Для действующей ПТБ характерным является наличие автономных АТП, в которых выполняются все виды работ по ТО и ТР подвижного состава без какой – либо специализации и кооперации, что приводит к малоэффективному использованию производственных мощностей по сравнению с централизованными специализированными цехами и участками (табл. 7.1).
Таблица 7.1. Технико – экономические показатели различных видов производств ТО и ремонта подвижного состава
Наибольший эффект может быть достигнут в рамках объединений автомобильного транспорта. Объективными условиями повышения эффективности ПТБ объединений по сравнению с отдельными АТП являются:
1. большие материальные и финансовые возможности, позволяющие быстрее и эффективнее решать вопросы реконструкции и технического перевооружения предприятий по ТО и ремонту, Лучше использовать производственные мощности;
2. возможность осуществления специализации по видам ТО и ремонта, что дает возможность быстрее внедрять прогрессивные технологические процессы, повышать качество ТО и ТР и производительность труда;
3. широкая специализация и кооперация работ ТО и ремонта, которые позволяют осуществлять производственные связи между предприятиями объединения, что обеспечивает наиболее экономное использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
Основными формами организационно – производственных структур технического обеспечения подвижного состава являются концентрация, специализация и кооперация производства.
Концентрация – объединение ПТБ, трудовых и других ресурсов для выполнения работ ТО и ремонта подвижного состава. связана с укрупнением предприятий и созданием единой организационно – управленческой структуры. приводит к росту производственной программы и объемов работ.
Специализация – ориентация производства на выполнение определенного вида ограниченной номенклатуры работ по ТО и ремонту подвижного состава, агрегатов, систем, позволяющая эффективно применять прогрессивные технологические процессы, производительное оборудование, квалифицированный персонал. связана с созданием специализированных производств, например для выполнения работ ТО – 2, ремонта агрегатов, узлов, окраски автомобилей и др.
Специализация оценивается по следующим параметрам: видам, форме, глубине специализации и уровню концентрации производства. имеют место следующие виды специализации:
1. отраслевая – внутри автомобильной отрасли; например, предприятия, специализирующиеся на ремонте агрегатов;
2. региональная – внутри региона (объединения автомобильного транспорта); например специализированные производства по ремонту электрооборудования, топливной аппаратуры и др.;
К формам региональной специализации элементов ПТБ относятся:
- предметная – на проведение работ ТО и ремонта определенных видов подвижного состава;
- агрегатно – узловая – при выполнении работ по ТО и ремонту агрегатов, узлов и систем подвижного состава;
- подетальная – на восстановление или изготовление деталей;
технологическая – на выполнение однородных технологических процессов, операций или группы операций; например, создание участков по окраске автомобилей, механической обработке;
- регламентно – технологическая – по видам ТО;
- функциональная – специализация вспомогательных производств, обеспечивающих основной производственный процесс предметами и средствами труда; например ремонт, обслуживание и изготовление оборудования, инструмента, оснастки и др.
3. внутрихозяйственная – специализация участков, постов на АТП или объединение по конкретным видам работ; например моторный участок, посты ТО – 2 и др.;
4. внутрицеховая (внутриучастковая или внутрипостовая) – специализация одного или группы рабочих по выполнению определенных операций внутри участка или поста; например создание специализированных постов ТР и др.
Кооперация – совместное выполнение определенных работ по ТО и ремонту подвижного состава несколькими предприятиями или производственными подразделениями, предусматривающее организацию между ними технологических, экономических, организационно – управленческих и информационных связей.
Для реализации принципов концентрации, специализации и кооперации производства предусматриваются предприятия следующих типов:
1. Автономные АТП. Предназначены для выполнения как полного, так и частичного объемов работ ТО и ТР. Критерием целесообразности выполнения работ по кооперации условно можно считать коэффициент загрузки основного оборудования, равный не менее 0,4 при использовании оборудования минимум в каждую из двух смен работы.
к централизуемым видам работ, выполняемых по кооперации, относятся замена, ремонт и испытание двигателей и основных агрегатов, кузнечно – рессорные, медницко – радиаторные, кузовные (сварочно – жестяницкие и окрасочные) работы, работы ТО – 2 при малой численности какой – либо модели на предприятиях со смешанным подвижным составом.
2. Эксплуатационные филиалы АТП. Предназначены для организации транспортной работы и частичного выполнения работ по ТО и ТР подвижного состава филиала. В эксплуатационных филиалах обеспечиваются хранение подвижного состава, работы ЕО, при определенных условиях – ТО – 1 и работы ТР в объеме 15 – 20 % общего объема работ ТР, в основном нетрудоемкие регулировочные, диагностические и другие работы. В зависимости от объема и видов выполняемых работ предусматриваются два типа филиалов (табл. 7.2).
Таблица 7.2. Примерное распределение объемов ТО и ТР по видам работ, выполняемых в эксплуатационных филиалах АТП [20]
3. Производственные филиалы АТП. Предназначены для централизованного выполнения работ ТО и ТР подвижного состава эксплуатационных филиалов. В производственных филиалах выполняются работы ТО – 2, при определенных условиях – ТО – 1 и ТР в объеме 80 – 85 % общего объема работ ТР. В основном это трудоемкие работы по замене агрегатов и узлов, кузнечно – рессорные и другие работы, которые не производятся в эксплуатационных филиалах. в его составе могут находиться одна или несколько автоколонн, т. е. филиал может частично выполнять функции и эксплуатационного филиала.
4. Производственно – технические комбинаты (ПТК) и базы централизованного технического обслуживания (БЦТО) (табл. 7.3). - создаются для выполнения наиболее трудоемких работ ТО и ТР для одного или двух семейств автомобилей одного типа. По мере развития и совершенствования ПТБ производственные функции ПТК и БЦТО могут расширяться за счет выполнения работ ТО – 1, кузовных работ, ремонта прицепного состава и т. п.
Таблица 7,3. Примерное распределение объемов ТО и ТР по вилам работ, выполняемых на БЦТО и ПТК [20]
5. Централизованные специализированные производства (ЦСП). аналогичны ПТК и БЦТО, но отличаются узкой специализацией производства и большими объемами выполняемых работ. Преимущественное развитие получают ЦСП по ремонту двигателей и агрегатов, приборов электрооборудования и систем питания, аккумуляторных батарей (табл. 7.4).
Таблица 7.4. Примерное распределение объемов работ, выполняемых в ЦСП [20]