ТЕМА 7. Диспетчеризация, планирование и автоматизация производства
Это оперативное регулирование производства.
Так как производственный процесс имеет вероятностный характер, на предприятии всегда возможны отклонения фактического состояния производства в каждый отдельный момент времени от расчетных значений в те же периоды времени.
Наличие отклонений от программы производственного процесса – явление неизбежное, так как в момент комплектования программы практически не возможно учесть все возможные состояния элементов производства. Следовательно, важен не сам факт появления отклонения, а его величина.
Успешное преодоление отклонений от нормального хода производства зависит от своевременности информации об отклонении, его масштабах и оперативности регулирования производства. Это и составляет содержание деятельности диспетчерского аппарата предприятия и его подразделений.
Диспетчеризация – это централизованный контроль и непрерывное оперативное руководство текущим ходом производства в масштабах предприятия и его подразделений.
В ее задачи входит:
- системный контроль планов-графиков изготовления продукции;
- координация работы взаимосвязанных подразделений предприятия;
- принятие оперативных мер по предупреждению нарушений в ходе производственного процесса и ликвидация последствий, возникших нарушений.
Методы и содержание диспетчерского регулирования зависят от типа производства на предприятии единичного и мелкосерийного производства. Основными объектами диспетчерского контроля являются сроки выполнения важнейших работ по отдельным заказам и оперативная подготовка к выполнению текущих заданий.
Диспетчерский контроль осуществляется на основании планов-графиков работы цехов и участков, а также межцеховых подач с учетом нормы времени опережения.
В крупносерийном и массовом производстве основными объектами диспетчерского контроля является соблюдение установленных тактов работы поточных линий и состояние внутрилинейных и межлинейных заделов. Контроль осуществляется на основе сменно-суточных и часовых графиков работ.
На предприятии любого типа производства обязательными объектами диспетчерского контроля являются: объем выпуска товарной продукции в соответствии с установленным заданием, объемами и сроками; состояние незавершенного производства и уровень материально-технического обеспечения.
Типовая схема диспетчерской службы и взаимоотношений между подразделениями показана на рисунке.
1 – от производственных цехов.
2 – ежегодные сведения о сдаче товарной продукции, сигналы о перебоях и претензиях.
3 – от отдела снабжения.
4 – ежедневный рапорт о поступлении материалов, сигналы о срывах снабжения.
5 – от отдела сырья и топлива.
6 – о наличии сырья.
7 – от службы календарного планирования.
8 – оперативные программы.
9 – от других служб (механик, энергетик).
10 – о наличии оборудования для ремонтов и наличии запчастей, обеспечивающих надежность технологий.
11 – диспетчер получает.
12 – операторы.
13 – главный диспетчер.
14 – специальные диспетчеры (по направлению).
15 – диспетчер ведет.
16 – графики хода производства и его сбои.
17 – картотеки сроков.
18 – диспетчерский журнал.
19 – от директора и его заместителей.
20 – текущие распоряжения в устном или письменном виде.
21 – диспетчер дает.
22 – производственным цехам.
23 – распоряжения по ходу выполнения заданий.
24 – отделу снабжения.
25 – распоряжения о дефицитных материалах, которые могут остановить производственно-технологический процесс.
26 – другим подразделениям.
27 – распоряжение цехам подготовительным, ремонтным по аварийным заказам и изменениям в технологии производства.
Рисунок 4 - типовая схема диспетчерской службы и взаимоотношения между подразделениями
Главная задача диспетчерской службы – поддержание и соблюдение строгой календарной сопряженности различных элементов производства в соответствии с установленными задачами.
Оперативность диспетчерского регулирования организации производства в значительной мере усиливается ежедневными селекторными совещаниями, на которых определяется отправная информация для работы всего диспетчерского аппарата в течение текущих суток.
Сигналы и претензии цехов, служб, распоряжения по ликвидации отклонений, оперативные задания руководству заносятся в специальный диспетчерский журнал.
Оперативность (эффективность) регулирования определяется технической оснащенностью связью, сигнализацией, ЭВМ.