Предпосылки формирования организационной культуры

Понятие культуры экономической организации

Планирование культуры экономической организации

Тема VI

Планирование организационной культуры - вид планиро­вания, в определенном смысле противоположный процессу и резуль­татам финансового планирования. Если финансовое планирование имеет дело с предельно точными, конкретными величинами, то плани­рование культуры связано с наименее определенным, слабо контроли­руемым элементом внутрифирменной среды. Основу культуры состав­ляют человек, его поведение, общее состояние человеческой среды ор­ганизации, то есть наименее познанные и детерминированные элементы хозяйственной жизни. Тем не менее значения планирования оргкуль-туры эта особенность не снижает. Перефразируя определение дело­вой культуры бывшим директором фирмы "Мак-Кинси" М. Брауном "культура бизнеса - это способ, которым мы создаем вещи вокруг себя", можно сказать, что культура наряду с финансовым менедж-ментом-это еще один способ, при помощи которого экономическая организация строит собственную деятельность.

Культура экономической организации - сравнительно новое понятие и вид сознательной деятельности фирмы.

Организационная культура в качестве особой отрасли хозяйст­венной практики и экономической мысли возникла в первой поло­вине 80-х гг. Она определила направленность многих значительных исследований в области экономической и управленческой мысли, стала одной из сфер крупных инвестиций и делового обучения.

Оформление концепции культуры именно к этому периоду оз­наменовало достижение фирмой некоторого уровня развития. Куль­тура возникает в результате созревания определенных экономиче­ских предпосылок, эволюции фирмы в направлении гуманизации ее внутренних и внешних отношений, интеграции организации со своей внешней и внутренней средой. Возникает новая парадигма бизнеса, более полно ориентированная на человеческие потребно­сти и интересы, их учет и воплощение в хозяйственной практике экономической организации. Используя сложившуюся терминоло­гию, ее можно назвать парадигмой бизнеса постиндустриальной эпохи. Понятие механизма, применявшееся для описания фирмы, вытесняется понятиями "система" и "организм". Фирма начинает восприниматься как живое существо. Более точно, происходит ее "очеловечивание", а именно:

=> сфера потребностей и интересов человека, занятого в эко­номической организации, существенно расширяется. В процессе работы человек стремится к удовлетворению це­лого комплекса присущих ему потребностей - от самых простых, базисных до наиболее высоких, достигающих степени "религиозного экстаза". Его рассматривают как члена определенного сообщества, социальной группы, кол­лектива с присущими им ценностями и правилами поведе­ния, как субъекта, подвергающегося воздействию всех'фак-торов внешней среды хозяйства, в том числе и факторов общецивилизационного, общекультурного порядка;

=> человек становится частью гибкой, чувствительной, гума­низированной системы. Соответственно его рабочие функ­ции усложняются и обогащаются. Гибкая, склонная к изме­нениям, высокотехнологичная организация постиндустри­ального типа нуждается в компетентном, творческом, ини­циативном работнике. Новые технологии, ориентированные на предварительные заказы, удовлетворение потребностей узких сегментов рынка, способствуют повышению квали­фикации, освоению смежных профессий, многовариантно­сти и многоплановости трудовой деятельности.

В конечном итоге необходимо отметить появление у фирмы второго лица, или, более точно, открытие фирмой своего "второго лица". Возрастающее значение человека в деятельности фирмы приводит к осознанию того факта, что экономическая организация является не только формальной структурой, нацеленной на получе­ние прибыли, но и сообществом людей с их межличностными от­ношениями и индивидуальным миром.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: