double arrow

Валютный рынок в сфере внешнеэкономической деятельности

Валютный рынок и внешнеэкономическая деятельность связаны самым непосредственным образом. Внешнеэкономическая деятельность проявляется в экспорте и импорте товаров и услуг, в совершении сделок по купле-продаже иностранной валюты, в обмене интеллектуальной деятельностью и т.д.

Отношения в области внешнеэкономической деятельности, связанные с экспортом и импортом товаров и услуг и результатов интеллектуальной деятельности, регулируются комплексно: с помощью норм гражданского, валютного, таможенного, налогового и другого законодательства. Валютное законодательство предусматривает осуществление контроля за поступлением валютной выручки на валютный рынок государства с целью защиты экономических интересов Российской Федерации. Другими словами, цель валютного регулирования внешнеэкономических отношений - обеспечить полное и своевременное поступление иностранной валюты при экспорте и импорте товаров, услуг и результатов интеллектуальной деятельности в Российскую Федерацию. Основными правовыми актами, служащими такой цели, являются Закон о валютном регулировании, Таможенный кодекс РФ, КоАП РФ, Указы Президента РФ от 14 июня 1992 г. N 629 "О частичном изменении порядка обязательной продажи части валютной выручки и взимания экспортных пошлин"; от 6 марта 1995 г. N 245 "Об основных принципах осуществления внешнеторговой деятельности в Российской Федерации", постановление Совета Министров - Правительства РФ от 6 марта 1993 г. N 205 "Об усилении валютного и экспортного контроля и о развитии валютного рынка", Инструкция Банка России N 86-И и ГТК РФ N 01-23/26541 от 13 октября 1999 г. "О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров", Инструкция Банка России N 91-И и N 01 -11/28644 от 4 октября 2000 г. "О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью оплаты резидентами импортируемых товаров".

При экспорте и импорте товаров российские предприниматели заключают договоры (контракты) содержащие валютно-финансовые условия о цене товара, способе (форме) и валюте платежа (валюте долга, страховании валютного риска и др.).

При экспорте товаров российский предприниматель должен не только заключить контракт со своим контрагентом, но и вступить в определенные отношения с уполномоченным банком, в котором у него открыт валютный счет, а также с таможенными органами, осуществляющими контроль за прохождением товаров через границу Российской Федерации.

По каждому заключенному контракту предприниматель-экспортер оформляет в уполномоченном банке Паспорт сделки, содержащий сведения о внешнеэкономической сделке, необходимые для валютного контроля. Для оформления Паспорта сделки экспортер предъявляет оригинал и копию контракта, на основании которого был составлен Паспорт сделки. Если условиями контракта предусматривается осуществление операции, связанной с движением капитала, для проведения которой требуется разрешение Банка России, экспортер обязан предоставить уполномоченному банку копию соответствующего разрешения. Паспорт сделки подписывается экспортером и уполномоченным банком, в котором для экспортера открыт транзитный валютный счет и на который в последующем должна поступить вся валютная выручка, полученная от контрагента-нерезидента. Подписание Паспорта сделки означает для экспортера и уполномоченного банка принятие на себя определенных обязанностей. Банк принимает контракт на расчетно-кассовое обслуживание и выражает согласие на выполнение функции агента валютного контроля за поступлением валютной выручки от экспорта товаров по этому контракту. В свою очередь экспортер обязуется обеспечить полное соответствие сведений, указанных в Паспорте сделки, условиям контракта и зачисление в полном объеме и в установленные сроки выручки от экспорта товаров по контракту на транзитный валютный счет. В частности, уполномоченный банк имеет право отказать в подписании сделки, если будет установлено:

несоответствие данных, содержащихся в контракте, сведениям, указанным в Паспорте сделки;

несоответствие предусмотренных контрактом валютных операций требованиям действующего законодательства РФ;

отсутствие в контракте условий, предусматривающих зачисление выручки на счет экспортера в уполномоченном банке, и др. (п.3.9 вышеназванной Инструкции N 86-И).

Помимо экспортера и уполномоченного банка в отношении по валютному регулированию и контролю экспортных операций участвуют таможенные органы. Они принимают экспортные товары к таможенному оформлению только при предъявлении в дополнение к грузовой таможенной декларации и прочим документам, предусмотренным таможенным законодательством, ксерокопии Паспорта сделки, подтвержденной подписью лица, имеющего право первой подписи по счету экспортера, и оттиском круглой печати экспортера. Таможенные органы проверяют соответствие данных, содержащихся в Паспорте сделки, данным, заявленным в грузовой таможенной декларации, условиям контракта. При отсутствии расхождений и выполнении всех иных требований таможенного законодательства РФ должностное лицо таможенного органа ставит подпись на ксерокопии Паспорта сделки и заверяет ее своей личной номерной печатью, что позволяет таможенным органам осуществить выпуск товара за пределы Российской Федерации.

Экспортер в течение 15 календарных дней с даты принятия решения о выпуске товаров представляет в уполномоченный банк оформленную согласно требованиям ксерокопию грузовой таможенной декларации. По каждому контракту, в соответствии с которым оформлен Паспорт сделки, банк ведет учет операций, связанных с поступлением в пользу экспортера или переводом экспортером нерезиденту денежных средств в иностранной валюте или валюте РФ.

Валютное законодательство предусматривает ответственность экспортера и уполномоченного банка за нарушение правил валютного контроля за поступлением в Россию валютной выручки от экспорта товаров. Такая ответственность может быть применена на основании КоАП РФ (ст.15.25 "Нарушение валютного законодательства"), а также Закона о Банке России и Закона о валютном регулировании.

Иностранная валюта является средством платежа по импортным контрактам, и, может уплачиваться с банковского счета импортера, в том числе вперед, в форме авансового платежа, когда еще не поставлен товар на территорию России, может оплачиваться выданным импортером простым или переводным векселем, выраженным в иностранной валюте или в валюте РФ.

Передача товаров, импортируемых по контракту на территорию Российской Федерации, возврат уплаченного импортером аванса или предварительной оплаты, а также иные платежи по контракту в пользу импортера могут быть осуществлены как нерезидентом, являющимся стороной по контракту, так и иным нерезидентом.

Базовым документом валютного контроля при импорте товара является Паспорт импортной сделки. Его оформляет предприниматель-импортер в уполномоченном банке, в котором у него открыт валютный счет и в котором осуществляются расчеты за импортируемые по контракту товары. Предприниматель-импортер представляет вместе с Паспортом импортной сделки копию контракта, заверенную в установленном порядке, а также заверенные копии разрешений на осуществление валютных операций, полученные импортером, в случаях, когда в соответствии с законодательством РФ осуществление валютных операций, предусмотренных условиями контракта, требует получения соответствующих разрешений.

Уполномоченный банк подписывает Паспорт импортной сделки и тем самым принимает на себя обязанность агента валютного контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые по контракту товары.

Таможенное оформление товаров, ввезенных по контракту и помещаемых под таможенные режимы, осуществляется при условии представления в таможенный орган одновременно с грузовой таможенной декларацией ксерокопии Паспорта сделки. Таможенные органы проверяют соответствие данных в Паспорте импортной сделки сведениям в грузовой таможенной декларации, условиям контракта и другим имеющимся в их распоряжении документам, после чего подписывают документы, скрепляют их печатью, а ксерокопии оставляют для хранения в делах таможенного органа.

Обмен всеми документами между уполномоченным банком импортера и таможенным органом осуществляется в электронном виде, преимущественно по телекоммуникационным каналам.

За нарушения требований валютного законодательства и иных правовых актов импортеры, а также уполномоченные банки как агенты валютного контроля несут ответственность, предусмотренную Кодексом РФ об административных правонарушениях, Таможенным кодексом РФ, Законом о валютном регулировании, Законом о Банке России, а также иными правовыми актами РФ.

Краткие выводы

1. Понятие валютного рынка является экономическим понятием. С правовой точки зрения требуется законодательное закрепление понятия "валютный рынок" и определение его признаков, свойств, особенностей функционирования.

В процессе познания категории "валютный рынок" обращаются к различным аспектам рыночной экономики. Валютный рынок - важный сегмент финансового рынка, он обеспечивает своевременное осуществление международных расчетов, регулирование валютных курсов, взаимосвязь всех финансовых рынков, способствует проведению валютной политики государства. В то же время чтобы стать профессиональным участником валютного рынка, необходимо познать не только экономические законы его деятельности, но и правовые составляющие, как-то: получение специальных разрешений (лицензий) на участие в его деятельности (например, для уполномоченного банка требуется специальная лицензия Банка России), приобретение соответствующего статуса (например, члена Секции валютного рынка).

2. Заслуживает более пристального внимания инфраструктура валютного рынка: правовое положение его субъектов (предпринимателей), государства, других участников; процедура и способы функционирования валютного рынка как целостного механизма рыночной экономики. В связи с этим следует обратить внимание на то, что в валютном законодательстве, в отличие от биржевого, нет никаких установлений, касающихся понятий профессионального участника валютного рынка, валютных контрактов и правил их заключения и др. Предприниматель, каковым является гражданин, получивший статус предпринимателя в результате государственной регистрации, а также коммерческая организация и некоммерческая организация при условии ведения ею предпринимательской деятельности, соприкасается с валютным рынком в широком понимании его значения, если осуществляют куплю-продажу иностранной валюты, расчеты в иностранной валюте в связи с экспортом и импортом товара и т.д. На внутреннем валютном рынке в узком понимании - как в официальном центре, где совершается купля-продажа валюты по курсу, формирующемуся под влиянием спроса и предложения, предприниматель выступает как профессиональный участник торгов, являясь акционером или членом межбанковской валютный биржи, или иным образом получает право на официальное участие в торгах.

3. Обращает на себя внимание проблема понятия валютной операции и квалификация валютной операции в качестве текущей или операции, связанной с движением капитала. Наибольшее количество судебных споров возникает именно по этой проблеме. Суду, в частности, приходится рассматривать вопрос о нарушении валютного законодательства, если валютная операция совершалась предпринимателем без специального разрешения (лицензии).

Споры в основном касаются понятия валютных операций и их лицензирования, полномочий органов валютного контроля на взимание штрафов и взыскание всего полученного по сделке в доход государства и других мер ответственности при нарушении валютного законодательства.

В целях квалификации валютных операций в качестве текущих или связанных с движением капитала следует принимать во внимание не только формальные нормы закона, но и заложенные в исследуемые понятия экономические категории. В некоторых странах, как например, в Германии, при регулировании валютных отношений приоритет отдается экономической науке.

4. Валютное законодательство представляет собой совокупность правовых актов, действующих в области валютного регулирования и валютного контроля. Правовые акты, регулирующие валютные отношения, связанные с запрещением, ограничением и регламентацией операций с валютой и валютными ценностями, содержат нормы административного, гражданского и финансового законодательства, которые в большинстве своем носят императивный характер, основаны на властном методе регулирования отношений и, таким образом, являются нормами публичного права.

5. Законом о валютном регулировании и другими законодательными актами определены органы и агенты валютного контроля и определена их компетенция в области валютного контроля за соблюдением валютного законодательства России. Однако судебная практика показывает, что четкого разграничения полномочий между органами валютного контроля нет. Случается, что предприниматель, нарушивший предписание законодательства, привлекается к ответственности одновременно двумя органами валютного контроля, например, Министерством РФ по налогам и сборам и Банком России, или Государственным таможенным комитетом РФ и другим федеральным органом валютного контроля.

6. В отношениях по экспорту и импорту товаров осуществляется валютный контроль со стороны уполномоченных банков и таможенных органов. Такой контроль предусмотрен валютным законодательством в целях защиты экономических интересов государства, в частности, в целях обеспечения платежного баланса России. В связи с этим органы и агенты валютного контроля предъявляют к предпринимателям - экспортерам и импортерам ряд требований, предусмотренных правовыми актами (оформление Паспорта сделки, представление необходимых сведений по внешнеторговому контракту о расчетах в иностранной валюте и др.). Непоступление валютной выручки по экспорту товара на валютный счет предпринимателя или неполучение товара при его импорте в счет произведенных платежей определяется российским законодательством как нарушение валютного законодательства и одновременно как нарушение таможенных правил.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: