double arrow

Толпа как адресат коммуникации. Теория толпы Сержа Московичи. Актуальность теории Сержа Московичи в анализе современных социо-политических процессов в регионе по выбору

Микрокоммуникация на массовом уровне. Авторитаризм как форма коммуникации субъекта и массы. Современные формы авторитаризма.

Авторитаризм (от лат. auctoritas — власть, влияние) деспотическое управление массами подвластных людей (абсолютизм, тирания).

Виды авторитаризма:

  1. Традиционные абсолютистские монархии (Эфиопия до 1974 г., Непал до 2007 г., Марокко, Саудовская Аравия и другие).
  2. Традиционные авторитарные режимы олигархического типа. Характерны для стран Латинской Америки (Гватемала, Куба до 1959 г. Никарагуа до 1979 г. и другие).
  3. Гегемонистский авторитаризм новой олигархии (примеры: Камерун, Тунис, Филиппины при Ф. Маркосе в 1972—1985 гг.).
  4. Страны «социалистической ориентации» со всеми особенностями восприятия социализма, его типов, эгалитаристских традиций собственной культуры и так далее (Алжир, Бирма, Гвинея, Мозамбик, Венесуэла, Танзания и другие).
  5. Военные режимы (режим Г. А. Насера в Египте, Х. Перона в Аргентине, авторитарные режимы в Ираке, Перу и другие).

Авторитаризм основан на главенстве одной личности.

Тоталитаризм – лидера выдвигает правящая элита.

Признаки авторитарного общества:

  1. сосредоточение власти в руках одного человека или группы. Носителем власти может быть харизматический лидер, монарх или военная хунта. Как и при тоталитаризме, общество отчуждено от власти, отсутствует механизм ее преемственности. Элита формируется путем назначения сверху;
  2. права и свободы граждан ограничены главным образом в политической сфере. Законы преимущественно на стороне государства, а не личности;
  3. в обществе доминирует официальная идеология, но проявляется терпимость по отношению к другим идейным течениям, лояльным к правящему режиму;
  4. политика монополизируется властью. Деятельность политических партий и оппозиции запрещена или ограничена. Профсоюзы подконтрольны власти;
  5. государственный контроль не распространяется на неполитические сферы — экономику, культуру, религию, частную жизнь;
  6. обширный государственный сектор жестко регламентируется государством. Как правило, он функционирует в рамках рыночной экономики и вполне уживается с частным предпринимательством. Экономика может быть как высокоэффективной, так и малоэффективной;
  7. осуществляется цензура над средствами массовой информации, которым разрешается критика отдельных недостатков государственной политики при сохранении лояльности по отношению к системе;
  8. власть опирается на силу, достаточную, чтобы в случае необходимости принудить население к повиновению. Массовые репрессии, как при тоталитаризме, не проводятся;
  9. при положительных результатах деятельности режим может поддерживаться большинством общества. Меньшинство борется за переход к демократии. Гражданское общество может существовать, но зависит от государства;
  10. режиму свойственны унитарные формы государства с жесткой централизацией власти. Права национальных меньшинств ограничены.

1. Толпа в психологическом смысле является человеческой совокупностью, обладающей психической общностью, а не скоплением людей, собранных в одном месте.

2. Индивид действует, как и масса, но первый – сознательно, а вторая – неосознанно. Поскольку сознание индивидуально, а бессознательное - коллективно.

3.Толпы консервативны, несмотря на их революционный образ действий. Они всегда кончают восстановлением того, что они низвергали, т.к. для них, как и для всех, находящихся в состоянии гипноза, прошлое гораздо более значимо, чем настоящее.

4. Массы, каковы бы ни были их культура, доктрина или социальное положение, нуждаются в поддержке вождя. Он не убеждает их с помощью доводов рассудка, не добивается подчинения силой. Он пленяет их как гипнотизер своим авторитетом (обаянием).

5.В целях управления массами (партией, классом, нацией и т.д.) политика должна опираться на какую-то высшую идею (революции, Родины и т.д.), которую внедряют и взращивают в сознании людей. В результате такого внушения она превращается в коллективные образы и действия.

6.Пропаганда (или коммуникация) имеет иррациональную основу, коллективные убеждения и инструмент – внушение на небольшом расстоянии или на отдалении. Большая часть наших действий является следствием убеждений. Критический ум, отсутствие убежденности и страсти является двумя препятствиями к действию. Внушение может их преодолеть, именно поэтому пропаганда, адресованная массам, должна использовать язык аллегорий – энергичный и образный, с простыми и повелительными формулировками.

«Взятый в отдельности, каждый из нас, в конечном счете, разумен, взятые же вместе, в толпе, во время политического митинга, даже в кругу друзей, мы все готовы на самые последние сумасбродства». Серж Московичи

Толпа всегда имеет разрушительное, а не созидательное начало. Организация превращает натуральные толпы в толпы искусственные. Коммуникация делает из них публику.

«Организация поднимает интеллектуальный уровень людей, находящихся в массе. Коммуникация понижает его, погружая их в толпы на дому». Серж Московичи

Будем ли мы разрозненны или сконцентрированы, собраны на стадионе, на площади вокруг вождя или же уединены в нашей квартире, слушая радио, погруженные в чтение газеты, приклеенные к экрану телевизора, наше психологическое состояние одинаково – сопротивление разуму, подчинение страсти, открытость для внушения.

«Одним словом, мы будем оставаться "сомнамбулами", очарованными авторитетом вождей, готовыми им подчиняться и склонными им подражать…. От коллективного влияния, производимого вождями, поскольку это всегда нужно там, где они находятся, совершается переход к влиянию вождей, которые действуют, как гравитация, там, где их нет». Серж Московичи

Разница между этими двумя типами внушения, внушение вблизи и внушение на расстоянии, объясняет различие между толпами и публиками. В толпе имеет место физический контакт, во вторых – чисто психическая связь.

Взаимные влияния, которые в физических общностях проистекают от близости тел, звука голоса, возбуждения и воздействия взгляда, в публике возможны благодаря общности чувств и мыслей, поэтому толпы быстрее действуют и реагируют, а публики же в этом отношении умереннее. Таким образом, толпы соотносятся с публиками, как общественное тело с общественным духом.

Анализ региона по выбору – Российская Федерация.

Анализ содержания и тенденций политических процессов в современной России позволяет утверждать, что в XXI веке они останутся важнейшими факторами развития и организации общества Современная Россия - страна, в историческом движении которой сталкиваются традиции и новаторство, противоречия собственного развития и глобальные проблемы В последнее десятилетие XX века российское общество сделало выбор в пользу демократии, что потребовало решения проблем механизма ее реализации, становления новых демократических институтов, формирования сознательного и активного сообщества граждан, превращения их в участников политической власти Структуризация российских политических процессов на постсоветском пространстве осуществляется сложным и противоречивым путем, проходя этапы становления и стабилизации новой политической системы Возрастает значение взаимодействия федеральных, региональных и местных политических институтов В их функционирование вовлекаются различные группы населения, происходит институционализация все более широкого круга политических и социальных интересов людей Содержание политических процессов конца прошлого и начала нового века - это позиционирование России в международных политических отношениях, укрепление и развитие основ федерализма, выстраивание отношений между федеративным Центром и региональными органами власти, создание правовой и политической систем, адекватных потребностям рынка, капитализации общественных отношений, адаптация населения страны к происходящим переменам

Отличительной характеристикой российской политической динамики стала наметившаяся в 90-е годы десоциализация политики, расхождение политических и социальных процессов Это создало проблемы в становлении демократической политической системы - правового государства, многопартийной системы, института свободных и честных выборов, паритетных отношений федеральных и региональных органов власти, а также - в формировании гражданского общества Обладая огромными финансовыми, идеологическими, военными ресурсами, российская власть сосредоточивает в своих руках рычаги политического контроля над обществом, чему способствует и организационное укрепление политических партий и общественно-политических движений и объединений, и реформа местного самоуправления В формируемом соотношении политических сил на первое место выходит государство как мегакорпорация Оно преследует в политических процессах цели концентрации власти и управления В ежегодных выступлениях перед Федеральным Собранием Президент В В

Пугин подчеркивает значение укрепления российской государственности как фактора, обеспечивающего дальнейшее решение проблем стабилизации Важнейшим направлением политических процессов в начале нового века становится переход от стабилизации к устойчивому развитию, выходу России в число развитых стран Для этого необходимо глубокое взаимодействие всех составляющих политических процессов, выражающих социальные интересы различных социальных групп, преодоление негативных последствий предыдущих эпох и создание механизма разрешения накопленных и продолжающих формироваться противоречий между государством и личностью, властью и обществом Углубляющаяся дифференциация интересов современного российского общества получает неоднозначное и неравновесное выражение в российских политических процессах Формирующиеся политические институты ориентированы на выражение интересов одной, немногочисленной, но обладающей основными экономическими ресурсами группы Интересы же большинства населения институционализируются слабо, вновь образуемые политические структуры и институты гражданского общества не обладают каким-либо значительным влиянием

Отношения, которые складываются между представителями российской элиты, свидетельствуют о продолжающемся распределении сфер влияния на федеральном и региональном уровнях


13.Роль вождя во взаимодействии с массой. Анализ одной из фигур вождей XX столетия по выбору.

«Толпы или публики, любые типы группирований, в целом созданы и ведомы вождем. Как только наблюдается объединение людей, которые одновременно воспринимают идею, воодушевляются и направляются к одной цели, можно утверждать, что некий агитатор или предводитель выступает своего рода ферментом и вожаком их деятельности».

Вожди должны выполнять миссию. Без них массы, род человеческий не могут ничего создать и даже выжить. Сейчас вожди наделяются чрезвычайной миссией.

«Они слывут долгожданными мессиями, пришедшими вести свой народ к земле обетованной. И, несмотря на предостережения некоторых светлых умов, масса видит себя в них, узнает и как бы обобщает себя в них. Она их боготворит и прославляет подобно сверхчеловекам, наделенным всемогуществом и всевидением, которые умеют служить людям, владычествуя над ними. Их могущество, родившееся поначалу под давлением обстоятельств, затем для удобства видоизмененное, принимает в конце концов вид системы. Эта система работает автоматически и универсально. Таким образом, в недрах большого общества само собой формируется сообщество авторитетных вождей, малое, но более энергичное и волевое. И ему не составляет никакого труда управлять миром без его ведома».

Сила, воздействующая на толпу – авторитет вождя.

В авторитете слиты два качества вождя: его сияющая убежденность и упрямая отвага.

Для психологии толп авторитет составляет условие всякого могущества. Различаются две значимые категории авторитета в зависимости от их происхождения: авторитет должности и авторитет личности.

Единственным авторитетом, которым можно воздействовать на массы, становится авторитет личности, но авторитет должности придает ему столь необходимое законное основание.

«Осанка, точный и повелительный стиль речи, простота суждений и быстрота решений – вот главные составляющие воспитания вождей. Поскольку речь идет о толпах, нужно добавить способность уловить и передать эмоцию, привлекательность манер, дар формулировки, которая производит эффект, вкус к театральной инсценировке – все, что предназначено для разжигания воображения. Примененные разумно, эти правила порождают подражание, возбуждают восхищение, без которого нет управления. Кроме того, авторитет, понятый таким образом, действует, только если вождь, как чародей или гипнотизер, сумеет сохранить определенную дистанцию, окружить себя покровом тайны и саму свою манеру сделать фактором успеха».

Чего ищет вождь в толпе? Чего от нее желает?

«Желание авторитета, пробужденного в них всемогуществом верований, которое в итоге их изменяет ».

Желание авторитета проявляется в желании известности. В связи с этим вождь не может быть анонимным.

«Ни один вождь не обладает подлинной властью, если никто его самого не ассоциирует с его именем.… Быть именем и сделать себе имя ничего не значит для разума, но значит все для эмоций. Это уверенность в продолжении – во славе или бессмертии – и наиболее ощутимый знак обладания властью и господством над другими. Стать образцом для них и центром внимания. Одним словом, проникнуть в их "Я" и господствовать над их воображением".

Без признания толп ни один вождь ничего не значит, вот почему все вожди зависят от толпы, что определяет их внушающую силу.

Они обязаны верить тому, чему верит она, видеть то, что видит она.

Каждый может отождествляться с их решениями и понимать их с первого слова и без колебаний. После этого они становятся великолепными зеркалами толпы, и она отражается в них в той же степени, как они в ней.

«Если мы принимаем первый [ответ] ( т.е. репрессии ), мы обращаемся к внешним основаниям: неприкрытое силовое давление полицейского аппарата, партий, администрации и т.д…. Второе решение ( т.е. восхищение ) противостоит первому… Оно предполагает внутреннее основание: стремление, психологическую потребность любить, подражать, подчиняться существу более сильному, от которого мы ждем указаний и защиты. Эта естественная склонность делает нас восприимчивыми к его внушающему воздействию, и мы его принимаем за свои желания».

Потребность восхищаться не является психической потребностью индивида. Будучи один, он ее не ощущает, и не обнаруживает. Он рождается действительно свободным в полном смысле этого слова. Зато в массе эта потребность проявляет себя.

На чем основывается восхищение?:

  1. Почтение, которым толпы окружают своего вождя.
  2. Неистовство, с которым они отбивают любую атаку, любую критику, направленную против его персоны.
  3. Удовлетворенное послушание, оно ведет к подчинению решениям и приказам, такому, что не требует значительной силы или чрезмерного принуждения.

Где же формируется эта потребность в восхищении, каковы ее причины?

Именно отец является прообразом любого типа вождей, ключом тех чувств, которые мы к ним испытываем.

«Даже в обществах наиболее элитарных односторонность и необратимость, о которых идет речь, всегда существуют на основе социальных институций в семье. Поскольку отец есть и всегда будет первым властелином, первым священником, первым образцом для сына. Любое общество даже сегодня начинается с этого».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: