double arrow

Клиническая эпидемиология и доказательная медицина

Здоровье и благополучие нации

Формирование здорового образа жизни

1.Создание условий и развитие факторов здоровья, мотивация быть здоровым:

• Физического и душевного комфорта

• Высокой трудовой активности при удовлетворенности трудом

• Активной жизненной позиции, социального оптимизма, высокой культуры, большого энергетического потенциала

• Экологической грамотности

• Рационального питания и физической культуры

• Хорошей семьи

2.Преодоление факторов риска:

• Гиподинамии, курения, злоупотребления алкоголем, избыточного нерационального питания

• Нездорового семейного быта

• Плохих трудовых позиций

• Необходимо придать здоровью человека статус главной социальной ценности, фактором национальной безопасности и главным критерием эффективности управления обществом.

• Законодательно закрепить комплексное понятие «охраны здоровья нации».

«Концепция развития здравоохранения и медицинской науки в РФ» принята в ноябре 1997 г. Она включает основные положения по охране и укреплению здоровья нации. Вместе с тем закона о здравоохранении, стратегической программы развития нет. Акцент делается на отдельные направления и программы в реформе здравоохранения:

• Разработка общественной политики укрепления здоровья.

• Создание благоприятной среды

• Усиление общественной активности.

• Развитие личных умений и знаний.

• Переориентация служб здравоохранения на профилактику.

Методы изучения ОЗ и ОЗ:

Методическая база находится на стыке знаний из социологии, статистики, эпидемиологии, экономики, информатики, социальной психологии и других медицинских наук

• Исторический метод

• Экспертный метод

• Социологические методы

• Системный анализ

• Метод организационного эксперимента

• Экономические методы (нормативный, планирования..)

• Комплексный метод социально-гигиенических исследований

• Методы клинической эпидемиологии и доказательной медицины

Здоровье населения зависит от комплекса факторов:

• Различают факториальные признаки, то есть причины

• Результативные признаки, то есть следствия.

Фактор-это причина, какого - либо явления, определяющая его характер (различают природно-климатические, социально-бытовые, медицинские и др. факторы).

Выделяют 4 типа медико-социальных исследований:

• Один фактор - один результат;

• Комплекс факторов - один результат;

• Один фактор-комплекс результатов;

• Комплекс факторов - комплекс результатов.

• Эпидемиология-наука о причинах и закономерностях возникновения и развития патологических процессов, болезней в обществе, использующая эпидемиологические методы исследования с целью разработки мероприятий по профилактике и оптимальному лечению заболеваний.

• Клиническая эпидемиология -это наука, позволяющая осуществлять прогнозирование для каждого конкретного пациента, на основании изучения клинического течения болезни в аналогичных случаях с использованием строгих научных методов изучения групп больных для обеспечения точности прогнозов.

Требования к показателям:

• Доступность данных

• Полнота охвата

• Качество

• Универсальность

• Вычисляемость

• Воспроизводимость

• Специфичность

• Чувствительность

• Валидность

• Репрезентативность

• Иерархичность

• Целевая состоятельность

Этапы исследования:

1.Подготовительный организационный этап.

2.Этап сбора информации и формирования баз данных.

3.Этап обработки, анализа и визуализации данных, литературное и графическое отображение.

4.Разработка рекомендаций и принятие решений, внедрение в практику, оценка эффективности.

1 этап-разработка дизайна исследования:

1.Разработка программы включает:

• Цель исследования

• Задачи исследования

• Формулирование темы, уточнение используемых терминов, глоссарий понятий.

• Формулировка гипотез.

• Определение объекта и единицы наблюдений. Объект исследования –это статистическая совокупность, состоящая из однородных единиц, взятых вместе в известных границах времени и пространства. Единица наблюдения- это первичный элемент статистической совокупности.

• Разработка статистического инструментария (анкеты, карты, информационные программы)

2.Формирование рабочего плана:

• Порядок подбора, обучения и организация работы исполнителей.

• Определение необходимого объема, ресурсов для изучения.

• Определение ответственных исполнителей, сроков.

• Формирование рабочей сетки-графика исследования.

Методы отбора единиц наблюдения:

1.Сплошное (вся генеральная популяция) и не сплошное исследование.

• Монографическое исследование (глубокое исследование одной единицы: человека, учреждения)

• Метод основного массива (изучается большая часть объекта)

• Выборочный метод - выделение репрезентативной, отвечающей всем требованиям совокупной выборки (способы формирования- случайная, механическая, типологическая, серийная)

• Метод многоступенчатого отбора (1 этап-все сотрудники, 2 этап -женщины Способы формирования могут на этапах быть разные, случайные, типологические)

• Метод направленного отбора (Стаж, возраст)

• Когортный метод (совокупность в одном месте в одно время.)

• Метод «копи-пара» для изучения редких явлений

Методы сбора статистической информации

Программа исследований включает:

• Характеристику состояний здоровья

• Описание условий и образа жизни

Информация может быть получена из 3 основных источников:

  1. Данные официальной статистики
  2. Выкопировка данных из первичной документации
  3. Непосредственное исследование

Способы получения информации

• Анкетирование

• Интервьюирование (очный опрос)

• Анкета-интервью

• Метод наблюдения

• Экспедиционно-монографический

• Бюджетный

Опрос

• Анкета содержит: вводную (цель опроса), основную, социально-демографическую часть.

Требования к анкете (формулировать значимые вопросы, понятные респонденту; не должно быть вопросов, вызывающих нежелание ответить; последовательность вопросов в достижении цели)

• Открытый вопрос не предусматривает подсказок

• Закрытый вопрос содержит варианты ответов (альтернативный вопрос: да;нет; вопрос с набором вариантов ответов).

• Полузакрытый вопрос

• Прямой вопрос

• Косвенный вопрос

• Контрольный вопрос для проверки достоверности

• Вопросы фильтры (для разделения респондентов на знающих и незнающих)

Методика составления макетов таблиц

• Таблица должна иметь четкое название

• Таблицы должны иметь единую нумерацию

• Оформление заканчиваться итогом по графам и строкам

• Подлежащее в таблице (основной признак, располагается, как правило, горизонтально)

• Сказуемое, признак, характеризующий подлежащее чаще располагается в столбцах

Простая таблица.

Групповая таблица (подлежащее имеет несколько не связанных сказуемых.

Комбинированная, сказуемые взаимосвязаны.

2 этап- сбора информации и формирования баз данных:

• Данные - это информация, представленная в формализованном виде.

• Для сбора, хранения и обработки данных используются программы, называемые базами данных.

• Массив данных - находится в базе данных и управляется системами управления базами данных

• Требование- возможность развития и совершенствования системы сбора и хранения информации

3 этап- обработки, анализа, литературного и графического оформления:

Обработка данных -это процесс получения достоверной, ранее неизвестной информации и использование ее для анализа и принятие управленческого решения.

Этапы обработки данных:

• Подготовка данных

• Априорный разведочный анализ

• Выбор метода анализа

• Интерепретация и представление результатов

• Предварительная подготовка-группировка данных. Распределение статистической совокупности на однородные группы по одному или нескольким признакам (пол, возраст, профессия). Простая и комбинированная группировка. Вторичная группировка. Определение возрастного интервала.

• Априорный анализ:

  1. Выявление обоснованных причинно-следственных связей.
  2. Оценка однородности исследуемой совокупности (определение аномальных явления, выбор оптимального выделения однородных групп)
  3. Анализ характера распределения совокупности по признакам
  4. Каждая диаграмм должна иметь четкое название
  5. Все элементы должны быть пояснены
  6. Изображенные графические величины должны иметь цифровые обозначения на диаграмме или прилагаемой таблице.
  7. Различают: диаграммы картограммы картодиаграммы.
  8. Линейная диаграмма показывает динамику развития
  9. Столбиковые диаграммы используется для дискретных величин
  10. Ленточная диаграмма
  11. Секторальная диаграмма обычно для отражения структуры в %.

4 этап - разработки рекомендаций и принятие управленческих решений:

– Ознакомление с результатами общественности

– Разработка комплексных медико-социальных программ

– Подготовка проектов приказов, методических рекомендаций на разных уровнях (учреждений, района)

– Подготовка проектов законов, постановлений исполнительной и законодательной власти

– Реорганизация сети медучреждений и системы здравоохранения

– Публикация в печати, оформление изобретений, открытий

Основные виды и задачи профессиональной деятельности в области организации здравоохранения и общественного здоровья:

• 1. Анализ состояния здоровья населения:

• организовать учет и сбор информации о состоянии здоровья населения и отдельных его групп;

• владеть методами анализа и оценки полученной информации об общественном здоровье;

• проводить анализ состояния здоровья индивидуума, семьи, населения и отдельных его групп;

• идентифицировать, анализировать и оценивать показатели здоровья населения и отдельных его групп на основе эпидемиологической информации;

• устанавливать факторы, определяющие здоровье индивидуума, семьи, населения и отдельных его групп;

• анализировать социально-экономические факторы, влияющие на здоровье населения;

• учитывать факторы образа жизни, биологические, генетические и факторы окружающей среды, влияющие на здоровье населения;

• определять факторы и показатели риска и факторы здоровья (антириска);

• прогнозировать изменения показателей общественного здоровья;

• учитывать особенности системы обеспечения лекарственных средств, влияющих на состояние здоровья населения (производство, дистрибьютизация, аптеки, фальсификация).

2.Анализ деятельности органов управления здравоохранением и организацией здравоохранения:

• организовать учет и сбор информации о результатах деятельности организаций здравоохранения, отдельных коллективов;

• владеть методами анализа и оценки полученной информации;

• проводить анализ результатов деятельности организаций здравоохранения, производственных подразделений, отдельных работников;

• проводить ситуационный анализ системы здравоохранения и отдельных ее секторов (подсистем);

• анализировать рынок медицинских услуг (фармацевтический, профилактический);

• оценить результаты профилактической программы вмешательства;

• анализировать оборот материальных ресурсов, эффективность их использования;

• анализировать информацию бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности;

• анализировать характеристики управленческого, бухгалтерского учета и аудита для принятия оптимальных решений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: