Сценарии как программы социального взаимодействия. Коммуникация в процессе реализации сценария. Примеры реализации сценариев

Игра с точки зрения трансактного анализа. Современные социальные, экономиечские и политические игры через призму трансактного анализа.

Игра в ТА – это серия трансакций, которая заканчивается, по меньшей мере, тем, что один из игроков чувствует себя плохо или чувствует себя уязвленным, задетым.

Подначка + уловка Þ ответ, переключение, удивление, расплата.

Подначка – это «наживка», чтобы «подцепить» другого;

«Уловка» – это психологическая трещинка в человеке, который позволяет себя «зацепить»;

«Переключение» – это переход из одного эго-состояния в другое;

Последовательность игры:

1. Прямое сообщение: «Мне так было неудобно перед гостями за наше заднее крыльцо!» (Секретное сообщение: «Почему ты до сих пор не покрасил крыльцо? Ты никогда не делаешь того, что я прошу!»)

2. Прямой стимул: «Я покрашу для тебя заднее крыльцо».

3. Секретное сообщение. (Человек откладывает покраску, «Продолжай "пилить" меня»). Ответ на секретное сообщение. («Почему ты до сих пор не покрасил крыльцо?»)

4. Расплата. Человек злится, грустит, беспокоится, чувствует себя виноватым и, таким образом, молча дает оценку себе и другим, которая укрепляет его жизненную позицию, формулируемую в терминах «Я в порядке» или «Я не в порядке» и «Ты в порядке» или «Ты не в порядке».(«Я злюсь. Она всегда меня критикует. Пожалуй, мне никогда не угодить ей»).

Драматический треугольник: спаситель→жертва→преследователь(и все по кругу).

Сценарий — это план жизни, составленный в детстве, бессознательные жизненные планы.

Сценарий выбирается ребёнком на основе предложенных родителями и обществом.

Ребенок составляет определенный план своей жизни, а не просто формирует основные взгляды на жизнь. Этот план жизни составляется в форме драмы, имеющей четко обозначенное начало, середину и конец.

Заключительная сцена имеет название Расплаты за сценарий. При проигрывании человеком собственного сценария, он бессознательно избирает поведение, которое приблизит его к расплате за сценарий.

Ребенок сам принимает решение о своем плане жизни, выборе сценария без тщательного обдумывания, что свойственно принятию решений взрослыми людьми. Решения принимаются на основании чувств и способов тестирования реальности.

Мать своим двум сыновьям: «Вы оба попадете в психушку!!!»

Один становится хроническим психиатрическим больным, другой психиатром.

  1. Жизнями людей обычно управляет сценарий.
  2. Сценарий – это план жизни.
  3. Сценарий всегда ведет к расплате.
  4. Человек сам принимает решение о сценарии.
  5. Сценарий подкрепляется родителями.
  6. Сценарий лежит вне пределов осознания.
  7. Человек искажает реальность с целью «оправдания» реальности.
  8. Сценарий обязан своим появлением детскому ощущению беспомощности и угрожающей опасности.
  9. Взрослея, человек способен сознательно изменить способ реагирования и выйти из сценария.

Виды сценариев:

  1. Сценарий Победителя:

«Победитель» определяется как тот, «кто достигает поставленной перед собой цели. Под «победой» понимается также то, что поставленная цель достигается легко, свободно и счастливо. Если в детстве человек решил стать выдающимся генералом или политическим деятелем и, в конце концов, достиг этого, получив общественное признание, то человек – победитель. Если же он решил стать миллионером, то будет победителем, если станет счастливым и спокойным миллионером. Если человек решил стать отшельником, без гроша за душой и станет им, счастливо существую в своей келье, то он тоже победитель. «Победа» всегда соотносится с целями, которые каждый себе поставил.

2. Сценарий Побежденного (Жертвы):

Побежденный (Жертва), наоборот, это «человек, который не достигает поставленной цели». И опять дело заключается не в самом достижении или чем-то еще, а в степени сопутствующего комфорта. Если человек решил стать известным генералом, пошел в армию и с позором был оттуда выгнан, он Побежденный (Жертва). Если его политическая карьера закончилась скандалом, в результате которого его выгнали со службы, он Побежденный (Жертва). Он будет также Побежденным, если решил стать миллионером, а закончил нищим отшельником. Ели он решил стать миллионером, стал им, но постоянно чувствует себя несчастным из-за язвы желудка или напряженной работы, он также является Побежденным. Если он стал отшельником и постоянно жалуется на нищету, пустоту и отсутствие общения, он тоже Побежденный.

Степени Побежденного:

Сценарий 1 степени – это сценарий, в котором неудачи и потери человека не настолько серьезны, чтобы их не обсуждать в обществе. Сценарий 2 степени – ведет к неприятным чувствам, которые достаточно серьезны, чтобы их считать приемлемыми для разговора в обществе.

Сценарий 3 степени приводит к смерти, увечью, серьезной болезни или суду.

3. Сценарий Не-победителя:

Человек, имеющий сценарий «Не-победителя» представляет собой «золотую середину». День ото дня он терпеливо несет свою ношу, немного при этом выигрывая и не сильно проигрывая. Такой человек никогда не рискует. Поэтому такой сценарий часто называют банальным.

Предписания.

Жизненный сценарий состоит из нескольких решений, которые принимаются ребенком в ответ на сценарные послания, о себе, других людях и о жизни, которые в основном исходят от родителей ребенка.

Вербальные сценарные послания могут передаваться в форме прямых указаний (приказов): «Не мешай мне! Делай, что тебе говорят! Быстрей! Не капризничай! Если вначале у тебя что-то не получается, пытайся еще и еще!».

В других случаях ребенку могут говорить не то, что он должен делать, а то, кем он является. Такие послания называются оценочными. «Ты глупый!», «Моя маленькая девочка!», «Ты ничего не добьешься!», «Ты кончишь в тюрьме!», «Ты хорошо читаешь!».

Предписания – сообщения от родительского эго-состояния Ребенок, передаваемые изнутри обстоятельств собственных родительских недугов: несчастья, беспокойства, гнева, растерянности, тайных желаний.

Не делай.

Не будь.

Не сближайся.

Не будь значимым.

Не будь ребенком.

Не взрослей.

Не добейся успеха.

Не будь собой.

Не будь нормальным.

Не будь здоровым.

Не принадлежи.

Контрсценарий — некая последовательность действий, приводящих к «избавлению» от сценария. Как и сценарий, контрсценарий закладывается родителями, однако с использованием другого эго-состояния: сценарий закладывается Ребёнком родителя, в то время как контрсценарий — Родителем родителя. К примеру, для сценария «Ты должна страдать» контрсценарием может стать «Твоя жизнь наладится, если ты удачно выйдешь замуж».

Контрсценарий формулируется обратными предписаниями: "будь сильным", "старайся","делай все на отлично", "спеши","радуй меня".


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: