double arrow

Вопрос2 Общая оценка выполнения плана и динамика себестоимости

Вопрос1 Основные направления, информационная база анализа

Тема 7 Анализ себестоимости продукции

Лекция №1 Основные положения анализа затрат и себестоимости

1. Основные направления, информационная база анализа затрат и себестоимости продукции

2. Общая оценка выполнения плана и динамика себестоимости.

Цель анализа - выявление резервов снижения себестоимости выпускаемой продукции и экономии затрат на производство и реализацию продукции.

Себестоимость продукции представляет собой выраженные в денежной форме затраты всех видов ресурсов.

Основные направления анализа:

1. Анализ динамики обобщающих показателей себестоимости и факторов её изменения.

2. Горизонтальный, вертикальный и трендовый анализ себестоимости по экономическим элементам и статьям затрат.

3. Факторный анализ себестоимости продукции, выявление резервов снижения себестоимости.

В зависимости от целей проводится ретроспективный анализ, оперативный, предварительный и прогнозный анализ.

Ретроспективный анализ - проводится с целью накопления информации о динамике затрат и факторах их изменения. Его результаты используются для планирования себестоимости, разработки ценовой политики, принятия управленческих решений, направленных на повышение конкурентоспособности продукции.

Оперативный анализ – проводится по данным учёта за 1, 5, 10 дней с целью выявления непроизводительных затрат и потерь и используется для гибкого маневрирования ресурсами.

Предварительный анализ – проводится на 1 стадии жизненного цикла изделия (этап НИОКР).

Перспективный анализ – призван определить возможное увеличение или снижение себестоимости продукции в целом по предприятию и по отдельным видам изделий в связи с прогнозируемыми изменениями на рынке ресурсов.

Информационная база:

1. Форма №5-з «Сведения о затратах на производство и реализацию продукции»

2. Форма 1-п «Основные сведения о деятельности предприятия»

3. Данные бухгалтерского учёта – лимитно-заборные карты, требования, маршрутные листы, отчёты цехов, участков.

4. Данные бизнес-плана.

Система показателей:

1. Полная себестоимость выпущенной продукции.

2. Производственная себестоимость

3. Цеховая себестоимость

4. Себестоимость единицы выпускаемой продукции, определяемая по видам продукции

5. Затраты на рубль товарной продукции (обобщающий показатель)

Порядок анализа выполнения плана и динамики себестоимости продукции:

1. Дается общая оценка степени выполнения плана по себестоимости всей фактически выпущенной продукции, путем сопоставления фактической себестоимости с плановой, пересчитанной на фактический объем производства.

∑q1 c1

Процент выполнения плана =

∑ q1 cпл

с – себестоимость единицы

q – объем продукции

2. Исследуется динамика себестоимости на основании показателей темпа роста и темпа прироста, путем сравнения фактической себестоимости отчетного года с себестоимостью прошлого года, пересчитанной на фактический объем производства.

∑q1 c1

Темп роста =

∑ q1 c0

3. Определяется удельный вес фактической себестоимости сравнимой и несравнимой товарной продукции в общей величине себестоимости выпуска.

4. Определяется удельный вес экономии или перерасхода по себестоимости сравнимой и несравнимой продукции в общем отклонении себестоимости.

5. Исследуются различия в процентных снижениях себестоимости сравнимой и несравнимой товарной продукции.

Оценка выполнения задания по себестоимости товарной продукции

  Показатели Фактический выпуск по полной себестоимости Отклонения от плана (экономия или перерасход) Удельный вес в процентах
  план   факт в абсолютной сумме в процентах в фактической себестоимости в экономии или перерасходе
а     3 = 2 - 1 4 = 3: 1 2а:2=5=2б:2 3а:3=6=3б:3
1.Вся фактически выпущенная продукция (тыс.руб.) в том числе: а)сравнимая б)несравнимая       -286 -92 -194   -1,09 -0,42 -3,46   79,1 20,9   32,1 67,9

Таким образом, фактическая себестоимость продукции оказалась существенно ниже запланированной величины, сверхплановая экономия равна 286000 р., или 1,09%, в том числе по сравнимой товарной продукции 92000 р., по несравнимой 194000р. Наблюдают неодинаковое снижение себестоимости сравнимой и несравнимой продукции, по сравнимой она снизилась на 0,42%, по несравнимой на 3,46%.

В результате большая часть всей экономии от снижения себестоимости продукции получена за счет снижения себестоимости несравнимой товарной продукции (67,9%), при этом удельный вес сравнимой продукции в общей экономии равен 32,1%.

Причиной такого соотношения может быть неправильное планирование несравнимой товарной продукции и неправильная ее калькуляция.

Одним из факторов, влияющих на себестоимость выпускаемой продукции является изменение отпускных цен на применяемое сырье и материалы. Это внешний фактор, который не зависит от деятельности предприятия. При оценке степени выполнения плана по себестоимости необходимо учесть влияние данного фактора. Для этого определяют фактическое удорожание стоимости израсходованных материальных ресурсов. К полученной экономии от снижения себестоимости необходимо добавить удорожание материальных ресурсов.

Лекция №2 Анализ затрат на рубль товарной продукции

Обобщающим показателем, характеризующим себестоимость всей выпущенной продукции является показатель затрат на рубль товарной продукции.

Полная себестоимость товарной продукции ∑qi ci

З = =

Выпуск товарной продукции в отпускных ценах ∑qi pi

q – объем в натуральном выражении;

с – себестоимость единицы продукции;

p – цена единицы продукции.

Достоинства:

1) Показатель универсален, может быть использован в любой отрасли.

2) Он может рассчитываться по отдельным видам продукции, характеризуя при этом удельный расход всех видов ресурсов на единицу выпускаемой продукции.

3) Он может рассматриваться и вцелом по предприятию, характеризуя общий уровень затрат ресурсов на единицу выпускаемой продукции.

Недостаток: на его величину оказывают влияние большое количество факторов объективного и субъективного порядка (цены на сырье, материалы, на саму продукцию).

Направления анализа:

1. Изучается динамика показателя затрат на рубль товарной продукции

2. Исследуются отклонения фактического уровня затрат на рубль товарной продукции от плана

3. Проводится анализ влияния факторов на изменение уровня затрат на рубль товарной продукции.

Факторный анализ затрат на рубль товарной продукции

Исходя из модели построения данного показателя, на его изменение оказывают влияние следующие факторы:

1) Изменения в структуре ассортимента выпускаемой продукции;

2) Изменения полной себестоимости отдельных видов выпускаемой продукции;

3) Изменения цен на потребляемые ресурсы;

4) Изменение отпускных цен на готовую продукцию.

Расчет влияния данных факторов проводится способом цепных подстановок:

1. Определяется планирование уровня затрат на рубль товарной продукции:

Планируемая себестоимость товарной продукции ∑q0 c0

З0 = =

Плановый выпуск товарной продукции ∑q0 p0

2. Определяется уровень затрат на рубль товарной продукции по плану, пересчитанному на фактический выпуск и ассортимент:

Плановая себестоимость, пересчитанная на фактический выпуск ∑q1 c0

З’ = =

Фактический выпуск в ценах, принятых в плане ∑q1 p0

3. Определяются затраты на рубль товарной продукции, при плановой стоимости материальных ресурсов, и ценах, принятых в плане:

Фактическая полная себестоимость товарной продукции

при плановых ценах на ресурсы ∑q1 c1

З’’ = =

Фактический выпуск, в ценах, принятых в плане ∑q1 p0

C1 (рес0) = с1 + удорожание (удешевление) ресурсов

4. Определяются затраты на рубль товарной продукции, фактически выпущенной в ценах, принятых в плане:

Фактическая полная себестоимость товарной продукции ∑q1 c1

З’’’ = =

Фактический впуск при плановых ценах ∑q1 p0

5. Определяется фактический уровень затрат на рубль товарной продукции:

Фактическая себестоимость выпускаемой продукции ∑q1 c1

З1 = =

Фактический выпуск товарной продукции в действующих ценах ∑q1 p1

Определяется влияние факторов:

1. Влияние изменения структуры ассортимента выпускаемой продукции:

∑q1 c0 ∑q0 c0

З структуры = -

∑q1 p0 ∑q0 p0

2. Влияние изменения себестоимости отдельных видов продукции

∑q1 c1(рес) ∑q1 c0

З себестоимости = -

∑q1 p0 ∑q1 p0

3. влияние изменения цен на ресурсы:

∑q1 c1 ∑q0 c1()рес

З цен на ресурсы = -

∑q1 p0 ∑q1 p0

4. Влияние оптовых цен на продукцию:

∑q1 c1 ∑q1c1

З цен = -

∑q1 p1 ∑q1 p0

Расчет влияния факторов на изменение затрат на рубль товарной продукции

  Показатели   По плану По плану, пересчитанному на фактический выпуск и ассортимент Фактически
В ценах на ресурсы, принятых в плане В ценах на продукцию, принятых в плане В действующих ценах
А          
1. Полная себестоимость выпускаемой продукции          
2. Объем товарной продукции в отпускных ценах          
3. Затраты на рубль товарной продукции     85,89   84,45   84, 95   84,71

Цены на сырье и материалы выросли на 153 рубля, что привело к удорожанию себестоимости на эту же сумму. Следовательно, себестоимость фактически выпущенной продукции в ценах на ресурсы, принятые в плане составили:

25900 – 153 = 25747;

Затраты на рубль товарной продукции по сравнению с планом снизились:

84, 71 – 85 = - 0,29 коп/руб.

В том числе:

а) за счет сдвигов в структуре и ассортименте выпускаемой продукции:

85,89 – 85 = + 0,89 коп/руб.

Это значит, что в общем выпуске продукции увеличился удельный вес менее рентабельных видов.

б) за счет изменения себестоимости отдельных видов выпускаемой продукции:

84,45 – 85,89 = - 1,44

Что означает снижение себестоимости отдельных видов продукции.

в) за счет изменения цен на ресурсы:

84,95 – 84,45 = + 0,5

г) влияние отпускных цен на продукцию:

84,71 – 84,95 = - 0,24

Увеличение цен на продукцию привело к снижению затрат на рубль товарной продукции. Суммарное влияние четырех факторов:

+ 0,89 - 1,44+ 0,5 - 0,24 = -0,29 коп/руб.

Лекция №3 Анализ состав и структуры затрат

1. Анализ структуры затрат по элементам и статьям

2. Анализ прямых материальных затрат

3. Анализ прямых трудовых затрат.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: