Понятие культуры экономической организации
Планирование культуры экономической организации
Тема VI
Планирование организационной культуры - вид планирования, в определенном смысле противоположный процессу и результатам финансового планирования. Если финансовое планирование имеет дело с предельно точными, конкретными величинами, то планирование культуры связано с наименее определенным, слабо контролируемым элементом внутрифирменной среды. Основу культуры составляют человек, его поведение, общее состояние человеческой среды организации, то есть наименее познанные и детерминированные элементы хозяйственной жизни. Тем не менее значения планирования оргкуль-туры эта особенность не снижает. Перефразируя определение деловой культуры бывшим директором фирмы "Мак-Кинси" М. Брауном "культура бизнеса - это способ, которым мы создаем вещи вокруг себя", можно сказать, что культура наряду с финансовым менедж-ментом-это еще один способ, при помощи которого экономическая организация строит собственную деятельность.
Культура экономической организации - сравнительно новое понятие и вид сознательной деятельности фирмы.
Организационная культура в качестве особой отрасли хозяйственной практики и экономической мысли возникла в первой половине 80-х гг. Она определила направленность многих значительных исследований в области экономической и управленческой мысли, стала одной из сфер крупных инвестиций и делового обучения.
Оформление концепции культуры именно к этому периоду ознаменовало достижение фирмой некоторого уровня развития. Культура возникает в результате созревания определенных экономических предпосылок, эволюции фирмы в направлении гуманизации ее внутренних и внешних отношений, интеграции организации со своей внешней и внутренней средой. Возникает новая парадигма бизнеса, более полно ориентированная на человеческие потребности и интересы, их учет и воплощение в хозяйственной практике экономической организации. Используя сложившуюся терминологию, ее можно назвать парадигмой бизнеса постиндустриальной эпохи. Понятие механизма, применявшееся для описания фирмы, вытесняется понятиями "система" и "организм". Фирма начинает восприниматься как живое существо. Более точно, происходит ее "очеловечивание", а именно:
=> сфера потребностей и интересов человека, занятого в экономической организации, существенно расширяется. В процессе работы человек стремится к удовлетворению целого комплекса присущих ему потребностей - от самых простых, базисных до наиболее высоких, достигающих степени "религиозного экстаза". Его рассматривают как члена определенного сообщества, социальной группы, коллектива с присущими им ценностями и правилами поведения, как субъекта, подвергающегося воздействию всех'фак-торов внешней среды хозяйства, в том числе и факторов общецивилизационного, общекультурного порядка;
=> человек становится частью гибкой, чувствительной, гуманизированной системы. Соответственно его рабочие функции усложняются и обогащаются. Гибкая, склонная к изменениям, высокотехнологичная организация постиндустриального типа нуждается в компетентном, творческом, инициативном работнике. Новые технологии, ориентированные на предварительные заказы, удовлетворение потребностей узких сегментов рынка, способствуют повышению квалификации, освоению смежных профессий, многовариантности и многоплановости трудовой деятельности.
В конечном итоге необходимо отметить появление у фирмы второго лица, или, более точно, открытие фирмой своего "второго лица". Возрастающее значение человека в деятельности фирмы приводит к осознанию того факта, что экономическая организация является не только формальной структурой, нацеленной на получение прибыли, но и сообществом людей с их межличностными отношениями и индивидуальным миром.