Социальная коммуникация, социальное время и социальное пространство

Свойства коммуникации, типы коммуникации.

Св-ва(Соколов):

1. В качестве участников коммуникации выступают два субъекта, которыми могут быть: отдельный человек или группа людей, вплоть до общества в целом, а также животные (зоокоммуникация). Согласно этому признаку из понятия коммуникации исключается взаимодействие неодушевленных объектов;

2. Обязательно наличие передаваемого объекта, который может иметь материальную форму (книга, речь, жест, милостыня, подарок и т.д.) или не иметь ее. Например, коммуникант может неосознанно воздействовать на реципиента, внушая ему доверие, симпатию, антипатию, любовь. Вырожденная форма коммуникации – общение человека с самим собой (внутренняя речь, размышления, воспоминания и т.п.).

3. Коммуникации свойственна целесообразность, или функциональность, поэтому бред – не коммуникационный акт. Целесообразность может проявляться в трех формах:

3.1. Перемещение материального объекта в геометрическом пространстве из пункта А в пункт В – в этом заключается цель транспортной или энергетической коммуникации;

3.2. Цель взаимодействующих субъектов заключается не в обмене материальными предметами, а в сообщении друг другу смыслов, обладающих идеальной природой. Носителями смыслов являются знаки, символы, тексты, имеющие внешнюю, чувственную воспринимаемую форму, и внутреннее, постигаемое умозрительно содержание;

3.3. Элементарная схема коммуникации пригодна для генетической связи «дети – родители». Как известно, эта связь осуществляется посредством генетической информации (передаваемый объект), представляющей собой особым образом закодированную программу воспроизводства (биосинтеза, репликации) определенного организма. В данном случае цель коммуникации заключается в передаче этого образа от поколения к поколению, допустим, передача «лошадности» от лошади к жеребенку.

Типы коммуникаций:

I. Материальная (транспортная, энергетическая, миграция населения, эпидемии и др.);

II. Генетическая (биологическая, видовая);

III. Психическая (внутриличностная, автокоммуникация);

IV. Социальная (общественная).

Социальная коммуникация есть движение смыслов в социальном времени и пространстве.

Социальное пространство – это интуитивно ощущаемая людьми система социальных отношений между ними.

Социальные отношения: родственные, служебные, соседские, случайные знакомства и т.д.
Социальное время – это интуитивное ощущение течения социальной жизни, переживаемое современниками. Зависит от интенсивности социальных изменений. Если событийный ряд скуден, социальное время течет медленно; если событий много, время ускоряется.

Социальные смыслы (знания, эмоции, стимулы) обладают свойством старения, т.е. утрачивают ценность со временем, измеряемым скоростью общественных преобразований.

Смыслы устаревают потому, что появляются новые, более актуальные смыслы, завладевающие вниманием общества. Поэтому одни смыслы, например, математические теоремы, сохраняют свою ценность веками, а другие, например, прогнозы погоды на завтра, послезавтра никого не интересуют.

Движение смыслов в социальном времени – это длительность сохранения смыслами своей ценности.

Изучать социальную коммуникацию как движение смыслов в социальном пространстве и времени это значит изучать, как знания, умения, эмоции, стимулы доходят до реципиентов и понимаются ими, а также как долго эти смыслы сохраняют свою ценность для общества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: