Физический и информационно-гомеостатический аспекты теории управления. Управление как общественное явление, отработанное и приспособленное людьми для решения жизненных проблем

Управление как общественное явление, отработанное и приспособленное людьми для решения жизненных проблем, имеет многогранный характер, состоит из разнообразных элементов и взаимосвязей. Это обусловлено тем, что в управлении как субъектом, так и объектом управляющего воздействия выступает человек — сложнейшее биосоциальное создание природы и общества. Влияет и то, что управление органично включено в механизмы взаимодействия природы, человека, общества.

Комплексный и многогранный характер управления порождает теоретические посылки, которые необходимо учитывать при исследовании и научном описании различных его элементов, сторон, их взаимосвязей и проявлений.

Во-первых, каждый подход (взгляд, ракурс) к управлению несет в себе познавательный смысл, "схватывает" и высвечивает какую-то особую грань, сторону этого сложного общественного явления.

Во-вторых, каждый аспект исследования выполняет свою познавательную функцию и их не следует противопоставлять друг другу, выпячивать один и принижать другой, считать один справедливым, а другой ошибочным. Только равноправие и глубина различных аспектов исследования способны приближать нас к истине.

И, в-третьих, единство сущности управления предполагает всё же, что различные аспекты исследования управления, выявленные ими различные его элементы, стороны, грани и т. д. должны быть между собой логически согласованы, соотноситься с сущностью управления, отражать и характеризовать именно управление, а не что-то иное, близкое к нему или похожее на него. Это особенно актуально для практики управления, в которой управление проявляет себя как сложная целостность во всем богатстве своих элементов и их свойств. Здесь уже ничего мысленно не выделишь, "не разложишь по полочкам", а надо обо всем знать, все учитывать и использовать. Не случайно самые большие трудности управление вызыват не в познании, а в применении

Таким образом, в сознании можно выделить, с одной стороны, различные информационные аспекты, определяющие активный процесс познания в какой-либо знаковой форме, и, с другой, — собственно психические аспекты, сопутствующие сознанию и реализующие его. Эти две стороны сознания неотделимы друг от друга, они постоянно взаимодействуют и, в конечном итоге, определяют жизнеспособность личности, как в интеллектуальном, так и в биологическом смысле.

3. Теория управления, информатика и информатизация общества.

По последним данным в мире работает около полу миллиарда персональных компьютеров. Каждый десятый взрослый человек планеты использует компьютер постоянно. Во многих странах умение работать с компьютером считается уже не компьютерной грамотностью, а просто грамотностью.

Мы живем в 3 тысячелетии, когда человечество вступило в эпоху новой научно - технической революции. К концу 20 века общество овладело многими тайнами и превращения вещества и энергии. Сумело использовать эти знания для улучшения этой жизни. Но в настоящие время одно из важнейших составляющих кроме вещества и энергии является ИНФОРМАЦИЯ.

Сегодня в мире нет ни одной отрасли науки и техники, которая развивалась бы столь же стремительно, как ИНФОРМАТИКА.

Каждые два года происходит смена поколений аппаратных и программных средств вычислительной техники. Такого развития одной отрасли история науки и техники еще не знала. Фактически мы можем говорить о том, что в последние годы на наших глазах произошла компьютерная революция, затронувшая все сферы социальной, культурной научной и производственной деятельности людей. Эта компьютерная революция еще не завершена и недавно вошло в очередной этап, связанный с ИНТЕРНЕТОМ. Дело идет к тому, что всего через пять-семь лет в мире не останется людей, которых не коснутся изменения, вызванные существованием этого единого мирового информационного поля, сколь бы далеки они ни были от вычислительной техники и персональных компьютеров.

К профессиональной деятельности уже приступило поколение молодых людей, родившихся, выросших и получивших образование в эпоху персональных компьютеров. Этому поколению столь же невозможно представить мир без персональных компьютеров, как и без телевизора или автомобиля. Правда, и с телевизором, и с автомобилем не происходит таких изменений, как с компьютерами. Приемы эксплуатации этих устройств не меняются десятилетиями, а каждый двухлетний цикл обновляется вычислительной техники сопровождается коренным изменением приемов и методов работы с ней.

Несмотря на то, что человеку постоянно приходится иметь дело с информацией, (он получает ее с помощью органов чувств), строго научного определения, что - же такое ИНФОРМАЦИЯ, не существует.

ИНФОРМАТИКА - это техническая наука, систематизирующая приемы создания, хранения, обработки и передачи информации средствами вычислительной технике, а также принципы функционирования этих средств и методы управления ими. Итак, информацию можно: создавать, передавать (и, соответственно, принимать), хранить и обрабатывать.

Долгое время ИНФОРМАЦИЯ считалась чем-то личностным и принадлежащей отдельным индивидам, но постепенно формировалось мнение, что, информация отчуждена от отдельного человека и приобретает общественное мнение.

Раньше других это поняли дикие племена, воевавшие друг с другом. Разведчики - это добытчики информации и они стали первыми профессионалами в области ИНФОРМАТИКИ. Греческие касты многих древних наук владели информацией и делали ее закрытой для остального общества, это позволяло им возвышаться над остальными и управлять ими. Первый спроектированный компьютер это машина БЕБИДША. (это середина позапрошлого века).

Корни информатики лежат в другой науке кибернетика. Понятие "кибернетика" впервые появилась в первой половине 19 века, когда французский физик Андре Мари Ампер, решил создать единую классификацию всех наук, как существовавших в то время, так и гипотетических. (Которые не существовали, но, по его мнению, должны были бы существовать). Он предположил, что должна существовать некая наука, занимающаяся изучением искусства управления. Эту несуществующею науку Ампер назвал кибернетикой от греческого слова кибернетикос (искусный в управлении). С тех пор о кибернетике забыли более чем на сто лет. В 1948 году выдающийся американский математик НОРБЕРТ ВИНЕР, вновь возродил термин кибернетика и определил ее как науку об управлении в живой природе и в технических системах. Сегодня кибернетика продолжает изучать связь между психологией и математической логикой, разрабатывает методы создания искусственного интеллекта, но наряду с ней уже действует другая, отделившееся от нее наука. Она занимается проблемами применения средств вычислительной технике для работы с информацией. В ВЕЛИКОБРИТАНИИ и США эту науку называют computer seience (наука о вычислительной технике). Во ФРАНЦИИ она получила другое название informative (информатика). Откуда это название и пришло к нам в РОССИЮ, а также в некоторые другие страны Восточной Европы. Мало, какие факторы так влияют на социальную сферу общество, как ИНФОРМАТИЗАЦИЯ.

КНИГОПЕЧАТАНИЕ - позволило акуммулировать знание. Телеграфная телефонная связь - способствовало оперативной передачи информации. То есть в техносфере возникла разветвленная структура распространения информации. Начался стремительный рост информационных потоков, которыми обменивались отдельные личности и человеческие сообщества. Информация подобно веществу и энергии приобрела характер товара.

В 1978 году прошел международный конгресс по ИНФОРМАТИКЕ. Японские ученые ввели понятие ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО. Оно характеризуется следующим образом: а) люди должны получать доступ к надежным источникам информации. б) информационное общество избавляет от рутинной работы. в) по сравнению с индустриальным обществом, где все направлено на производство материальных ценностей в информационном обществе потребляется и производится:

1) интеллект 2) знание, доля умственного труда 3) возрастает спрос знаний. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО-это общество, в котором большинство работающих заняты производством хранением и реализации информации.

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ Общества процесс проникновения информационных технологий во все сферы жизни и деятельности общества. Многие социологи и политологи полагают, что мир стоит на пороге ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА. Последние полвека ИНФОРМАТИЗАЦИЯ является одной из причин пере тока людей из сферы прямого материального производства в так называемую информационную сферу. Промышленные рабочие и крестьяне, составлявшие в середине 20 века более 2/3 населения сегодня в развитых странах составляют менее 1/3. Все больше тех, кого называют "белые воротнички", - людей, не создающих материальные ценности непосредственно, а занятых обработкой информацией (в самом широком смысле): это и учителя, и банковские служащие, и программисты, и многие другие категории работников. Появились и новые пограничные специальности. Можно ли назвать рабочим программиста, разрабатывающего программы для станков с числовым программным управлением? По ряду параметров можно, однако, его труд не физический, а интеллектуальный.

Разумеется, не вся она обусловлена информатизацией, есть и иные факторы, но информатизация вносит решающий вклад. Даже в традиционных сферах деятельности-промышленности и торговле, работа с информацией становится на уровень работы с материальны объектами.

За годы, ситуация изменилась в сторону дальнейшего увеличения доли населения, занятого в профессиональном труде обработкой информации. К середине 90-х годов численность "информационных работников" (к которым причисляют всех, в чьей профессиональной деятельности доминирует умственный труд) достигла в США 60%. Добавим, что за те же годы производительность труда в США за счет научно-технического прогресса (ведь информатизация его главная движущая сила) в целом выросла на 37%.

Информатизация сильнейшим образом влияет на структуру экономики ведущих в экономическом отношении стран. В этих странах постоянно растут капиталовложения в научные исследования, включая фундаментальные науки. Темпы развития сферы высоких технологий и уровень прибылей в ней превышают в 5-10 раз темпы развития традиционных отраслей производства. Информатизация меняет и облик традиционных отраслей промышленности и сельского хозяйства. Промышленные работы, управляемые ЭВМ, станки с ЧПУ стали обычным оборудованием. Новейшие технологии в сельскохозяйственном производстве не только увеличивают производительность труда, но и облегчают его, вовлекают более образованных людей.

Казалось бы, компьютеризация и информационные технологии несут в мир одну лишь благодать, но социальная сфера столь сложна, что последствия любого, даже гораздо менее глобального процесса редко бывают однозначными.

Трудно, живя в самом разгаре описанных выше процессов, взвесить, чего в них больше - положительного или отрицательного, да и четких критериев для этого не существует.

Тяжелая физическая работа в не слишком комфортабельных условиях, но с уверенностью, что она будет постоянным источником существования для тебя и твоей семьи, с другой стороны, или интеллектуальный труд в комфортабельном офисе, но без уверенности в завтрашнем дне.

Информатика – это техническая наука, систематизирующая приемы создания, хранения, воспроизведения, обработки и передачи данных средствами вычислительной техники, а также принципы функционирования этих средств и методы управления ими.

Предмет информатики составляют следующие понятия:

· Аппаратное обеспечение средств вычислительной техники;

· Программное обеспечение средств вычислительной техники;

· Средства взаимодействия аппаратного и программного обеспечения;

· Средства взаимодействия человека с аппаратным и программным обеспечением.

Особое внимание уделяется вопросам взаимодействия, для этого вводится понятие интерфейса. Методы и средства взаимодействия человека с аппаратными и программными средствами называют пользовательским интерфейсом. Существуют аппаратные, программные и аппаратно-программные интерфейсы.

Основной метод, используемый в информатике, это моделирование

информационных процессов с помощью компьютера.

Основной задачей информатики является систематизация приемов и методов работы с аппаратными и программными средствами ВТ. Цель систематизации состоит в выделении, внедрении и развитии передовых, наиболее эффективных технологий, в автоматизации этапов работы с данными, а так же в методическом обеспечении новых технологических исследований.

1. Понятие «управление» и предмет изучения дисциплины «Теория

управления».

Управление – сознательное, целенаправленное воздействие со стороны

субъектов и органов на людей и экономические объекты, осуществляемое с

целью направлять их действия для получения желаемого результата.

Менеджмент (Теория управления) – управление производством, основанное

на совокупности методов, принципов, средств управления для повышения

эффективности и прибыльности производства.

Теория – совокупность научных положений, система знаний по какому –

либо вопросу.

2. Сущность управления и основное содержание процесса управления. Самое простое представление системы управления:

К объектам относятся: коллектив, производственный процесс,

предприятия.

Процесс управления с точки зрения открытых систем.

Влияние цели на внешнюю среду

Влияние цели на организацию

Организация – это группа лиц, деятельность которых сознательно

координируется для достижения общих целей.

С точки зрения управления организации могут быть формальными и

неформальными.

Признаки, характеризующие организацию:

. Наличие цели

. Наличие в организации некоторого количества участников

. Наличие внутреннего координационного центра

. Координация внутренних процессов путём саморегулирования

. Обособленность

. Организационная культура.

Руководители – лица, осуществляющие управленческую деятельность. Для

организации это управленческий аппарат.

3. Цели и принципы управления организацией.

Цель – это желаемое и достижимое состояние объекта управления,

прогнозируемый результат его деятельности. Всегда имеет количественную

характеристику.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: