ними строятся на основе договора поставки.

Договор поставки - это правовой документ, который определяет права и обязанности поставщика и покупателей. Основные реквизиты:

1. наименование сторон

2. основные реквизиты сторон - адрес, банковские реквизиты и т.д.

3. предмет договора

4. цены

5. сроки поставки

6. порядок расчетов

7. санкции за нарушение условий договора и т.д.

Порядок приемки ценностей и их документальное оформление зависит от места приемки. Если ценности принимаются на складе поставщика, то предприятие поручает лицу, с которым заключен договор о материальной ответственности, получит ценности. При этом ему выдается доверенность.

Доверенность - это бланк строгой отчетности, их учет ведется в специальной книге, где указывается дата выдачи доверенности, ее номер, фамилия, имя и отчество получателя доверенности, цель ее выдачи, срок действия. Получатель расписывается в специальной книге за нее. Если в установленные указанные сроки доверенность не использована, то она возвращается на предприятие, ее гасят (перечеркивают) и прикладывают к книге учета доверенностей, а по строке, где она зарегистрирована в книге, помечают «не использована».

Основные реквизиты доверенности:

1. наименование предприятия

2. его ИНН

3. расчетный счет

4. номер, дата доверенности

5. паспортные данные лица, которому выдана доверенность

6. цель выдачи доверенности

7. подпись главного бухгалтера и руководителя

8. печать

При приемке материалов получатель оставляет доверенность у поставщика. Поставщик в документах на отпуск обозначает реквизиты получателя

Приемка материальных ценностей на складе поставщика осуществляется путем проверки соответствия количества и качества

Затаренные ценности принимаются по количеству мест и массе брутто или по количеству единиц и массе нетто по трафарету. В тех случаях, когда тара оказывается поврежденной, получатель должен потребовать вскрытие тары и проверки содержимого по количеству единиц, массе и качеству.

Товарный груз обязательно сопровождается основными документами и вспомогательными. К основным документам относят накладные всех видов, счета фактуры, закупочные акты. К вспомогательным документам относят сертификат соответствия, гигиенический сертификат, качественное удостоверение и т.д.

Материалы могут перемещаться внутри предприятия. Такое перемещение называется движением и оформляется лимитно-заборными картами. Они построены таким образом, что производить записи ежедневно, имеют соответствующие графы, в которых отражаются материалы, возвращенные на склад. Возврат материалов из производства оформляется накладными на внутренние перемещение материалов.

ПБУ 5/01 устанавливает, что учет материалов осуществляется по фактической себестоимости (п.5). Фактической себестоимостью признается сумма фактических затрат на их приобретение за исключением НДС и иных возмещаемых налогов.

В фактическую себестоимость материалов включаются все расходы, связанные с их приобретением и доведением до состояния, пригодного к использованию к использованию в производственных целях. Помимо сумм уплаченных поставщику, в фактическую себестоимость материалов включаются следующие виды расходов:

- оплата информационных и консультационных услуг, связанных с приобретением материалов

- таможенные пошлины и иные платежи

- невозмещаемые налоги из бюджета, уплаченные в связи с приобретением материалов

- вознаграждения посредническим организациям,

- затраты по заготовке и доставке материалов до места их использования, включая расходы по страхованию

- расходы по оплате процентов по кредитам банков, если эти расходы связаны с приобретением материалов и произведены до даты их оприходования на склад

- иные затраты, непосредственно связанные с приобретением материалов.

Формирование фактической себестоимости материалов может осуществляться следующими способами:

1. Фактическая себестоимость формируется непосредственно на счет 10

2. Фактическая себестоимость формируется с использованием дополнительных счетов 15 и 16

Формирование себестоимости с использованием счета 10 «Материалы»

При этом способе все данные о фактических расходах, понесенных при заготовлении материалов, собираются по дебету 10. При этом в учете составляются корреспонденции:

- отражается покупная стоимость материалов на основе накладных и счетов-фактур поставщика

Дебет 10 «Материалы»

Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

- отражаются транспортные расходы по приобретению материалов на основе накладных, счетов-фактур транспортной организации

Дебет 10 «Материалы»

Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

- отражаются расходы по оплате услуг посредническим организациям на основе счетов-фактур посредника

Дебет 10 «Материалы»

Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

- в дебет счета 10 все эти расходы относятся без учета НДС, который отражается отдельно по ставке 18%

Дебет 19 «НДС по приобретенным материальным ценностям»

Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

- начислен процент за банковский кредит, использованный на закупку материалов

Дебет 10 «Материалы»

Кредит 66 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам», 67 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам»

Данный способ учета формирования себестоимости материалов целесообразно использовать предприятиям, у которых:

1) небольшая номенклатура использования материалов

2) небольшое количество поставок материалов за период

3) все данные для формирования фактической себестоимости материалов поступают в бухгалтерию одновременно


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: