double arrow

Обучение метанию

Метание – ациклическое скоростно-силовое упражнение. Представлено собственно метанием и подготовительными упражнениями (катание, подбрасывание с ловлей и без ловли, перебрасывание с ловлей и без ловли шаров, мячей, обручей, мешочков с песком, шишек, палочек, снежков и др.).

Упражнения с мячом отличаются динамичностью, эмоциональностью, возможностью варьировать действия и ассоциируются с игрой. Приобретаемые специфические навыки подводят к метанию.

Подготовительные упражнения выполняют уже с 3-4 месяцев (брать и удерживать предметы двумя и одной рукой. В 9-12 месяцев ребенок умеет бросать игрушки вперед, на втором году жизни учим собирать большие и малые мячи, складывать их, передавать, толкать мяч, подвешенный на уровне груди, затем обучаем катанию (прокатыванию, скатыванию) мячей.

Сложность упражнений в катании зависит от:

- поставленных задач;

- величины мяча (3-8см, 10-18см, 20см и >);

- расстояния до ориентира;

- техники выполнения (способов выполнения);

- положения тела (сидя, стоя, в наклоне, в приседе, в выпаде, стоя на коленях, стоя с опорой на одно колено).

Показ упражнений выполняется в таком положении, чтобы видно было всем детям (мяч прокатывать «по коридору») (рис. 1):

При обучении катанию акцент ставится на 3 момента:

- как держать?

- как прицелиться?

- как оттолкнуть?

Выполнять упражнения 1-2 раза по указанию (все вместе). Корректировать движения отдельной пары (одного ребенка) не прерывая остальных.

Осуществлять контроль за дыханием («Посмотри, ровно ли катится мяч?»).

Для катания с попаданием в цель удобно стоять на колене (носок выпрямить, нога опирается на всю ступню).

Обучение подбрасыванию мяча выполняется по следующему программному содержанию.

В младших группах: двумя руками без ловли, подбрасывание и ловля после отскока, подбрасывание двумя руками с ловлей, подбрасывание одной рукой и ловля двумя (для достижения результата нужно смотреть на мяч).

В средней группе к ранее изученным движениям добавляется несложное движение между броском и ловлей (хлопнуть в ладони, дотянуться до колен, развернуть ладони).

В старших группах осваиваемые упражнения в подбрасывании направлены на развитие физических качеств: ловкости (упражнения из разных исходных положений), быстроты (хлопнуть в ладоши несколько раз), координации к ритму и освоению движений левой и правой рукой.

Обучение броскам об пол и ловле выполняется: из исходного положения ноги врозь, поднять руки вверх, с силой ударить мяч об пол.

В младших группах – «чистые» броски.

В средней и старших группах – с промежуточными движениями между броском и ловлей. Использовать подводящие упражнения к ведению мяча (в момент падения после отскока от пола, мяч ловить на подставленную ладонь). Выполнять - броски одной и ловлю другой рукой (вначале с паузами, затем слитно), упражнения в отбивании мяча.

При обучении перебрасыванию и ловле мяча нужно обращать внимание на:

- захват мяча;

- силу замаха;

- траекторию полета

в соответствии со способами бросания: снизу, от груди, от плеча, сбоку, сзади из-за головы.

При выполнении этого упражнения выделяются фазы: подготовка, прицеливание, бросок. Мяч труднее ловить, чем бросать, при обучении акцентировать внимание на постановку рук, зажимая с двух сторон ладонями (не прижимая к груди) или «чашечкой», подставляя руки под мяч (пальцы расставлены).

В младших группах выполняют прицельные броски.

В старших – учить «обманным движениям», для того чтобы тот, кто ловит сделал выпад вперед, в сторону, присел, подбежал, наклонился; учить работе двумя и одной рукой.

Ведение мяча на месте и в движении осваивается со средней группы (в более младшем возрасте можно обучать, но с мячами меньшего размера).

Особенности техники выполнения ведения мяча: ударять по мячу нужно, когда он летит от пола вверх (встречать, а не догонять мяч) раскрытой ладонью, со слегка согнутыми пальцами (не шлепать, а давить на мяч). Учить ведению правой и левой рукой, стоя на месте, с продвижением вперед, с поворотами вокруг себя, по кругу, с обведением предметов.

В старших группах – обучать ведению мяча не только перед собой, но и сбоку.

Упражнения в ведении являются простыми («школа мяча»), так как осуществляются рукой под контролем зрения.

Метание – согласованные движения рук, туловища, ног, завершенные, точные (ациклического типа).

Различают метание - на дальность и в цель. Вертикальную (на разной высоте) и горизонтальную (на плоскости): обручи, ящики, мячи, щиты, деревья, снежные постройки, движущиеся предметы и т.д. (рис.2).


Сейчас читают про: