Функции речи

Язык и речь

V. РЕЧЕВАЯ КОММУНИКАЦИЯ

1) внутренняя;

2) внешняя (устная и письменная).

1) диалог;

2) полилог;

3) монолог.

1) рассуждение;

2) повествование;

3) описание;

4) оценка.

Язык – естественно возникшая в человеческом обществе и развивающаяся система облеченных в звуковую форму знаковых единиц, способная выразить всю совокупность понятий и мыслей человека и предназначенная прежде всего для целей коммуникации.

Язык в одно и то же время – условие развития и продукт человеческой культуры. «Язык есть всегда столько же цель, сколько средство, настолько же создается, насколько употребляется» (А.А.Потебня).

Речь – конкретное говорение, протекающее во времени и облеченное в звуковую (включая внутренне проговаривание) или письменную форму. Под речью принято понимать как сам процесс говорения, так и результат этого процесса, то есть и речевую деятельность, и речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом.

Общая характеристика речи обычно дается через противопоставление ее языку. Язык и речь в совокупности образуют единый феномен языка. Речь есть воплощение, реализация языка, который обнаруживает себя только в речи и только через нее выполняет свое коммуникативное назначение.

Если язык – это орудие (средство общения), то речь есть производимый этим орудием вид общения. Речь материальна, она воспринимается чувствами (слухом, зрением, осязанием), язык же (система знаков) включает в себя абстрактные аналогии единиц речи (сравнить: звук речи и фонема).

Речь есть последовательность слов, она линейна, язык вносит в эту линейную последовательность иерархичные отношения, он имеет уровневую организацию.

Речь стремится к слиянию слов в речевом потоке, язык сохраняет их отдельность.

Речь отнесена к объектам действительности и может рассматриваться с точки зрения своей истинности или ложности, к языку истинная оценка неприемлема.

Речь конкретна и неповторима, язык абстрактен и воспроизводим. Речь подвижна, язык стабилен, речь бесконечна, система языка ограничена определенным набором составляющих.

1)Ведущей функцией речи является референтная (в иной терминологии номинативная, денотативная, когнитивная). Это функция обозначения явлений действительности (например, вывески на улицах города).

2)Второй по важности признается эмотивная функция, то есть ориентированная на говорящего, и на выражение отношения автора речи к содержанию сообщения или его эмоциональной реакции на ситуацию общения. Эмотивная функция наиболее полно проявляется в междометиях, интонации.

3)Следующая функция – апеллятивная (или конативная, от лат. Conatus – попытка). Это ориентация на адресата. В наиболее чистом виде выражается такими формами, как обращение и побуждение. Это выражение приветствия и прощания, благодарности и т.д.

3)Фатическая функция (от лат. For futussm furi – говорить). Эта функция обслуживает речевой контакт, необходимый для общения. Она реализуется такими высказываниями, которые имеют целью завязывание, продолжение или прекращение общения (сравнить: Послушай! Довольно! Прекрати!). Термин «фатическое (или контактоустанавливающее) общение» был введен применительно к диалогам, беседам, целью которых является создание «уз общности» путем простого обменивания словами. Сравнить:

«Ну что, брат Пушкин?» - «Да так, брат», - отвечает бывало, «так как-то все…» (Н.В.Гоголь).

5)Установка на то, чтобы сообщение своей формой и содержанием удовлетворяло эстетическое чувство адресата, создает поэтическую функцию, которая присутствует не только в художественном тексте, но и в повседневной речи. Она проявляется в стремлении говорящего к ритмичности речи, образности выражения и т.д.

6)Будучи общественным явлением, речь рассматривается как часть культуры, один из ее компонентов.

Культуроносная, или кумулятивная функция речи проявляется в том, что язык не просто передает некоторые сообщения, но и обладает способностью отражать, фиксировать и сохранять информацию. Следовательно, работа над культурой речевого общения позволяет помочь человеку не только овладеть способами коммуникации, выражения мысли (чувств, переживаний), но и проникнуть в национальную культуру, получить огромное духовное богатство, хранимое языком.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: