Коммуникационный процесс. Коммуникационный процесс — обмен информацией между двумя и боле людьми

Коммуникационный процесс — обмен информацией между двумя и боле людьми. Основная цель коммуникационного процесса – обеспечение понимания информации, являющейся предметом обмена, т.е. сообщений.

Коммуникационный процесс состоит из 4 базовых элементов:

1. Отправитель – лицо, генерирующее идею или собирающее информацию и передающее ее.

2. Сообщение – собственно информация, закодированная с помощью символов

3. Канал – средство передачи информации

4. Получатель – лицо, которому предназначена информация.

Коммуникационный процесс состоит из следующих 4 этапов:

1. Зарождение идеи. Обмен информации начинается с формулирование идеи и отбора информации. Руководитель решает какую значимую информацию сделать предметом обмена. Лейтмотив этапа: не начинайте говорить — не начав думать.

2. Кодирование и выбор канала. Кодирование осуществляется с помощью слов, интонации, жестов в результате получается сообщение.

Каналы: передача речи, письменный материал, электрические средства связи, электронная почта, видеоленты, одновременно ещё несколько каналов (например, устной и письменной).

3. Передача — использование нескольких каналов для передачи сообщения получателю. Эта физическая передача информации.

4. Декодирование — это перевод символов отправителя в мысли получателя. Обмен информации будет эффективным, если получатель продемонстрировал понимание идеи, пробуждая действия, которых ждал от него отправитель. Для этого существует механизм обратной связи, когда отправитель и получатель меняются местами.

Обратная связь повышает эффективность двухстороннего обмена информации, повышает уверенность в правильности понимания сообщений.

3.Значение решения и их виды.

Решение — это выбор альтернатив. Менеджером можно назвать человека только тогда, когда он принимает организационное решение или реализует их через других людей. Принятие решений, как и обмен информации, составная часть управленческих функции. Необходимость принятия решений пронизывает все, что делает управляющий, формулируя цели и добиваясь их достижения. Поэтому понимание природы принятия решений чрезвычайно важно для всякого, кто хочет преуспеть в искусстве управления. Каждая управленческая функция связана несколькими важными решениями.

Виды решений. Организационные решения — это выбор, который должен сделать руководитель, чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой их должностью.

Цель организационных решений — обеспечение движения к решению поставленных перед организацией задач. Поэтому наиболее эффективным организационным решением будет то, которое будет реализовано и внесет вклад в цели организации. Организационные решения бывают запрограммированными и незапрограммированными.

Запрограммированные организационные решения — это структурированные решения, результат реализации определенной последовательности шагов к действий, подобных тех, которые принимают при решении математического уравнения. Как правило, число альтернатив ограничено, и выбор должен быть сделан в пределах направлений, заданных организацией. Например, количество медсестер в больнице определяется, исходя из того, что на 10 пациентов нужна 1 медсестра. Если в больнице 50 пациентов, то соответственно необходимо 5 медсестер.

Запрограммированные решения - это важное вспомогательное средство в принятии решений, так как руководитель снижает вероятность ошибки, экономит время, т.е. подчиненным не надо разрабатывать новую правильную процедуру. Руководитель часто программирует решения под часто повторяющиеся ситуации.

Незапрограммированные решения (НЗПР) требуются, если ситуации новы, внутренне не структурированы или сопряжены с неизвестными факторами. Поскольку здесь невозможно заранее определить последовательность шагов, руководитель должен разрабатывать процедуру принятия решений.

Примеры НЗПР — определение целей организации, улучшение продукции, совершенствование структуры, усиление мотивации.

В природе в чистом виде нет ЗПР и НЗПР, все решения находятся между этими крайностями.

Компромиссы – любое решение имеет отрицательные последствия, поэтому руководитель должен их предвидеть, рассматривая организации с позиции целого. Каждый руководитель, принимая решения, идет на компромисс, т.е. допускает, что выбранная им альтернатива имеет недостатки, возможно даже значительные.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: