Тема 1: Происхождение государства и права
Раздел I. Теория государства
СОДЕРЖАНИЕ
ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 030503 ПРАВОВЕДЕНИЕ
КУРС ЛЕКЦИЙ
И ПРАВА
Пояснительная записка………………………………………………… С. 3
Раздел I. Теория государства………………………………………….. С. 4-21
Тема 1. Происхождение государства и права………………………… С. 4-7
Тема 2. Общая характеристика государства………………………….. С. 7-10
Тема 3. Типы и формы государства…………………………………… С. 10-17
Тема 4. Механизм (аппарат) государства…………………..………… С. 17-19
Раздел II. Теория права………………………………………………… С. 20-56
Тема 5. Общая характеристика права…………………………………. С. 20-24
Тема 6. Способы, предмет и метод правового регулирования………. С. 24-26
Тема 7. Нормы права……………………………………………………. С. 26-28
Тема 8. Источники права……………………………………………….. С. 28-31
Тема 9. Система права и система законодательства………………….. С. 31-35
Тема 10. Типы права…………………………………………………….. С. 35-37
|
|
Тема 11. Правовые отношения…………………………………………. С. 37-41
Тема 12. Реализация и применение права……………………………... С. 41-45
Тема 13. Толкование права……………………………………………... С. 46-48
Тема 14. Правомерное поведение, правонарушение, юридическая ответственность………………………………………………………….. С. 48-54
Тема 15. Механизм правового регулирования…………………..…….. С. 54-55
Вопросы к экзамену ……………………………………………………... С. 55-57
Источники и литература………………………………………………… С. 58
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебная дисциплина «Теория государства и права» является общепрофессиональной дисциплиной в структуре основной профессиональной программы. Она находится на стыке общественных и юридических дисциплин и излагает общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права в их взаимосвязи. Для других правовых дисциплин теория государства и права является базовой дисциплиной. Поэтому в процессе преподавания теории государства и права необходимо учитывать ее взаимосвязи с изучаемыми общественными и правовыми дисциплинами.
Авторский курс лекций рассчитан на 64 часа и разработан в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 0201 Правоведение. Источниками для составления курса послужили Конституция РФ, федеральное законодательство, учебники и учебные пособия, разработанные столичными и омскими авторами.
Авторский курс лекций включает практические задания по отдельным вопросам и темам, позволяющим целенаправленно проводить контроль самостоятельной работы студентов и усвоение юридической терминологии.
|
|
В качестве итогового контроля предусмотрен экзамен.
Курс лекций подготовлен
преподавателем юридических
дисциплин ОГПЭК
В.А. РОДИОНОВЫМ
1. Регулирование отношений в первобытном обществе.
2. Предпосылки и пути возникновения государств.
3. Происхождение права.
Общие положения. 1. Человек современного типа появился 40 тыс. лет назад. Он перестал меняться сам, но стало усложняться человеческое общество. 2. Общество – это форма совместной жизнедеятельности людей. 3. Признаки общества: а) система управления - власть; б) система правил поведения – система норм. 4. Около 5 тыс. лет назад в Азии и Африке появились первые государства.
Структура первобытного общества. 1. Основной единицей общества была родоваяобщина - объединение родственников, ведущих общее хозяйство. 2. Внутри рода существовала экзогамия - запрет брачных связей. Для брачных связей два рода объединялись и образовывали фратрию. 3. Позднее возникли племена, объединявшие близкие роды, а затем - союзыплемен. Такое укрупнение позволяло: а) успешнее отражать нападения соседей; б) нападать самим; в) мирно присоединять слабые племена. 4. Однако объединение людей в государство сдерживалось присваивающим характером хозяйства (охота, собирательство, рыболовство). Оно ограничивало количество людей, которое могла прокормить территория.
Власть. 1. Это отношение господства и подчинения, основанное на принуждении. 2. В родовой общине важнейшие вопросы решались общим собранием рода. Право участвовать в нем имел каждый взрослый. 3. Для повседневного управления избирался старейшина (наиболее сильный на раннем этапе развития общества, затем - наиболее умный). Должность старейшины не давала привилегий - он работал вместе со всеми и получал свою долю. 4. Племя управлялось советом старейшин, представлявших входящие в племя роды. 5. Совет старейшин назначал племенного вождя, занимавшегося внешними вопросами. 6. Союз племен управлялся советом племенных вождей, который избирал вождя союза (иногда двух). 7. Вопросами религии ведали жрецы. Их полномочия передавались по наследству. 8. С развитием первобытного общества люди специализировались в какой-либо деятельности. Старейшины и вожди также приобретали опыт управления и постепенно стали пожизненно находиться в должности.
Особенности власти в догосударственный период. 1. Распространялась только в границах рода. 2. Основывалась на кровных связях. 3. Органами власти выступало само общество (общее собрание рода) и его представители (должностные лица).
Нормативное регулирование. 1. Правила поведения, унаследованные от предков, формировались в систему норм. 2. Сначала закрепилась система запретов (табу) - запрет каннибализма, экзогамия…. 3. Затем появились обычаи, имевшие более сложную структуру, чем запреты, напр., обычай кровной мести.
Особенности норм догосударственного периода. 1. Не имели письменной формы выражения - существовали в сознании людей. 2. Выражали интересы сразу всех общинников. 3. Ведущим способом регулирования был запрет, лишь потом появились права и обязанности. 4. Нормы соблюдались по привычке, а также мерами убеждения (внушения) и принуждения (изгнание из рода).
Задание. 1. Что являлось источником власти старейшин, вождей и жрецов в первобытном обществе? 2. Почему система социального регулирования в первобытном обществе носила в целом запретительный характер?