Миссия экономической организации

Миссия является гораздо более конкретным ориентиром, чем видение. В отличие от видения у миссии есть своя финишная чер­та - период времени, по истечении которого она должна быть вы­полнена. Миссия должна быть сформулирована так, чтобы ее вы­полнение сочеталось с напряжением сил в организации, с опреде­ленным риском деятельности. Срок выполнения миссии должен быть обозримым и достаточно невелик (чаще всего это пять лет) для того, чтобы нынешнее поколение работников могло увидеть ре­зультаты своего труда. Так же, как и видение, миссия дает общее направление деятельности организации.

Миссия - это цель, для которой организация существует и ко­торая должна быть выполнена в плановом периоде. Миссия являет­ся комплексной целью, она включает как внутренние (например, повышение производительности), так и внешние (например, связан­ные с конкуренцией) ориентиры деятельности фирмы, выражая таким образом суть того успеха, которого должна добиться организация.

В чем заключено особое значение миссии для деятельности организации?

Во-первых, миссия является базисом, точкой опоры для всех плановых решений организации, для дальнейшего определения ее целей и задач.

Во-вторых, миссия создает уверенность, что организация пре­следует непротиворечивые, ясные, сравнимые цели.

В-третьих, миссия помогает сосредоточить усилия работников на выбранном направлении, объединяет их действия.

В-четвертых, миссия создает понимание и поддержку среди внешних участников организации (акционеров, финансовых фирм и т.д.), тех, кто заинтересован в ее успехе.

Содержание миссии должно включать в себя следующие ос­новные пункты.

1. Описание продуктов и/или услуг, предлагаемых организацией.

2.Характеристика рынка - организация определяет своих ос­новных потребителей, клиентов, пользователей.

3. Цели организации, выраженные в терминах выживания,

роста, доходности.

4. Технология: характеристика оборудования, технологических

процессов, инноваций в области технологии.

5. Философия: здесь должны быть выражены базовые взгляды и ценности организации, служащие основой для создания системы мотивации.

6. Внутренняя концепция, в рамках которой организация описывает собственное впечатление о себе, указывая источ­ники силы, основные слабости, степень конкурентоспособ­ности, фактор выживания.

7. Внешний образ компании, ее имидж, подчеркивающий экономическую и социальную ответственность компании перед партнерами, потребителями, обществом в целом. В этой части миссия должна передать впечатление, которое фирма хочет произвести на внешний мир. Содержательные пункты обычно отражаются в положении о миссии, их последовательность и сочетание могут быть различны­ми в зависимости от решения конкретной фирмы.

Формирование миссии является обычным явлением для высо­коразвитого бизнеса. В российской экономике в последнее время составлением миссии начали заниматься вновь возникшие частные экономические организации, достигшие определенного роста и ус­пеха. Хотя определение миссии является, безусловно, полезным за­нятием также и для небольших фирм или только создающихся форм бизнеса (тогда миссия включается в состав бизнес-плана).

Иногда, обучая составлению планов, эксперты советуют рос­сийским фирмам выражать миссию очень кратко, одним предложе­нием, например для известного банка "Менатеп": "Менатеп" должен стать надежным международным банком, предлагающим высоко­качественные услуги организациям и частным лицам в России и в Европе". Таким образом выделяется основная, наиболее значимая цель деятельности фирмы. Этот прием характерен также и для за­падного бизнеса. Острие деятельности фирмы "Пепси-кола" выра­жено в миссии-лозунге: "Превзойти Коку!".

Предпочтительным является сочетание короткого лозунга, оп­ределяющего основное направление действий фирмы, с хорошо проработанным текстом миссии, включающим все перечисленные пункты.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: