Понятие диспетчерской службы

ТЕМА 7. Диспетчеризация, планирование и автоматизация производства

Это оперативное регулирование производства.

Так как производственный процесс имеет вероятностный характер, на предприятии всегда возможны отклонения фактического состояния производства в каждый отдельный момент времени от расчетных значений в те же периоды времени.

Наличие отклонений от программы производственного процесса – явление неизбежное, так как в момент комплектования программы практически не возможно учесть все возможные состояния элементов производства. Следовательно, важен не сам факт появления отклонения, а его величина.

Успешное преодоление отклонений от нормального хода производства зависит от своевременности информации об отклонении, его масштабах и оперативности регулирования производства. Это и составляет содержание деятельности диспетчерского аппарата предприятия и его подразделений.

Диспетчеризация – это централизованный контроль и непрерывное оперативное руководство текущим ходом производства в масштабах предприятия и его подразделений.

В ее задачи входит:

- системный контроль планов-графиков изготовления продукции;

- координация работы взаимосвязанных подразделений предприятия;

- принятие оперативных мер по предупреждению нарушений в ходе производственного процесса и ликвидация последствий, возникших нарушений.

Методы и содержание диспетчерского регулирования зависят от типа производства на предприятии единичного и мелкосерийного производства. Основными объектами диспетчерского контроля являются сроки выполнения важнейших работ по отдельным заказам и оперативная подготовка к выполнению текущих заданий.

Диспетчерский контроль осуществляется на основании планов-графиков работы цехов и участков, а также межцеховых подач с учетом нормы времени опережения.

В крупносерийном и массовом производстве основными объектами диспетчерского контроля является соблюдение установленных тактов работы поточных линий и состояние внутрилинейных и межлинейных заделов. Контроль осуществляется на основе сменно-суточных и часовых графиков работ.

На предприятии любого типа производства обязательными объектами диспетчерского контроля являются: объем выпуска товарной продукции в соответствии с установленным заданием, объемами и сроками; состояние незавершенного производства и уровень материально-технического обеспечения.

Типовая схема диспетчерской службы и взаимоотношений между подразделениями показана на рисунке.

       
 
 
 
 
 
 


1 – от производственных цехов.

2 – ежегодные сведения о сдаче товарной продукции, сигналы о перебоях и претензиях.

3 – от отдела снабжения.

4 – ежедневный рапорт о поступлении материалов, сигналы о срывах снабжения.

5 – от отдела сырья и топлива.

6 – о наличии сырья.

7 – от службы календарного планирования.

8 – оперативные программы.

9 – от других служб (механик, энергетик).

10 – о наличии оборудования для ремонтов и наличии запчастей, обеспечивающих надежность технологий.

11 – диспетчер получает.

12 – операторы.

13 – главный диспетчер.

14 – специальные диспетчеры (по направлению).

15 – диспетчер ведет.

16 – графики хода производства и его сбои.

17 – картотеки сроков.

18 – диспетчерский журнал.

19 – от директора и его заместителей.

20 – текущие распоряжения в устном или письменном виде.

21 – диспетчер дает.

22 – производственным цехам.

23 – распоряжения по ходу выполнения заданий.

24 – отделу снабжения.

25 – распоряжения о дефицитных материалах, которые могут остановить производственно-технологический процесс.

26 – другим подразделениям.

27 – распоряжение цехам подготовительным, ремонтным по аварийным заказам и изменениям в технологии производства.

Рисунок 4 - типовая схема диспетчерской службы и взаимоотношения между подразделениями

Главная задача диспетчерской службы – поддержание и соблюдение строгой календарной сопряженности различных элементов производства в соответствии с установленными задачами.

Оперативность диспетчерского регулирования организации производства в значительной мере усиливается ежедневными селекторными совещаниями, на которых определяется отправная информация для работы всего диспетчерского аппарата в течение текущих суток.

Сигналы и претензии цехов, служб, распоряжения по ликвидации отклонений, оперативные задания руководству заносятся в специальный диспетчерский журнал.

Оперативность (эффективность) регулирования определяется технической оснащенностью связью, сигнализацией, ЭВМ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: