double arrow

Перевозки железно-дорожным транспортом в МЧП

В 1980 г. на конференции по пересмотру ранее действующих в области железно-дорожных перевозках Бернских конвенций было принято новое Соглашение о международ­ных железнодорожных перевозках (КОТИФ). В нем участвуют большинство стран Европы, в том числе Украина.

КОТИФ объединяет международно-правовые нормы Бернских конвенций и Дополнительного соглашения 1966 г. в едином основном соглашении. К Соглашению прилагаются два приложения (А и В), содержа­вшие нормы гражданско-правового характера об условиях междуна­родных железнодорожных перевозок. Приложение А, определяющее условия перевозок пассажиров, получило наименование Единые правила МПК. Приложение В содержит условия перевозок грузов, оно названо Единые правила МГК.

Единые правила МГК действуют только в отношении перевозок по определенным железнодорожным линиям, перечень которых устанавливают участники соглашения. Ставки провозных платежей опре­деляются национальными и международными тарифами. Предусмотрены предельные сроки доставки грузов. Так, по правилам КОТИФ общие сроки доставки грузов составляют для грузов большой скорости 400 км, а для грузов малой скорости – 300 км в сутки. Вместе с тем за железными дорогами сохранено право устанавливать для отдельных сообщений специальные сроки доставки и также дополнительные сроки при возникновении существенных затруднений в перевозках и других особых обстоятельств.

В соответствии с положениями приложения А, железная дорога должна соответствующим образом доводить до сведения населения расписание поездов, в которых указывать ограничения в пользовании определенными поездами или определенными классами вагонов. Пассажир имеет право без дополнительной оплаты брать с собой в пассажирский вагон легкие для переноса предметы (ручную поклажу), установлен перечень предметов, запрещенных к перевозке в вагоне.

Предусмотрена ответственность железной дороги в случае смерти или ранения пассажиров (установлена сумма возмещения убытков в случае смерти, или ранения), возмещение в случае просрочки доставки, а также случаи освобождения ж.д. от ответственности.

Приложение В к Конвенции содержит следующие положения: в отношении упаковки и обозначения багажа, порядок предоставления багажа для перевозки и порядок его проверки железной дорогой; содержание накладной на багаж, которую отправитель должен предоставить для перевозки каждого вида багажа, а также указаны обстоятельства, при которых ж.д. должна определить массу багажа или количество мест и фактическую массу вагона.

Нормами Приложения урегулирован порядок выдачи багажа: ж.д. должна вручить накладную и видать багаж получателю на станции назначения после получения квитанции и оплаты получателем возложенных на него расходов. Также в приложении предусмотрено возмещение в случаи утраты багажа или просрочки срока его доставки, установлены пределы ответственности ж.д. и т.п.

Конвенция имеет 4 приложения-регламента: приложение 1 – регламент международных железно-дорожных перевозок опасных грузов; приложение 2 – регламент международных железно-дорожных перевозок частных вагонов; приложение 3 – регламент международных железно-дорожных перевозок контейнеров; приложение 4 – регламент международных железно-дорожных перевозок грузобагажа.

Соглашение о международном железно-дорожном грузовом сообщении от 1951 г. в новой редакции 1998 г. Действует для Украины. Действует в пределах сети железных дорог стран-участниц Соглашения.

В дополнениях к указанному Соглашению регламентированы перевозки опасных грузов, животных, продуктов, которые быстро портятся. Соглашение устанавливает перечень условий, при соблюдении которых возможен перевоз покойников.

Соглашение о международном пассажирском сообщении от 1951 г. (в новой редакции 1998 г.), действует для Украины.

Согласно положениям Соглашения документом, которые удостоверяет право проезда в международном сообщении является пассажирский билет (или купонная книжка с бланковым билетом-купоном – для проезда группы пассажиров не менее 10 чел.). В Соглашении нашли отражения условия проезда детей, перевозки дипломатической почты, проезда животных и др.

Европейское соглашение о международной магистральной железнодорожной линии от 1985 г., действительна для Украины. Страны-участники Соглашения принимают предложенный план железно-дорожной сети, которая называется Международная железно-дорожная сеть «Е».


Сейчас читают про: