Риски бюджетного планирования 2011-2012 гг
Факторы, которые способствуют бюджетному риску
1. Риск, который сопутствует традиционным финансовым и хозяйственным операциям – возникает, когда бюджет принимает участие в совершении бюджетных сделок.
2. Риск экон кризиса
3. Риск инфляции
4. Риск снижения платежеспособности налогоплательщиков в налоговом периоде
5. Риск демонетизации платежей в бюджет
6. Риск политической конъюнктуры – возникает в предвыборный период
7. Риск развития бюджетной системы – появляется при внедрении инноваций в бюджетный процесс
8. Риск изменения правовой базы
9. Риск ритмичности поступлений и платежей (доходы: 1 кв – 5%, 2 кв – 15%, 3 кв – 25%, 4 кв – самое большое; расходы: 1 кв – 20%, 2 кв – 30-40%, 3 кв – дох=расх, 4 кв – дох>расх - - - проблема эффективности использования доходов)
10. Риск задержки налоговых и иных поступлений
11. Риск ошибки бюджетного пданирования (м/б техническая ошибка или некорректный учет к-л обстоятельства)
12. Риск объективной непредсказуемости ситуации (форс-мажоры, стихийные бедствия, природные катастрофы)
|
|
13. Риск активного нецелевого использования средств (хищение средств)
14. Риск пассивного нецелевого исп-я средств (перераспределение средств в целях эффективного исп-я)
15. Риск некомпетентности распорядителей бюджета
16. Риск структуры доходов бюджета – бюджет не должен строится на мононалоговой базе, т.е. д/б разные налоговые базы
17. Риск структуры расходов – в бюджете д/б и текущие, и капитальные расходы
18. Риск несбалансированности бюджета (д/б притоки=оттоки)
19. Риск независимости бюджета от внешних источников
20. Риск дискретности бюджетного процесса
• Возможное снижение поступления нефтегазовых доходов по сравнению с прогнозом вследствие более низких темпов роста цены на нефть марки Urals и экспорта нефтепродуктов по сравнению с темпами роста ВВП
• Возможный большой рост ИПУ и увеличение расходов в связи с необходимостью осуществить индексацию соц. выплат
• Возможное укрепление рубля к доллару и евро и как следствие ухудшение соотношения экспорта и импорта
• Возможные колебания движения спекулятивного капитала в результате высокой зависимости российского рынка от динамики финн рынков развитых и развивающихся стран
Под риском бюджета понимают отклонение ден потоков бюджета от ожидаемого их значения, те их изменчивость.
Xi – исполнение по отдельному платежу по территории или во времени
Pi – вероятность исполнения платежа (налога): по времени р=1/12, по территории р=1/50
- коэффициент вариации, характеризует риск (до 5%-слабый, 5-10%-средний, >10%-высокий)
|
|
ВВП=50,4 трлн. Руб
Инфляция=6,5%
Цена на нефть=78$ за баррель
Верхний предел гос внешнего долга=55,5 млрд. $
Верхний предел гос внутреннего долга=5 трлн. руб
Доходы=8,8 трлн. Руб
Расходы=10,6 трлн. Руб
Дефицит=1,8 трлн. Руб
Структура доходов:
• налог на прибыль=3%
• акцизы=3%
• НДС=32%
• НДПИ=15%
• Таможенные пошлины=38%
• Неналоговые доходы=4%
• Водный налог=1%
• Прочие доходы=4%
Структура расходов:
• Общегос вопросы=8%
• Нац оборона=14%
• Нац безопасность и правоохранительная деятельность=11%
• Нац экономика=17%
• ЖКХ=2%
• Охрана окружающей среды=менее 1%
• Образование=5%
• Культура, кинематография=менее 1%
• Соц политика=28%
• Физ-ра и спорт=менее 1%
• СМИ=менее 1%
• Обслуживание долга=4%
• Межбюджетные трансферты на выр-е бюдж обеспеченности=5%
Среднегодовое количество учащихся и классов рассчитывается по одной из след методик:
• Кср=(Кнх8 + Ккх4)/12; Кн-контингент учеников и классов на начало года
• Кср=(2Кн+Кк)/3
• Кср=Кн+1/3 (Кк-Кн)
Среднегодовое количество школ рассчитывается так же
ДетоДни=245хСреднегодовое кол-во учащихся
Среднегодовая кубатура здания:
; Мвв- число месяцев функционирования вновь введенной кубатуры здания
Среднегодовые показатели явл-ся основой, чтобы спланировать расходы бюджета на образование.
Расходы в школе:
211 – з/пл
213 – начисления на выплаты
223 – АКУ
310 – увеличение стоимости ОС
340 – увеличение стоимости мат запасов
В наст время общеобразовательные школы финансируются за счет областного и местного бюджета. Из областного бюджета выделяется субвенция на образовательный процесс. Из местного бюджета финансируются в основном коммунальные расходы. Субвенция связана с финансированием расходов, связанных с реализацией общеобразовательной программы.
Существует 2 способа определения субвенций или норматива финн затрат, связанных с реализацией общеобразовательной программы.
Норматив финн затрат п/с прямые расходы. К ним относятся: з/пл, начисления на з/пл, приобретение учебников, методическое и инф-е обеспечение, канцелярские и хоз расходы. Все остальные расходы – косвенные.
Способы определения размера субвенций:
• Статистический – (з/пл+начисления+учебники)/количество учащихся=норматив затрат на 1 школьника
• Форм-е норматива фин затрат (субвенции) на основе экономического соотношения норматива ФОТ и фонда мат обеспечения (ФМО)
3 этапа определения норматива
1-й этап – опр-е, сколько ставок администр. персонала, педагогического персонала, учебно-вспомогательного персонала, обслуживающего персонала приходится на 1 ученика.
2-й этап – опр-е ФОТ, приходящийся на 1 ученика. Учитывается должностной оклад, компенсац. выплаты, стимулирующие выплаты, начисления на з/пл, резерв на возм-е повышение з/пл.
Опр-е ФМО. Учитывается инф-е, методическое обеспечение, канцелярские расходы, прочие расходы, связанные с обеспечением образоват. программ.
3-й этап – опр-е нормативов финн затрат на ед потреб бюджетных средств
Экономические нормативы на ФОТ и ФМО по видам образовательных учреждений:
общеобраз. учреждения – ФОТ=45%, ФМО=55%
школы-интернаты всех видов – ФОТ=40%, ФМО=60%
дошкольные учреждения – ФОТ=40%, ФМО=60%
учреждения доп образования – ФОТ=50%(60%), ФМО=50%(60%)
учреждения нач образ-я – ФОТ=30%, ФМО=70%
учреждения ср образ-я – ФОТ=40-45%, ФМО=60-55%
объем неэф-х расходов в связи с низкой наполняемостью классов:
В современных соц условиях важной задачей явл-ся реализация бюджетной политики, ориентированной на результат.
В наст момент времени являя-ся важным опр-е кол-х и кач-х показателей оценки деят-ти школы.
К производственным показателям относятся: кол-во педагогического персонала, имеющих степень доктора, кандидата, учителей высшей квалификации на 1 ученика, кол-во медалей га 1 ученика, кол-во учеников, поступ-х в ВУЗы на 1 ученика по профилю школы, кол-во победителей олимпиад на 1 ученика.
|
|
К финн показателям относятся: з/пл на 1 ученика, начисления на 1 ученика, ком услуги на 1 ученика, транспорт, связь на 1 ученика, прочие расходы на 1 ученика, приобретение методической лит-ры на 1 ученика, увеличение стоимости МЗ на 1 ученика.
Все эти показатели есть в смете расходов.
Ресурсы выделяют той школе, кот работает лучше (- политика, ориентированная на результат).