double arrow

Вопрос 1. Регулирование отношений в первобытном обществе

Тема 1: Происхождение государства и права

Раздел I. Теория государства

СОДЕРЖАНИЕ

ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 030503 ПРАВОВЕДЕНИЕ

КУРС ЛЕКЦИЙ

И ПРАВА

Пояснительная записка………………………………………………… С. 3

Раздел I. Теория государства………………………………………….. С. 4-21

Тема 1. Происхождение государства и права………………………… С. 4-7

Тема 2. Общая характеристика государства………………………….. С. 7-10

Тема 3. Типы и формы государства…………………………………… С. 10-17

Тема 4.Механизм (аппарат) государства…………………..………… С. 17-19

Раздел II. Теория права………………………………………………… С. 20-56

Тема 5. Общая характеристика права…………………………………. С. 20-24

Тема 6. Способы, предмет и метод правового регулирования………. С. 24-26

Тема 7. Нормы права……………………………………………………. С. 26-28

Тема 8. Источники права……………………………………………….. С. 28-31

Тема 9. Система права и система законода­тельства………………….. С. 31-35

Тема 10. Типы права…………………………………………………….. С. 35-37

Тема 11. Правовые отношения…………………………………………. С. 37-41

Тема 12. Реализация и применение права……………………………... С. 41-45

Тема 13.Толкование права……………………………………………... С. 46-48

Тема 14. Правомерное поведение, правона­рушение, юридическая ответственность………………………………………………………….. С. 48-54

Тема 15. Механизм правового регулирования…………………..…….. С. 54-55

Вопросы к экзамену ……………………………………………………... С. 55-57

Источники и литература………………………………………………… С. 58

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебная дисциплина «Теория государства и права» является обще­про­фессиональной дисциплиной в структуре основной профессиональной про­граммы. Она находится на стыке общественных и юридических дисци­плин и излагает общие закономерности возникновения, развития и функ­циони­рования государства и права в их взаимосвязи. Для других правовых дис­циплин теория государства и права является базовой дисциплиной. По­этому в процессе преподавания теории государства и права необходимо учитывать ее взаимосвязи с изучаемыми общественными и правовыми дисциплинами.

Авторский курс лекций рассчитан на 64 часа и разработан в соответ­ст­вии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 0201 Правоведение. Источ­ни­ками для составления курса послужили Конституция РФ, федеральное за­конодательство, учебни­ки и учебные пособия, разработанные столичны­ми и омскими авторами.

Авторский курс лекций включает практические задания по отдельным вопросам и темам, по­зволяющим целенаправленно проводить контроль самостоятельной работы студентов и усвоение юри­дической терминологии.

В качестве итогового контроля предусмотрен экзамен.

Курс лекций подготовлен

преподавателем юридических

дисциплин ОГПЭК

В.А. РОДИОНОВЫМ

1. Регулирование отношений в первобытном обществе.

2.Предпосылки и пути возникновения государств.

3. Происхождение права.

Общие положения. 1. Человек современного типа появился 40 тыс. лет на­зад. Он пе­рестал меняться сам, но стало усложняться человеческое об­ще­ство. 2. Общество – это форма совместной жизнедеятельности людей. 3. Признаки об­щества: а) система управления - власть; б) сис­тема правил по­ведения – система норм. 4. Около 5 тыс. лет на­зад в Азии и Африке появи­лись первые государства.

Структура первобытного общества. 1.Основной единицей общест­ва была родоваяобщина-объединение родственников, ведущих общее хо­зяй­ство. 2. Внутри рода существовала экзогамия- запрет брачных свя­зей. Для брачных свя­зей два рода объединялись и образовыва­ли фрат­рию. 3. Позд­нее возникли пле­мена, объединявшие близкие роды, а затем - союзыпле­мен. Такое укрупнение позволя­ло: а) успешнее отра­жать нападе­ния со­се­дей; б) нападать самим; в) мирно при­соеди­нять слабые пле­мена. 4. Од­нако объ­е­динение людей в государство сдерживалось при­сваи­вающим характе­ром хозяй­ства (охота, собирательство, рыболовство). Оно ограничивало ко­личест­во лю­дей, которое могла прокор­мить тер­рито­рия.

Власть. 1. Это отношение господства и подчине­ния, основанное на принуж­дении. 2. В родовой общине важнейшие вопросы решались общим собранием рода. Право участвовать в нем имел каждый взрослый. 3. Для повседневного управления избирался старейшина (наиболее силь­ный на раннем этапе развития общества, затем - наиболее умный). Долж­ность ста­рейшины не давала привиле­гий - он работал вместе со всеми и получал свою долю. 4. Племя управлялось со­ветом старей­шин, пред­ставлявших входящие в племя роды. 5. Совет старейшин назначал племенного вож­дя, занимавше­гося внешними вопросами. 6. Союз племен управлялся со­ве­том племен­ных вож­дей, который избирал вождя союза (иногда двух). 7. Во­просами религии ведали жрецы. Их полномочия пере­давались по на­след­ству. 8. С развитием первобытного общества люди специали­зировались в ка­кой-либо деятельности. Старей­шины и вожди также приобретали опыт управления и посте­пенно стали пожизненно находиться в долж­ности.

Особенности вла­сти в догосу­дарственный период. 1. Распространя­лась только в границах рода. 2. Осно­вывалась на кровных связях. 3. Орга­нами власти выступало само об­щест­во (общее собра­ние рода) и его пред­ставите­ли (должностные лица).

Нормативное регулирование. 1. Правила поведения, унаследован­ные от предков, формировались в систему норм. 2. Сначала закре­пилась систе­ма запретов (табу) - запрет каннибализма, экзогамия…. 3. Затем появи­лись обычаи, имевшие более сложную структуру, чем запреты, напр., обы­чай кровной мести.

Особенности норм догосударственного периода. 1. Не имели пись­менной формы вы­ра­жения - существовали в сознании людей. 2. Вы­ражали интере­сы сразу всех общинников. 3. Ведущим способом регу­лирования был за­прет, лишь потом появились права и обязанности. 4. Нормы соблю­да­лись по при­выч­ке, а также мерами убежде­ния (внушения) и принуждения (изгна­ние из рода).

Задание. 1.Что являлось источни­ком власти ста­рейшин, во­ждей и жрецов в перво­бытном обществе? 2. Почему система социального регу­лирования в пер­вобытном об­ществе носила в целом за­претительный характер?


Сейчас читают про: