Композиционно-речевые структуры художественного текста и их трансформации

Рассматриваем текст в его линейном измерении, не обсуждая вопрос о том, какой там возникает мир.

Композиционно-речевые структуры – отрезки текста, характеризующиеся собственной коммуникативной рамкой, количественными и качественными характеристиками и функциональной нагруженностью в тексте.

Можно говорить об их нормативной реализации, прототипической норме и трансформации, что дает нам определить пространство возможностей внутри каждой структуры.

3 типа трансформации:

1. Количественные.

2. качественные.

3. Структурные

Основные композиционно-речевые структуры:

1) авторское монологическое слово принадлежит повествователю (не персонажу), занимает наибольший объем в правильно построенном художественном тексте. По своей языковой характеристике соответствует исходно (прототипически) литературному языку и несет функции повествования, описания и рассуждения. Существует в двух основных формах (перволичной и третьеличной) (см.выше). Некоторые считают возможным говорить о различиях исходной семантики третьеличной и перволичной форм.

2) диалог (прямя речь, художественный диалог). Коммуникативная структура: отправитель и получатель – персонажи. Объем - примерно 1/3 текста. Исходная языковая характеристика – опора на стилистическую систему языка, на региолекты, социолекты, просторечия, разговорность. Исходная функция – создание словесного образа, воссоздать человека через его речь. Много разновидностей: развернутые диалоги, обмен репликами, вставные реплики.

3) внутренний монолог. Коммуникативная структура: отправитель совпадает с получателем. Тип автокоммуникации: персонаж обращается к самому себе. Первичный объем: меньше, чем у прямой речи, правильно построенный худ текст. Язык: исходно соответствует норме или даже опирается на высокий стиль. Функция: представление внутреннего мира персонажа, его сознания, раскрытие его ментальных возможностей, способами мышления. Обычно вводится глаголами, указывающими на движения мысли, кавычками. Внутренний монолог – более поздняя речевая структура, чем авторское слово и прямая речь. Введение его в текст – перерыв в повествовании, сюжетном развитии действия. Правом внутреннего монолога наделяются прежде всего центральные персонажи («иковая дама») либо персонаж может быть заурядным, но движение текста таково, что происходит его превращение из заурядного в незаурядного («Смерть Ивана Ильича» Толстого).

4) несобственно прямая речь – самое трудно в плане выделения, опознания. «Переключение авторского монолог слова в план персонажа без изменения формального отправителя речи». Коммуникативная структура: 2 отправителя (формальным (эксплицитно выражен, поверхностный) остается повествователь (несобственно прямая речь понимается внутри авторского монологического слова), глубинным – персонаж). Объем: Прототипически занимает незначительный объем (или равный внутреннему монологу или нет). Роль в художественном тексте все время увеличивается (у Чехова уже больше). Исходная яз характеристика: прототипически ее нельзя отнести ни к норме, ни к высокому, ни сниженному ярусу, скорее смешанная характеристика. Ориентирован тип ментальности персонажа. Функция: сходна с внутренним монологом, работа сознания персонажа, его внутренний мир, его мысли и чувства, которые передаются вербально. Выделить несобственно прямую речь трудно, надо руководствоваться следующими признаками:

- формальная выраженность самого персонажа (эксплицитная);

- синтаксические, грамматические, лексико-фразеологические признаки. Точно несобственная прямая речь: («Елизавета Ивановна выслушала его с ужасом. Итак, эти страстные письма, эти пламенные требования, это дерзкое, упорное преследование, все это было не любовь». Вот и заплакала она).

Не является не собственно прямой речью:

- Она вспомнила, что студент Груздев тоже любит ее – переключение в план персонажа. Но можно говорить об эпистемической позиции повествователя. Нет несобственно прямой речи.

- Если переключение в план персонажа сопровождается формальным изменением отправителя. «Бывало, он переносил эти неудачи, ожидая, что вот-вот исправлю плохое, поборю, дождусь успеха …» - Косвенно прямая или свободная косвенная речь (Н.С.Поспелов). Главная часть – личный повествователь, в придаточном – сам субъект. «Трактирщик сказал, что не дам вам есть».

- наличие точки зрения – не есть в авторском монологическом слове несобственно прямая речь (Виноградов: «субъектная призма» персонажа). «Контора была большая и бестолковая, как показалось Витьке». «большая» и «бестолковая» - точки зрения персонажа. 2 отправителя, но нет переключения в план сознания персонажа. «Один Герасим не лгал. По всему было видно, что он один понимал, в чем дело и не считал нужным скрывать это, а просто жалел исчахшего слабого барина». «Несчастный» - с точки зрения слуги. Это отсылка к языку повествователя.

При несобственно прямой речи важна грамматическая характеристика времени – изменение времени, вводится в авторское монологическое слово настоящее время как знак работающего сознания в этот момент. «И от нечего делать фельдшер стал думать об этой Боголевке: деревня большая и лежит она в глубоком овраге». Переключение в план настоящего означает введение в авторское монологическое слово временной точки отсчета, которая связана с активным сознанием персонажа. Такое изменение систематически происходит, когда в авторском монологическом слове появляются вопросы, восклицания, которые, с одной стороны, противоречат эпистемической позиции (полного знания), с другой стоны, сигнализируют о другой точке отсчета. Грамматический признак – остановка времени в тексте.

«Он все-таки огорчился микроскопической неудачей, надеялся выцыганить справку сегодня и обдумывал, как построить завтрашний день. Ни черта не получалось. Завтра надо быть на даче, прогревать дом, разговаривать с людьми, а сегодня тысячи дел и в 5 – Светлана. Пора сказать: она собирается в Прибалтику, а когда вернется, его, возможно, уже не будет, так что прощаться-прощаться» - авторское монологическое слово в третьеличной форме. Введение субъектной призмы. Есть качественная трансформация авторского монологического слова. Выцыганить справку – стилистически – деструктивность и то, что вводит точку зрения персонажа. Нет не собственно прямой речи. Происходит переключение в план сознания за счет появления настоящего времени как точки отсчета сознания персонажа.

Несобственно-прямая речь может так проникать в авторское монологическое слово – говорим о несобственно-авторском повествовании. Это можно уподобить тому, что происходит при одной из трансформаций, когда авторское монологическое слово практически уравнивается с внутренним монологом.

Возникает производная речевая структура = поток сознания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: